b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Первый учитель» — краткое содержание

«Первый учитель» — краткое содержание
1.7K

Чингиз Айтматов, 7 класс, 8 минут

Повесть «Первый учитель» Чингиза Айтматова написана в 1962 году и стала одним из самых известных произведений киргизского писателя. Произведение посвящено теме просвещения в национальных республиках СССР в первые годы советской власти. Повесть была экранизирована в 1965 году режиссером Андреем Кончаловским.

Место и время действия

Действие происходит в 1920-х годах в небольшом киргизском ауле Куркуреу в горах Тянь-Шаня. Повествование ведется ретроспективно — через воспоминания героев спустя много лет после основных событий.

Список персонажей

  • Дюйшен — первый учитель, молодой комсомолец, демобилизованный красноармеец
  • Алтынай Сулайманова — ученица, сирота, ставшая впоследствии академиком
  • Художник — рассказчик, односельчанин Дюйшена и Алтынай
  • Жители аула — старики, женщины, дети
  • Представители советской власти — милиционеры, районные работники
  • Похититель Алтынай — мужчина из соседнего аула
  • Родственники Алтынай — двоюродный брат отца и его семья

Краткое содержание

Молодой демобилизованный красноармеец Дюйшен приезжает в отдаленный киргизский аул Куркуреу с задачей открыть школу и обучать детей грамоте. Это происходит в 1924 году, в первые годы советской власти, когда новое государство стремилось ликвидировать безграмотность среди национальных меньшинств. Дюйшен полон энтузиазма и веры в светлое будущее, но его ждут серьезные испытания.

Местные жители встречают молодого учителя с недоверием и подозрением. Они не понимают, зачем нужна школа, особенно для девочек, которых по традиции не принято обучать грамоте. Старики во главе с Сабырбаем считают, что детям достаточно знать обычаи предков и уметь пасти скот. Единственным подходящим помещением для школы оказывается заброшенная конюшня.

Дюйшен начинает обустраивать школу в полуразрушенной конюшне, сам ремонтирует ее, делает парты и доску. Он обходит дома, уговаривая родителей отдать детей в школу. Постепенно к нему приходят несколько ребятишек, среди которых выделяются сирота Алтынай и другие дети аула.

Особое внимание учитель уделяет Алтынай — способной четырнадцатилетней девочке-сироте, которая живет у родственников и подвергается унижениям. Дюйшен видит в ней большие способности и старается дать ей максимум знаний. Он мечтает, что девочка сможет получить настоящее образование и стать полезной обществу. Алтынай тянется к знаниям и становится лучшей ученицей.

Против школы активно выступает местный бай Карач, который видит в просвещении угрозу своему влиянию. Он настраивает жителей против учителя, распространяет слухи о том, что Дюйшен развращает детей. Особенно Карача возмущает, что в школе учится девочка, что противоречит местным традициям.

Ситуация обостряется, когда родственники Алтынай решают выдать ее замуж и продают приезжему грубому мужчине из соседнего аула. Этот человек похищает девочку прямо из школы, избив при этом Дюйшена. Учитель понимает, что должен любой ценой защитить ученицу и дать ей возможность продолжить образование.

Дюйшен обращается за помощью к милиции. Вместе с нарядом милиционеров он прибывает в соседний аул, где арестовывают похитителя. Освобожденную Алтынай учитель решает отправить в детский дом в Ташкенте, чтобы она могла получить полноценное образование в безопасных условиях.

Расставание с Алтынай дается Дюйшену тяжело — за время обучения между учителем и ученицей установились глубокие духовные связи. Он верит, что образование откроет перед девочкой новые горизонты и она сможет принести пользу обществу. Алтынай уезжает в Ташкент с болью в сердце, но с пониманием необходимости учебы.

Несмотря на все препятствия, Дюйшену удается доставить Алтынай в город и устроить ее в школу. Он договаривается о том, чтобы девочка жила в интернате и получила полноценное образование. Расставание дается им тяжело — за время совместных испытаний между учителем и ученицей установились глубокие духовные связи.

После отъезда Алтынай Дюйшен возвращается в аул, где его встречают как преступника. Власти под давлением местных жителей арестовывают учителя. Его обвиняют в похищении девочки и развращении молодежи. Школа закрывается, а сам Дюйшен исчезает из аула — по одним сведениям, его сослали, по другим — он погиб.

Проходят десятилетия. Алтынай, благодаря жертве своего первого учителя, получает высшее образование, становится ученым, академиком. Она приезжает в родной аул уже пожилой, известной и уважаемой женщиной. Вместе с Семетеем, который стал художником, она вспоминает своего первого учителя.

Жители аула, которые когда-то враждебно относились к Дюйшену, теперь с гордостью говорят об Алтынай, но мало кто помнит, кому она обязана своими успехами. Алтынай и Семетей решают найти могилу своего учителя, чтобы отдать ему дань памяти и признательности.

В финале повести показано, как изменился аул за прошедшие годы. Появились новые школы, дети получают образование, женщины стали равноправными членами общества. То, за что боролся Дюйшен, стало реальностью. Его мечты о просвещении народа осуществились, хотя сам он не дожил до этого времени.

Повесть заканчивается размышлениями о том, что подвиг первого учителя не забыт. Алтынай, ставшая воплощением его мечты о просвещенном человеке, является живым памятником Дюйшену. Через ее судьбу автор показывает, что жертвы, принесенные во имя образования и прогресса, не были напрасными.

История Дюйшена становится символом борьбы нового со старым, света с тьмой, образования с невежеством. Первый учитель олицетворяет целое поколение энтузиастов, которые несли знания в самые отдаленные уголки страны, часто ценой собственной жизни и благополучия.

Идея и нравственный смысл произведения

Основная идея повести — утверждение великой миссии учителя и силы образования в преобразовании общества. Айтматов показывает, как один человек, движимый благородными идеями, может изменить судьбы людей и целого народа. Нравственный смысл заключается в том, что истинное служение просвещению требует самопожертвования, но эти жертвы не напрасны — они дают плоды в будущих поколениях. Произведение утверждает ценность знания, образования, особенно для женщин в традиционном обществе, и показывает неизбежность победы прогресса над консерватизмом и невежеством. Повесть также раскрывает тему памяти и благодарности к тем, кто прокладывал путь к светлому будущему.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость