b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Первый учитель» — краткое содержание

«Первый учитель» - краткое содержание
Новое

Чингиз Айтматов — 7 класс — 8 мин.

В 1962 году была написана повесть «Первый учитель» Айтматова. В этой книге рассказывается о трудном времени, когда советская власть только начинала укореняться в Киргизии, и молодежи было трудно получать образование и развиваться из-за патриархальных традиций.

Главным героем истории является учитель, который после службы в армии возвращается в свою родную деревню, где он самостоятельно создает первую школу.

Мы рекомендуем прочитать краткое содержание повести «Первый учитель» онлайн на нашем сайте. Это будет полезно при подготовке к уроку литературы.

Место и время действия

События повести происходят в Казахстане, в деревне Куркуреу, в 1924 году и спустя несколько десятилетий.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Дюйшен– первый сельский учитель, молодой парень, не очень образованный, но очень инициативный и любящий свою работу.
  • Алтынай Сулайманова – юная девочка, которая потеряла родителей и стала сироткой. Ее ум и способности вызвали восхищение, а вдохновение на учебу она получила от своего учителя.

Другие персонажи

  • Художник – сосед Алтынай и Дюйшена, рассказавший их историю.

Краткое содержание

В процессе создания новой картины художник долго не мог определиться с темой. Он не привык советоваться с близкими или друзьями, так как сам еще не знал, какую идею воплотить на полотно. Это было также сложно, как предсказать будущее ребенка, который только что появился на свет.

Однако однажды художник решил "поделиться с людьми своими мыслями о пока еще не написанной картине". Его вдохновила история о родном аиле, которая глубоко тронула его сердце.

В куркуринской деревне Казахстана находился весьма знаменитый холм, который весьма загадочно именовался "школой Дюйшена". Легенда повествует о том, что когда-то давным-давно здесь существовала настоящая школа, однако сейчас нет никаких следов ее существования. Это заведение было организовано самим старейшиной по имени Дюйшен, который в свои юные годы был преданным комсомольцем.

Художника пригласили в свой исторический родной аил на церемонию почетного открытия новой школы, которую колхоз построил своими силами. Среди почетных гостей присутствовала и Алтынай Сулайманова - известный ученый, которая в свое время занимала почетную должность заведующей кафедрой в университете, проводила увлекательные лекции по философии и активно работала в академии наук. Она также часто путешествовала заграницу, погружаясь в мировую научную среду.

Многие земляки Алтынай отправили ей поздравительные телеграммы, а их доставлял некто Дюйшен, который знаменит тем, что сам открыл первую школу в нашем аиле. Но над Дюйшеном безжалостно смеялись, ведь он не обладал высоким уровнем грамотности. Эти насмешки стали причиной неожиданного решения Алтынай Сулаймановой оставить родной аил и уехать в Москву. Уже находясь в столице, она решила отправить художнику письмо-исповедь и просить его передать его жителям нашего родного аила.

В 1924 году появилась удивительная история. В ауле Куркуреу появился молодой революционер Дюйшен, который приехал сюда с одной целью - открыть школу и учить местных детей. В те времена понятия "школа" и "учеба" были чем-то новым и необычным для простых сельских людей. Они просто не могли понять, как школа может помочь их детям обеспечить себе пропитание. Все жители аула, за исключением немногих, были неграмотными, и именно поэтому они сопротивлялись открытию школы с такой настойчивостью.

К счастью, Дюйшену удалось убедить своих соседей в важности образования для детей. Он обратился к ним за помощью - предложил отремонтировать старую конюшню на горе, построить мост через реку и снабдить школу дровами. Однако жители, узнав, что Дюйшен будет получать зарплату за свою работу, предложили ему решить все проблемы за деньги, которые он получил.

Дюйшен принялся восстанавливать заброшенную конюшню своими руками. При осуществлении этой задачи он познакомился с Алтынай, маленькой сироткой, которая жила у своего дяди. В новом доме девочку не любили, относились безразлично и заставляли делать самую тяжелую работу.

Когда школу подготовили, Дюйшен стал проходить по дворам и знакомиться с детьми, чтобы пригласить их на учебу. Тетушка Алтынай сопротивлялась и не хотела отпускать свою помощницу, которая помогала ей по дому. Однако Дюйшену удалось договориться с дядей девочки, и он разрешил ей ходить в школу.

Удивительно, как этот "необразованный парень, который еле читал по слогам, и не имел никаких учебников под рукой", рискнул взять на себя обязанность обучения грамоте детей. Он расположил своих учеников на полу, устланном соломой, выдал каждому тетрадь, карандаш и деревянную дощечку в качестве стола, и приступил к работе. В результате, эти бедные киргизские дети, которые никогда не покидали свою деревню, неожиданно "открыли для себя новый, невиданный ранее мир".

При наступлении весны тетушка все чаще жаловалась на то, что Алтынай до сих пор никого не нашла себе в мужья. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве супруги одному богатому мужчине. Это стало известно и Дюйшену, который принял девочку к себе. Вскоре ему пришлось сразиться со "женихом" и его компаньонами, которые жестоко избили учителя. Алтынай была увезена в горы, где в пятнадцать лет она стала женой старого богатея.

Однако Дюйшен не сдался. Он вернулся за Алтынай в сопровождении полицейских, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть все, как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно иная жизнь.

Алтынай выполнила завет своего учителя и продолжила учиться в школе, а затем в институте в Москве. Несмотря на все испытания, которые выпали на ее долю, она успешно справилась с ними и достигла больших высот. На протяжении всей своей жизни Алтынай Сулайманова всегда в сердце носила любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

Чем закончилась история?

Дюйшен— в 1924 году, с помощью милиционеров, спас Алтынай от принудительного брака. Спустя десятилетия он продолжает жить в той же деревне.

Алтынай Сулайманова— после спасения от принуждения к браку Дюйшеном, закончила школу и институт, и смогла достичь больших высот в своей жизни, став заведующей кафедрой.

Вывод

В своем произведении Айтматов подчеркивает, что сильная человеческая воля и вера в свои силы способны сопротивляться системе и изменять жизнь всего общества к лучшему.

Рекомендуется ознакомиться с полной версией произведения после прочтения краткого пересказа "Первого учителя".

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость