Александр Иванович Куприн создал свое знаменитое произведение «Олеся» в 1898 году. Впервые оно было опубликовано на страницах газеты «Киевлянин». Центральной темой повести является трагическая история любви между паничем Иваном Тимофеевичем и молодой девушкой по имени Олеся. В образе главной героини Куприн воплотил концепцию «естественного человека», характерную для многих его произведений.
Ознакомиться с кратким содержанием повести «Олеся» по главам вы можете, как на нашем сайте, так и сохранив пересказ на ваш компьютер.
Место и время действия
Действие повести разворачивается в конце XIX века в деревне Переброд, расположенной на окраине Полесья.
Главные герои
- Иван Тимофеевич– молодой барин, писатель, от лица которого ведется повествование в произведении.
- Олеся– молодая женщина 20-25 лет, внучка Мануйлихи, обладающая сверхъестественными способностями.
Другие персонажи
- Ярмола– лесник, слуга Ивана Тимофеевича.
- Мануйлиха– пожилая знахарка, бабушка Олеси.
- Никита Назарыч Мищенко– управляющий соседнего поместья, приказчик.
- Евпсихий Африканович– полицейский урядник.
Краткое содержание
Глава 1
Согласно сюжету произведения, рассказчик, по воле судьбы, оказался в глухой деревушке Волынской губернии, на окраине Полесья, под названием Переброд, где его основным занятием и развлечением стала охота. Из скуки герой пробовал лечить местных жителей, а затем – обучить грамоте лесника Ярмолу.
Глава 2
Мрачным вечером, когда за окном свирепствовал ураган, Ярмола рассказал, что пять лет назад в их деревне проживала загадочная колдунья Мануйлиха со своей внучкой. Но их изгнали из села в лес за ведовство старухи. Теперь они обитают у болота за Ириновским шляхом.
Рассказчику стало любопытно познакомиться с ведьмой, и он попросил Ярмолу провести его к старухе, но разгневанный лесник отказался, не желая иметь дело с колдуньей.
Глава 3
Вскоре, преследуя зайца во время охоты, рассказчик заблудился. Он вышел к болоту и увидел избушку, которую принял за жилище местного лесника – «это была настоящая сказочная избушка на курьих ножках».
Оказавшись в жилище, рассказчик понял, что пришел к местной ведьме - Мануйлихе, внешность которой напоминала «бабу-ягу, как ее изображает народный эпос». Ее «выцветшие, когда-то голубые глаза, смотрели, точно глаза зловещей птицы». Старуха пыталась как можно быстрее выпроводить рассказчика, но мужчина уговорил ее погадать ему за деньги.
Не успела ведьма закончить гадание, как в хату вошла «рослая смеющаяся девушка» с ручными зябликами. Она не была похожа на местных «дивчат». Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, «которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности». Ее звали Олеся. Девушка объяснила мужчине, как добраться домой, и разрешила ему зайти к ним еще раз.
Глава 4
Весной, когда лесные тропинки немного просохли, рассказчик снова «отправился в избушку на курьих ножках». Девушка встретила его намного приветливее, чем старая Мануйлиха. Обсуждая с Олесей гадание, мужчина попросил погадать ему, но девушка отказала, признавшись, что уже раскладывала на него карты. Согласно гаданию, он «человек хотя и добрый, но только слабый», «слову своему не господин», «любит над людьми верх брать» и «больно охоч» к женщинам. Его жизнь будет невеселой, он «никого сердцем не полюбит», а те, кто его будут любить, он «много горя принесет». В этом году его ждала «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы» с темными волосами, которой эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор». Рассказчик удивлен, так как не верит, что может причинить столько неприятностей, но Олеся уверяет, что, когда ее слова сбудутся, он сам увидит. Девушка признается, что многие вещи она видит и без карт, например, близкую смерть человека, и эти способности передаются в их роду от матери к дочери.
Раздел 5
После завершения трапезы Олеся любезно предложила сопроводить рассказчика. Девушка поделилась, что в прошлом Мануйлиха обладала целительскими способностями, умела отыскивать клады и многим другим. Мужчина, с некоторым сомнением относясь к подобным талантам, попросил Олесю продемонстрировать один из её навыков. Девушка достала нож, глубоко порезала руку рассказчика, а затем тут же исцелила рану, остановив кровотечение. После этого она велела ему идти впереди, не оборачиваясь. Олеся наложила чары, заставив мужчину на ровном месте спотыкаться и падать через несколько шагов. Прощаясь, девушка впервые в повести спросила имя рассказчика – Иван Тимофеевич.
Раздел 6
С этого времени повествователь стал частым гостем у Мануйлихи, он много времени проводит вместе с Олесей – они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу». Иван Тимофеевич, расспрашивая Олесю о ее способностях, пытался понять их природу. Как-то мужчина сказал девушке, что если она влюбится, то ей нужно будет венчаться в церкви. Олеся ответила, что не посмеет показаться в церкви, ведь «уже от самого рождения» ее «душа продана ему [дьяволу]».
Глава 7
Однажды, придя к Мануйлихе, рассказчик сразу заметил «подавленное настроение» старухи и Олеси. Девушка долго отказывалась говорить, но Мануйлиха не выдержала и сама рассказала мужчине, что вчера к ним приезжал местный урядник и потребовал, чтобы женщины быстро покинули деревню, иначе он отправит их по «этапному порядку». Старуха пыталась дать ему взятку, но урядник отказался принять деньги.
Глава 8
Не желая мириться с преследованием Мануйлихи и Олеси со стороны властей, Иван Тимофеевич решает обратиться к уряднику Евпсихию Африкановичу напрямую. За щедрым угощением, включавшим и крепкую старку, рассказчик пытается уладить неприятное дело, предлагая взамен ценный подарок – своё ружьё.
Глава 9
Визит урядника, казалось бы, решил проблему, но оставил после себя неприятный осадок. Между Иваном Тимофеевичем и Олесей возникла натянутость, неловкость, разрушившая прежнюю лёгкость общения. Вечерние прогулки прекратились, а рассказчик, снедаемый чувствами к девушке, не мог найти себе места, мучаясь от собственной робости и нерешительности.
Неожиданно Ивана Тимофеевича сразила жестокая полесская лихорадка. Шесть дней он провёл в жару и бреду, не находя себе места от боли.
Глава 10
Спустя пять дней после того, как Иван Тимофеевич оправился от недуга, он вновь отправился к Мануйлихе. Встреча с Олесей всколыхнула в его душе целую бурю чувств – он осознал, насколько глубоко она запала ему в сердце. На этот раз девушка сама вызвалась проводить его и, осмелев, призналась, что ее прежняя холодность была лишь маской, за которой скрывался страх перед неизведанным будущим. Она боялась поверить в свое счастье, наивно полагая, что можно обмануть судьбу. Олеся, наконец, открыла Ивану Тимофеевичу свое сердце, признавшись в пылкой любви и скрепив признание поцелуем. В ответ прозвучали не менее пламенные слова, и ночь, окутавшая влюбленных своими чарами, превратилась в волшебную сказку. Ведь, как известно, «разлука для любви – что ветер для огня: слабый огонек она потушит, а большой – только сильнее раздует».
Глава 11
Целый месяц длилась эта упоительная, пронизанная нежностью и страстью любовная история Олеси и Ивана Тимофеевича. Однако неумолимо приближался день отъезда рассказчика. Все чаще его посещали мысли о будущем, о том, как бы он хотел навсегда соединить свою жизнь с очаровательной Олесей.
В разгар летнего сезона Иван Тимофеевич решается открыть своей возлюбленной, что вскоре ему предстоит отбыть, и предлагает стать его законной супругой. Олеся, в свою очередь, отвергает его предложение, ссылаясь на свое незнатное происхождение и отсутствие должного образования. Рассказчик понимает, что истинная причина кроется в страхе девушки перед церковным венчанием. Олеся заявляет, что ради их чувств она готова преодолеть внутренние преграды и назначает встречу в храме на следующий день.
Глава 12
Воскресенье выдалось праздничным: православный мир отмечал День Святой Троицы. Иван Тимофеевич, задержанный неотложными служебными делами в соседнем городишке, вернулся домой лишь к вечеру, пропустив церковную службу. На пороге его встретил конторщик Мищенко с рассказом о дневном «развлечении» местных жителей: «Перебродские девки, вишь, ведьму на площади поймали. Дегтем хотели вымазать, да вывернулась как-то, убежала». Оказалось, в церковь в тот день пришла Олеся. Все взгляды во время службы были прикованы к ней, а на выходе толпа баб окружила девушку, осыпая насмешками и оскорблениями. Олесе удалось вырваться, но ей вдогонку полетели камни. Остановившись на безопасном расстоянии, девушка обернулась к преследовательницам и пообещала, что они ещё «наплачутся досыта» за эту выходку.
Глава 13
Добравшись до лесной избушки, рассказчик был встречен грозным молчанием Мануйлихи. Олеся лежала без чувств, и старуха, не скрывая ярости, бросила обвинение в лицо гостю: это он, искуситель городской, толкнул её внучку на гибельный шаг – поход в церковь. Очнувшись, Олеся с горечью в голосе подтвердила, что им суждено расстаться. Навлеченная на них людская злоба не оставила иного выхода, кроме как покинуть насиженное место. Прощаясь, девушка с нежностью призналась, что мечтала подарить Ивану Тимофеевичу ребенка и горько сожалеет, что этой мечте не суждено сбыться.
Глава 14
Разбушевавшаяся стихия не пощадила поля: град безжалостно высек посевы. Утром Ярмола, встревоженный слухами, настоятельно рекомендовал рассказчику поспешить с отъездом. Разъяренные крестьяне, убежденные, что ненастье – проделки ведьмы, с утра подняли бунт. Недобрые речи звучали и в адрес самого Ивана Тимофеевича, которого односельчане посчитали пособником нечистой силы.
Взволнованный рассказчик поспешно отправился в лес, намереваясь предупредить Мануйлиху и Олесю. Однако их хижина оказалась покинутой, в ней царил беспорядок, словно после поспешного отъезда. Собираясь уходить, мужчина заметил оставленную здесь нитку дешевых красных бус – известных в Полесье под названием «кораллов», – «единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».
И что в итоге?
Иван Тимофеевич – уезжает из деревни, забрав в качестве сувенира красные бусы Олеси.
Олеся – после того как ее забросали камнями в селе возле церкви, вместе с бабушкой покидает деревню.
Мануйлиха – покидает деревню вместе с Олесей.
Ярмола – советует Ивану Тимофеевичу как можно скорее уехать из деревни, чтобы избежать гнева жителей.
Заключение
Даже по краткому пересказу «Олеси» видно, что Куприн смог ввести в традиционно реалистичное повествование (повесть написана в рамках литературного направления неореализм) романтическую героиню – внучку колдуньи Олесю, противопоставляемую в произведении остальным героям. В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя. Трагичная история любви, описанная в повести, вдохновила многих режиссеров – произведение было трижды экранизировано.