В 1925 году Михаил Булгаков создаёт повесть «Собачье сердце» – отражение эпохи, захваченной идеей совершенствования человека через призму научного прогресса. В центре повествования – профессор Преображенский, светило мировой науки, одержимый разгадкой тайны вечной молодости. В попытках приблизиться к разгадке он совершает неожиданное открытие, позволяющее путем хирургического вмешательства превращать животных в людей. Однако эксперимент, в рамках которого собаке пересаживают человеческий гипофиз, приводит к совершенно непредсказуемым последствиям.
Чтобы проникнуть в суть произведения и узнать ключевые детали сюжета, предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием «Собачьего сердца» по главам, представленным онлайн на страницах нашего сайта.
Место и время действия
Действие повести разворачивается в Москве в 1924 году.
Главные герои
- Шарик – бездомный пес, наделенный незаурядным умом и наблюдательностью. Шарик – настоящий философ от мира животных, познавший суровую правду жизни на улицах и даже научившийся читать незамысловатые вывески.
- Полиграф Полиграфович Шариков– результат дерзкого эксперимента профессора Преображенского, бывший пёс Шарик, получивший человеческий гипофиз от Клима Чугункина, трактирного забияки. Превращение из добродушного пса в невоспитанного и агрессивного пролетария не заставило себя ждать.
- Профессор Филипп Филиппович Преображенский– светило медицины, представитель уходящей эпохи интеллигенции. С недоверием и опаской наблюдает за переменами в обществе, видя в образе пролетариата, подобного Шарикову, угрозу культуре и знаниям.
- Иван Арнольдович Борменталь– преданный ученик и ассистент Преображенского, разделяющий взгляды своего наставника. С энтузиазмом участвует в экспериментах, но вскоре сталкивается с непредвиденными последствиями.
- Швондер– председатель домкома, ярый приверженец новых порядков. Видит в Шарикове пример "освобождённого пролетариата" и стремится привить ему коммунистические идеалы, чем вызывает негодование профессора.
Другие персонажи
- Зина– юная и впечатлительная девушка, выполняющая в доме профессора Преображенского роли и горничной, и ассистентки.
- Дарья Петровна– женщина средних лет, заведующая кухней в квартире Преображенского.
- Машинистка– бывшая возлюбленная Шарикова, работавшая вместе с ним.
Вкратце о сюжете
Глава первая
Мороз сковал улицы Москвы. В одном из дворов, прячась от холода, лежит бездомный пёс Шарик. Мучительная боль пронзает его обожжённый кипятком бок. В своих горьких размышлениях он с иронией и философским отчаянием описывает тяготы собачьей жизни в большом городе, критикуя нравы обывателей. Особенно достаётся от него дворникам и швейцарам – самым, по его мнению, гнусным представителям рода человеческого.
Боль пронзала истерзанный бок, заставляя беднягу пса сжаться в комок у ледяной стены. Он задыхался, скованный безысходностью. «Останусь здесь… умирать…», — мелькнуло в собачьем сознании. Отчаяние навалилось свинцовой тяжестью, сдавив сердце невыносимой тоской. Одиночество и страх жгли ледяным огнем. Из глаз, словно крошечные бусинки, одна за другой катились слезинки, оставляя на морде короткие соленые дорожки.
Внезапно перед затуманенным взором возникла фигура господина в добротной шубе. В его руке маняще розовела краковская колбаса. Верноподданнически виляя хвостом, пес поплелся следом, теряясь в догадках: кем же приходится этот благодетель, если даже грозный швейцар из богатого дома, бич всех бродяг, разговаривает с ним с таким почтением?
Загадочный незнакомец склонился к четвероногому другу, его золотистые глаза сверкнули, и он достал из правого кармана белый удлиненный сверток. Не снимая коричневых перчаток, он разворачивает бумагу, которую тут же подхватывает ветер, и отламывает кусок колбасы, известной как «особая краковская». Этот кусок предназначался для пса.
Во время беседы со швейцаром господин в шубе узнает, что «в третью квартиру заселили жилтоварищей», и эта новость вызывает у него ужас, хотя предстоящее «уплотнение» не затронет его личное жилое пространство.
Глава вторая
Шарик, попавший в роскошную теплую квартиру, встревожился и решил поскандалить, но его усыпили хлороформом и вылечили. После этого пес, избавившийся от своих недугов, с любопытством наблюдает за приемом пациентов профессора Преображенского. Среди них – пожилой донжуан и богатая дама, влюбленная в молодого шулера. Всех их объединяет одно желание – омоложение. Преображенский готов выполнить их просьбы, но за соответствующую плату.
Вечером к профессору приходят члены домкома во главе с Швондером и требуют, чтобы Преображенский, в порядке «уплотнения», уступил две из семи своих комнат. Профессор звонит одному из своих влиятельных пациентов с жалобой на произвол и предлагает ему, раз так, обратиться к Швондеру, а сам он уедет в Сочи. Уходя, члены домкома обвиняют Преображенского в ненависти к пролетариату.
Глава третья
«... на общем собрании ваш вопрос был тщательно изучен, и, подводя итог, можно сказать, что вы, простите за прямоту, изрядно размахнулись с жилплощадью. Семь комнат в единоличном пользовании – это, знаете ли, перебор.
– Позвольте, – возразил Филипп Филиппович, – я в этих семи комнатах не только проживаю, но и работаю. И, смею заметить, восьмая комната мне отнюдь не для баловства нужна, а под библиотеку.
Наступило гробовое молчание, четверо собеседников как воды в рот набрали.»
Во время трапезы Преображенский пускается в рассуждения о тонкостях гастрономической культуры и ее влиянии на пролетариат. Он с полной серьёзностью советует воздержаться от чтения советской прессы перед едой, дабы избежать неприятных последствий для пищеварения. Профессора искренне озадачивает и возмущает парадокс: как можно одновременно ратовать за права трудящихся всего мира и бессовестно присваивать чужие калоши. Услышав доносящиеся из-за стены революционные гимны, исполняемые собранием жильцов, он приходит к следующему умозаключению: «Представьте себе, если вместо того, чтобы каждый вечер стоять у операционного стола, я начну устраивать хоровые концерты у себя в квартире – неминуемо воцарится хаос. Если, простите за мой французский, я начну справлять нужду мимо унитаза, и Зина с Дарьей Петровной последуют моему примеру, в уборной наступит полная антисанитария. Таким образом, корень зла не в клозетах, а в головах. И когда эти «певчие птички» голосят «бей разруху!», я не могу сдержать смех. Клянусь, мне становится смешно! Ведь это равносильно призыву бить себя же по затылку!».
Судьба Шарика пока остается под завесой тайны, но Борменталь, заручившись обещанием патологоанатомов немедленно сообщить о появлении "нужного материала", продолжает пристально наблюдать за псом.
Шарику приобретают роскошный ошейник, балуют изысканной едой, а рана на боку окончательно затягивается. Пес, конечно, порой шалит, но когда возмущенная Зина грозится его наказать, профессор категорически запрещает: "Никакого рукоприкладства! На человека и животное воздействовать следует исключительно внушением".
На следующий день на четвероногого питомца одели широкий, сияющий ошейник. Зина взяла пса на поводок и отправилась гулять по Обухову переулку. Пёс шёл, как преступник, опустив голову от стыда, но, дойдя до Пречистенки и приблизившись к храму Христа, осознал всю значимость этого ошейника в своей жизни. Зависть ярко читалась на мордах всех встречных собак, а какой-то длинноногий дворняга с обрубленным хвостом, встретившийся в безлюдном переулке, облаял его «барской сволочью» и «прислужником».
Только Шарик начал привыкать к новому жилищу, как после телефонного звонка начался переполох: профессор требовал обед раньше обычного. Шарика, лишив еды, заперли в ванной, после чего отвели в кабинет и усыпили.
Глава четвертая
Преображенский и Борменталь провели операцию на Шарике. Им вживили семенники и гипофиз, взятые от свежего человеческого трупа. По замыслу учёных, это должно было открыть новые горизонты в их исследовании механизма омоложения.
Профессор с грустью предполагает, что пес после такой операции вряд ли выживет, ведь до него уже были жертвы подобных экспериментов.
Глава пятая
«Утром пес радостно лаял, повторяя слово «абыр». В 3 часа дня он рассмешил горничную Зину до обморока. Вечером же он 8 раз произнес «абыр-валг», и профессор расшифровал, что это значит «Главрыба»...»
Записки доктора Борменталя, словно хроника невероятной метаморфозы, запечатлели преображение Шарика. Прооперированный пес, вырванный из лап смерти, начал меняться с пугающей быстротой. Шерсть клочьями покидала его тело, череп словно перекраивался невидимым скульптором, лай приобретал пугающее сходство с человеческим голосом, а кости росли с неимоверной скоростью. Из его пасти вырывались обрывки слов, словно он пытался собрать мозаику из букв. Выяснилось, что бродячая жизнь научила его читать по вывескам, правда, некоторые слова он усваивал задом наперёд. Молодой доктор, охваченный энтузиазмом первооткрывателя, сделал смелый вывод: пересадка гипофиза не просто дарит вторую молодость, но и способна полностью очеловечить животное. В порыве восхищения он называет своего учителя гением. Но сам профессор, с мрачной тенью на лице, погружается в изучение истории болезни человека, чей гипофиз стал ключом к этой пугающей трансформации.
Глава шестая
Медицинские работники пытаются воспитать свое творение, привить ему необходимые навыки и образовать. Манера одеваться, речь и поведение Шарика раздражают интеллигентного Преображенского. В квартире висят плакаты, запрещающие ругаться, плевать, бросать окурки, грызть семечки. Сам Шарик имеет пассивно-агрессивное отношение к воспитанию: «Схватили животное, распороли ножом голову, а теперь брезгуют». Пообщавшись с домкомом, бывший пес уверенно использует канцелярские термины и требует оформить ему удостоверение личности. Он выбирает себе имя «Полиграф Полиграфович», а фамилию принимает «наследственную» – Шариков.
Профессор выражает желание купить любую комнату в доме и выселить Полиграфа Полиграфовича туда, но Швондер злорадно отказывает ему, вспоминая их идейный конфликт. Вскоре в квартире профессора происходит коммунальная катастрофа: Шариков погнался за котом и устроил потоп в ванной.
– Позвольте представиться, – наконец-то подал он голос, – Филипп Филиппович. Должность свою ныне обрёл. В бумагах значится: «Предъявитель сего, товарищ Полиграф Полиграфович Шариков, и впрямь назначен на должность заведующего подотделом по очистке столичных улиц от бродячих животных (в основном, кошачьих) при МКХ».
Глава седьмая
За обеденным столом Шариков опрокидывал водку с такой лёгкостью, будто всю жизнь этим и занимался. Профессор, наблюдая за этим действом, лишь многозначительно вздохнул: «Что с него взять, эх, Клим…». Вечером новоиспечённый Полиграф Полиграфович собрался коротать время в цирке. Предложение Преображенского посетить театр он отверг с негодованием, обозвав сие действо «контрреволюционными штучками». В надежде хоть как-то облагородить досуг своего творения, профессор хотел дать Шарикову почитать хотя бы «Робинзона Крузо», но тот уже углубился в переписку Энгельса с Каутским – «подарок» от Швондера. Правда, из всего хитросплетения мыслей двух столпов марксизма Шариков уяснил лишь незамысловатый лозунг: «взять всё и поделить». Услышав это, профессор не растерялся и предложил ему «поделить» убытки от сорванного из-за потопа приёма – выплатить 130 рублей «за кран и за кота». А книжку, сеющую смуту в неокрепшем сознании Полиграфа Полиграфовича, профессор велел Зине сжечь.
Отправив Шарикова в цирк под присмотром Борменталя, Преображенский долго в задумчивости смотрел на законсервированный гипофиз пса Шарика. «Кажется, я принял решение», – наконец произнёс он, словно обращаясь к безмолвному свидетелю своих научных исканий.
Восьмая глава: буря в доме профессора
В квартире на Пречистенке разгорается новый скандал. Шариков, размахивая документами словно боевым знаменем, заявляет о своих правах на жилплощадь профессора. Возмущенный Преображенский готов на крайние меры: он грозится пристрелить Швондера и обещает Полиграфу голодную смерть в случае неповиновения. Угрозы возымели действие, и Шариков на время умолкает, но ненадолго. Вскоре он попадается на краже двух червонцев из кабинета профессора, пытаясь обвинить в этом невинную Зину. Опьяненный безнаказанностью, Полиграф приводит в дом компанию собутыльников, после ухода которых у Преображенского пропадают ценные вещи: малахитовая пепельница, бобровая шапка и любимая трость.
За бокалом коньяка Борменталь, преисполненный сочувствия, признается Преображенскому в безграничном уважении и предлагает радикальное решение: лично скормить Шарикову мышьяк. Профессор категорически против, понимая, что ему, ученому с мировым именем, удастся избежать наказания за убийство, а вот молодому Борменталю – вряд ли. С горечью он признает свою научную ошибку: «Пять лет я потратил, выковыривал из мозгов придатки… И ради чего? Чтобы в итоге превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают. […] Две судимости у Чугункина, алкоголизм, «все поделить», у меня шапка и два червонца пропали, хам и свинья этот Шариков… Одним словом, гипофиз – вот он, ключ к тайне личности, определяет судьбу! И не уйти от этого!» А ведь гипофиз Шарикову достался от Клима Чугункина, преступника-рецидивиста, алкоголика и дебошира, который всю жизнь провел по трактирам, играя на балалайке, и погиб в пьяной драке. Врачи с ужасом представляют, во что может превратиться Шариков под влиянием Швондера, унаследовав столь жуткую «породу».
Холодной ночью Дарья Петровна решительно выгоняет пьяного Полиграфа из кухни. Борменталь обещает устроить ему скандал с утра, но Шариков внезапно исчезает и, вернувшись, сообщает, что устроился на новую должность – заведующим отделом по очистке Москвы от бездомных животных.
Спустя пару дней в квартиру приходит молодая женщина, худощавая и с подведёнными глазами, одетая в кремовые чулки. Она выглядит растерянной, оказавшись в роскошном жилище. Следуя за Шариковым, она сталкивается в прихожей с профессором. Тот, озадаченный, прищурившись, спрашивает: «Позвольте узнать?» На что Шариков, крайне недовольный, мрачно поясняет: «Это – наша машинистка, которая будет жить со мной. Борменталя нужно выселить из приёмной, у него есть своя квартира».
В дом профессора пожаловала юная машинистка, представленная Шариковым как его будущая супруга. Однако гостье быстро открыли глаза на истинную сущность Полиграфа: он оказался вовсе не бравым командиром Красной Армии, а его "ранение" не имело ничего общего с героическими сражениями. Разоблачённый Шариков, не найдя ничего лучше, стал угрожать девушке увольнением. Борменталь, не стерпев такого хамства, взял машинистку под свою защиту, пообещав при этом пристрелить зарвавшегося Шарикова.
Глава девятая
В квартире Преображенского появился гость – импозантный мужчина в военной форме, некогда бывший пациентом профессора. Из его слов Преображенский с ужасом узнал, что Шариков, вынашивая месть, написал на него и Борменталя донос. В этом "творении" Полиграф обвинял профессора и его ассистента в угрозах убийством, контрреволюционной пропаганде, незаконном хранении оружия и прочих вымышленных прегрешениях.
Вот перефразированный текст с сохранением HTML-разметки:
После этого Шарикову категорически предлагают покинуть квартиру, но он сначала сопротивляется, затем становится еще более наглым, а в итоге даже достает пистолет. Медики скручивают его, разоружают и усыпляют хлороформом, после чего объявляют запрет на вход и выход из квартиры, и в смотровой начинается какая-то деятельность.
Глава десятая (эпилог)
В квартиру профессора приходит милиция по наводке Швондера. У них есть ордер на обыск, и, согласно его результатам, они намереваются арестовать Преображенского по обвинению в убийстве Шарикова.
Однако Преображенский спокоен – он рассказывает, что его лабораторное существо неожиданно и необъяснимо деградировало из человека обратно в собаку, и показывает милиции и следователю странное создание, в котором еще можно различить черты Полиграфа Полиграфовича.
Профессор Преображенский, известный ученый-экспериментатор, приказывает доктору Борменталю представить пса Шарика следователю. Доктор Борменталь неохотно подчиняется, и вскоре в приемной появляется необычное зрелище: пес, частично лишенный шерсти и с багровым шрамом на лбу, встает на задние лапы, словно циркач, и садится в кресло, приветливо улыбаясь.
Несмотря на свое странное внешнее преображение, пес Шарик продолжает жить и процветать в квартире профессора, так и не понимая, зачем ему была проведена эта экспериментальная операция.
Итог:
Благодаря научному эксперименту над ним, Шарик обрел необычный внешний вид, но сохранил свое место жительства и благополучие у профессора.
Профессор Преображенский - проводит операцию по возвращению Шарикова в его изначальное состояние, избегает ареста, оставляя собаку Шарика у себя.
Доктор Борменталь - остается верным помощником профессора Преображенского, продолжая оказывать ему содействие.
Полиграф Полиграфович Шариков - после операции вновь становится собакой и продолжает жить в квартире профессора.
Пёс Шарик - остается проживать в квартире профессора.
Заключение
В своем «Собачьем сердце» Булгаков не ограничивается одним лишь философским предостережением о последствиях вмешательства в естественный порядок. Он мастерски высвечивает пороки своего времени, клеймя невежество, жестокость, властолюбие и глупость. Этими неприглядными чертами наделены новоиспеченные «властители судеб», которые, не обладая ни мудростью, ни человечностью, берутся перекраивать мир на свой лад. Недаром лейтмотивом произведения звучит мысль: «разруха не в клозетах, а в головах».
Сухой пересказ «Собачьего сердца» по главам не способен передать и доли художественного богатства этой повести. Чтобы по-настоящему оценить ее глубину и пронзительность, найдите время для прочтения оригинала. А после рекомендуем ознакомиться с блестящей экранизацией Владимира Бортко 1988 года, бережно сохранившей дух и букву булгаковского шедевра.