b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Белый пароход» — краткое содержание

«Белый пароход» - краткое содержание
Новое

Чингиз Айтматов — 7 класс — 9 мин.

В 1970 году Чингиз Айтматов подарил миру «Белый пароход» — трогательную повесть, ставшую жемчужиной его творчества. В центре повествования — судьба обыкновенного семилетнего мальчика, чья чистая душа не может смириться с жестокостью окружающего мира. Не находя иного выхода, он решает бороться с несправедливостью доступными ему способами.

Чтобы лучше понять глубину произведения и подготовиться к уроку литературы, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Белого парохода» по главам, доступным онлайн. Это также поможет в ведении читательского дневника.

Где и когда разворачиваются события

Действие повести переносит нас во вторую половину XX века, в Киргизию. Мы оказываемся на лесном кордоне, затерянном в живописной Сан-Таншской пади.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Мальчик — семилетний главный герой, обладающий добрым сердцем, пытливым умом и обостренным чувством справедливости. Его воспитанием занимается мудрый дед.

Второстепенные персонажи

  • Момун — дедушка мальчика, воплощение доброты, трудолюбия и отзывчивости. Работает лесником.
  • Бабуля - новая жена Момуна, сварливая и строптивая старушка.
  • Бекей - дочь Момуна, бездетная женщина, несчастная и подавленная.
  • Орозкул - начальник кордона, властолюбивый, злой и жестокий мужчина, муж Бекей.
  • Семья лесников - Седахмат, его молодая жена Гульджамал и маленькая дочка.

Краткое содержание

Глава 1

На лесном кордоне проживал старик и его семилетний внук - "единственный мальчишка на все три двора". Ребенок рос свободным, никто не занимался ни его воспитанием, ни обучением. С утра до ночи мальчик бродил по улице, самостоятельно познавая окружающий мир. Он "жил в кругу тех простых вещей, которые его окружали", и даже не представлял, какой может быть жизнь за пределами кордона.

В юрте жили три женщины: старая бабушка, тетушка Бекей, дочь деда, и Гульджамал – супруга работника. Тяжелее всех приходилось Бекей, на которую муж Орозкул поднимал руку за отсутствие наследников.

Деда звали Момун, а прозвище у него было – Проворный Момун. Всегда приветливый, готовый прийти на выручку, старик, однако, не встречал понимания у окружающих. Лишь мальчика он любил всем сердцем, остальным же до него не было дела.

Глава 2

Мальчик обожал брать дедов полевой бинокль, подарок за долгую службу, и карабкаться на Караульную гору. С вершины открывалась завораживающая панорама: безбрежное зеркало Иссык-Куля, разбросанные по берегу домики животноводов, скотоводческие фермы и здание сельской школы, куда ему предстояло пойти в первый класс.

Юный герой поднимался на гору не для того, чтобы насладиться пейзажами, а в ожидании появления белого парохода, который пленял его воображение.

Мальчик не знал ни своего отца, ни матери. После развода родителей, мать оставила его под опекой деда, а сама уехала в город. Все, что он знал о своем отце, это то, что тот "работал матросом на Иссык-Куле". Юный герой мечтал оказаться на белом теплоходе, чтобы рассказать отцу "обо всей своей жизни".

Глава 3

Для мальчика белый пароход был словно сказка. Когда он исчезал из виду, мальчик с грустью возвращался домой, где его злобный дядя Орозкул избивал тетку Бекей и оскорблял ее, а любимый дед страдал, наблюдая за унижением дочери.

В мальчишеской голове, словно яркими красками на холсте, рисовалась картина заслуженного возмездия: он представлял, как все вместе набрасываются на Орозкула и сбрасывают его в бурлящую реку. Однако взрослые, к его детскому разочарованию, не разделяли его жажды справедливости – они раз за разом прощали хамоватому и жестокому Орозкулу все его проделки.

Глава 4

Готовясь ко сну, мальчик решил поделиться историей со своим новым портфелем, подарком к долгожданному поступлению в школу.

Это было в незапамятные времена, когда вражда разделяла целые народы. Лилась кровь рекой, и никто не решался примирить непримиримых врагов.

В тот роковой день, когда киргизское племя предавало земле своего мудрого вождя, на беззащитных людей обрушилась беда. Жестокий хан не щадил никого – ни стариков, ни женщин, ни детей. Вся долина была усеяна телами, и казалось, что не выжил никто. Лишь двоим детям – мальчику и девочке – чудом удалось избежать страшной участи.

Услышав ужасный приказ хана, Рябая Хромая Старуха не посмела ослушаться и отправилась с плачущими детьми к воде, намереваясь их утопить. Но на их пути появилась величественная «олениха, матка маралья», которая попросила старуху отдать ей детей.

Заботливая рогатая мать-олениха взяла мальчика и девочку под свою опеку. Когда они повзрослели и стали мужем и женой, она помогала им воспитывать их собственных детей. Своего первенца они назвали в честь спасшей их оленихи – Бугубаем. Много лет спустя их потомки возобновили охоту на прекрасных белых маралов, которых их предки когда-то так почитали.

Глава 5

Осенью мальчик начал посещать школу. Старик Момун каждое утро отвозил его верхом на коне, а затем возвращался, чтобы забрать его после занятий. Орозкул, однако, не уважал ни эту «карликовую школу», ни учительницу, которая в ней работала.

Орозкул становился все более враждебным и раздраженным, изливая свое недовольство не только на жене, но и на старике. В один из дней он намеренно спровоцировал ссору с Момуном и даже поднял на него руку.

Терпение рассудительного Момуна лопнуло лишь тогда, когда Орозкул отказал ему в возможности забрать внука из школы. Разгневанный Орозкул выместил свою злобу на Бекей, жестоко избив ее и выгнав из дома, а Момуна уволил с должности.

«Мальчик задохнулся от обиды за деда» и долго плакал на берегу реки. Неожиданно перед его глазами появились маралы, возвращения которых они с дедом так долго ждали.

Глава 6

Юноша, охваченный сильными душевными переживаниями, заболел: его лихорадило, «то в жар, то в холод бросало». Он слышал, как его бабушка настойчиво уговаривала Момуна извиниться перед Орозкулом, от которого они зависели. Она считала, что «если у человека отнимают зарплату, он уже не человек, а никто», и дед должен был преодолеть себя, свои принципы, но умилостивить зятя.

Юношу все чаще мучили мысли: «Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастные?». Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда ее можно достичь.

Глава 7

На следующий день юноша был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов.

Юный герой, не в силах вынести жестокость и бездушие окружающих, стремится сбежать от этого мира, превращаясь в рыбу и уплывая подальше от берега. Сломленный горем, старик Момун по приказу коварного Орозкула вынужден совершить страшное преступление – убить невинного марала. Это событие становится для Момуна настоящим духовным надломом, и он, впервые в жизни, предается пьянству.

Не замеченный никем, мальчик уходит в реку, где его жизнь оборвалась, подобно промелькнувшей и угаснувшей молнии. Так трагически завершается эта история, полная жестокости, ненависти и отчаяния.

Итог

Мальчик – не выдержав жестокости и бессердечия окружающих, решает покончить с собой, уходя в реку.

Момун – вынужденный по приказу Орозкула убить марала, впадает в глубокое отчаяние и запой.

Орозкул – коварно заставляет Момуна совершить страшное преступление, чтобы отомстить старику.

Заключение

В своей значимой работе Айтматов поведал трагическую историю об одиночестве, несправедливости и жестокости человеческой натуры. Внутренний протест мальчика против насилия не нашел отклика у окружающих его людей, вынудив его покинуть этот равнодушный и жестокий мир.

Ознакомившись с кратким изложением произведения «Белый пароход», мы рекомендуем прочесть его в полном объеме.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость