«Облако в штанах» – поэтический манифест Владимира Маяковского, созданный в 1915 году. Это произведение стало вехой в творчестве бунтаря-футуриста. Изначально поэма носила название «Тринадцатый апостол», но цензура царской России наложила свой запрет. В основе сюжета – нежная и безответная любовь к чарующей Марии Денисовой.
Предлагаем вашему вниманию лаконичный пересказ «Облака в штанах» по главам, который станет незаменимым помощником в ведении читательского дневника.
Место и время
Действие поэмы разворачивается в России в 1910-е годы. Первая часть переносит нас в солнечную Одессу.
Ключевые персонажи
- Лирический герой – поэт, которому всего двадцать два года. Он дерзок, порой резок, в нем кипит жажда перемен и пылкая страсть. В герое легко угадываются черты самого Маяковского.
- Мария – юная девушка, пленившая сердце лирического героя и ставшая источником его вдохновения и страданий.
Второстепенные герои
- Обыватели – к ним обращается поэт-бунтарь, противопоставляя им свои страстные чувства и неординарное восприятие жизни.
Краткое содержание
Вступление
В начальной части поэт представляет себя самоуверенным молодым человеком, в душе которого «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своим романтическим взглядом на любовь. Ради этого чувства лирический герой готов на кардинальные перемены, даже «вывернуть себя наизнанку» и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».
Глава 1
Лирический герой вспоминает, как в Одессе страдал, нетерпеливо ожидая встречи с девушкой по имени Мария. Она должна была прийти ровно в четыре часа, но время шло, наступал вечер, а ее все не было.
Ожидание возлюбленной становится невыносимым для лирического героя, и он уподобляет себя «жилистому исполину», корчащемуся и стонущему в тщетном ожидании желаемого. Печаль поэта усиливают звуки дождя, ударяющего в окно, шум городских улиц, гудки автомобилей. Он чувствует себя неизмеримо одиноким и несчастным, а напряжение его столь велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».
Наступление полуночи поэт сравнивает с головой казненного, отрубленной и упавшей с эшафота. И его дурные предчувствия не обманывают: приходит Мария и с порога сообщает, что выходит замуж. Это известие потрясает поэта, но он морально готов к нему и уподобляет свое состояние пульсу покойника: надежды на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.
Глава 2
Стихоплёт повествует о терниях своего пути. Некогда он, в простоте душевной, полагал, что рождать строки – дело лёгкое и незатейливое. Ныне же он чурается чтения, ибо постиг, каким тяжким бременем ложится на душу творца каждое слово. Прежде чем «зазвучит песнь», в его внутреннем мире долго мечется «обмякшая сельдь фантазии».
Муки лирического героя усугубляются ещё и тем, что чернь не ведает потребности в высокой поэзии. Чувства их сродни звериным инстинктам, а духовные искания умещаются в лаконичном «Пошли жрать!»
И всё же, поэт осознаёт: «мельчайшая песчинка бытия» бесценно дороже всех его литературных потуг. Но не сворачивает он с тернистого пути, продолжая жечь и терзать людские души правдивым словом.
Глава 3
В стихотворном порыве поэт бесстрашно препарирует действительность, обнажая пороки режима и изливая душу, не стесняясь в выражениях. Он обрушивается с критикой на Северянина, видя в нем олицетворение армии пустозвонов, озабоченных лишь словесным кружевом, но лишенных глубины мысли. Лирический герой убежден: истина самодостаточна и не нуждается в приукрашивании, ее глашатай должен говорить прямо, пусть даже грубо.
Сквозь строки прорывается призыв к восстанию, адресованный угнетенному народу. Поэт разжигает пламя революции, призывая обагрить «Понедельники и вторники кровью в праздники!». Себя же он мнит пророком, тринадцатым апостолом, несущим свет истины в мир лжи.
Глава 4
Мысли лирического героя вновь и вновь возвращаются к Марии – женщине, чье имя для него обладает божественным величием. Он жаждет ее с неутолимой силой, моля о близости, словно о хлебе насущном: «тело твое – хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Мольба отвергнутого сердца
Стихи полнятся мольбой поэта, умоляющего Марию простить его мимолетные увлечения, подобные пыли на ветру, не значащие ровным счетом ничего. В сердце его пылает лишь один огонь - любовь к ней, и он готов оберегать эту любовь, как израненный в боях воин – свою единственную ногу.
Но Мария остается глуха к его мольбам. Тогда, в отчаянии, лирический герой обращает свой взор к небесам, ища ответов у самого Творца. Но лишь гробовое молчание – вот ответ на его вопросы.
Разбитые надежды
Лирический герой раздавлен отказом Марии. Боль от безответной любви толкает его на ропот, он упрекает небеса в равнодушии к человеческим страданиям.
Мария непреклонна. Она не разделяет чувства поэта и, словно подтверждая безнадежность его положения, сообщает о скорой свадьбе.
Эхо неразделенной любви
Стихотворение оставляет ощущение горечи и безысходности. Любовь поэта подобна птице со сломанным крылом, неспособной взлететь навстречу ответному чувству. И только безмолвное небо хранит тайну этой неразделенной любви.
Поэма «Облако в штанах», перевернувшая представление о поэзии, поражает неожиданным сплетением возвышенной романтики и прозы жизни во всей её неприглядности. Любовная линия, являясь стержнем произведения, неразрывно связана с мотивами одиночества, нравственного выбора, бунтарства и отрицания религиозных догм.
Знакомство с кратким содержанием «Облака в штанах» поможет выделить ключевые моменты и обеспечит более глубокое понимание материала к уроку литературы.