Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана в 1781 году и представляет собой сатирическое изображение традиционного воспитания российского дворянства, особенно провинциального, критикуя их глупость и безнравственность. Пьеса выполнена в классицистическом стиле, что выражается в «говорящих» фамилиях персонажей, чётком делении на положительных и отрицательных героев, а также в соблюдении единства времени, места и действия: все события разворачиваются в течение двух дней в деревне Простаковых.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неграмотным дворянам занимать государственные должности и вступать в брак, называя таких молодых людей «недорослями». Для ознакомления с сюжетом предлагаем краткое содержание комедии.
Место и время действия
Действие пьесы происходит в течение суток в начале 1780-х годов в России, в деревне Простаковых.
Главные герои
- Госпожа Простакова – настоящая хозяйка своего слова, а точнее, кулака. Эта грубая и необразованная женщина, ставящая собственные интересы превыше всего, решает вопросы исключительно с позиции силы или хитрости. Вопросы морали и благородства остаются для неё за семью печатями.
- Митрофан Простаков – пятнадцатилетний отпрыск семейства Простаковых, недоросль не только по возрасту, но и по уму. Унаследовав от родителей глупость и лень, он так же невежественен, как и они. Грубый и жестокий, он не ставит отца ни во грош, а с учителями позволяет себе вольности. Лишь перед матерью он заискивает, чувствуя в ней непререкаемый авторитет.
- Правдин – государственный чиновник, оказавшийся в доме Простаковых неслучайно. Его задача – разобраться с творящимся в имении беспределом и положить конец жестокому обращению с крепостными. Будучи человеком высоких моральных принципов и представителем просвещенного дворянства, он становится в комедии "Недоросль" олицетворением справедливости и торжества закона.
- Стародум— отличается высокими нравственными идеалами, самостоятельно достиг успеха в жизни, не прибегая к обману и хитрости. Является дядей и опекуном Софьи.
- Софья— честная, образованная и добрая девушка. После утраты родителей проживает у Простаковых, влюблена в Милона.
- Милон— жених Софьи, с которым они не виделись в течение нескольких лет. Офицер, отличался храбростью и смелостью на службе, обладает высокими моральными качествами и честью.
- Скотинин– родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, готовый ко лжи и лести ради личной выгоды.
Другие персонажи
- Простаков— муж Простаковой. Практически не участвует в принятии решений в доме, по сути, является тенью и зависимым от своей жены, необразованный, безвольный.
- Еремеевна — верная душеприказчица Митрофанушки, его няня.
- Кутейкин — хитроумный семинарист, оставивший науки из-за лености ума, а ныне – алчный наставник Митрофана в премудростях грамматики.
- Вральман — бывший стародумовский конюх, мастер плести небылицы, выдающий себя за немецкого учителя изысканных манер. Обучает Митрофана премудростям светской жизни.
- Цыфиркин — отставной служивый, честный и прямой, как штык, обучает Митрофана арифметике.
- Тришка — искусный портной, служит у Простакова.
Краткое содержание пьесы
Действие первое
Занавес поднимается, и перед нами разыгрывается сцена семейной перебранки. Госпожа Простакова, пылая праведным гневом, осыпает упреками незадачливого Тришку. Причиной ее негодования стал новый кафтан Митрофанушки, сшитый, по ее мнению, из рук вон плохо. Тришка, бедный малый, пытается оправдаться, уверяя, что он вовсе не портной. Простаков, как водится, поддакивает супруге, и та уже готова обрушить на голову несчастного всю мощь своего гнева. Неожиданно в разговор встревает Скотинин, утверждая, что кафтан сшит вполне прилично. Тришку прогоняют прочь, и страсти на время утихают.
Разговор переходит на Митрофанушку. Мать встревожена: сын плохо спал, а значит, наверняка, нездоров! Сам же отрок, с хитрым блеском в глазах, уверяет, что и вовсе не ужинал. Впрочем, правда быстро всплывает: Митрофан плотно набил брюхо, да еще и квасом запивал всю ночь. А странные сны – так это от переедания, уверяет он! Видел, будто матушка отца колотит, а ему, Митрофанушке, ее так жалко, ведь она от стараний из сил выбилась. Простакова, растроганная до глубины души, заключает ненаглядное чадо в объятия, называя его своим единственным утешением. Митрофан же, пользуясь моментом, ускользает на голубятню.
Алчные лапы Скотинина, Простаковой и Простакова тянутся к бедной сироте Софье, которую они мечтают выдать замуж за первого. Ведь давно пропавший в Сибири дядюшка – единственный родственник девушки – молчит, словно в воду канул. Мерзкая душонка Скотинина обнажается в разговоре: его влечет не сама Софья, а многочисленные свиные стада в ее деревнях.
Неожиданно Софья получает весточку – письмо от Стародума! Простаковы, не веря своим ушам, пытаются убедить девушку, что это любовное послание от тайного воздыхателя. Однако, когда Софья предлагает им самим прочитать письмо, выясняется, что все семейство – неграмотное.
Входит Правдин, которому и поручают прочитать важное письмо. Присутствующие узнают, что состоятельный Стародум оставил Софье внушительное наследство в 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет заполучить руку девушки, но и хитрая Простакова начинает активно льстить Софье, надеясь выдать ее за своего сына Митрофана. Простакова уводит Софью. Неожиданно прибегает слуга и сообщает, что проходившие мимо солдаты остановились в их деревне.
Действие 2
Выясняется, что Милон и Правдин - старые друзья. Правдин объясняет, что приехал в деревню, чтобы урезонить злобную Простакову. Милон делится, что направляется в Москву, чтобы встретиться с любимой, которую долго не видел, так как после смерти ее родителей девушку взяли на воспитание дальние родственники.
Судьба распорядилась так, что мимо появляется Софья. Влюбленные сердца охвачены радостью встречи. Софья делится с Милоном неприятной новостью: Простакова задумала выдать ее замуж за своего недалекого отпрыска, шестнадцатилетнего Митрофана.
Неожиданно на сцене появляется Скотинин, озабоченный мыслью о возвращении домой без жены и без гроша в кармане. Правдин и Милон, подливая масла в огонь, нашептывают ему о планах сестры выдать Софью за Митрофана. Разъяренный Скотинин готов взорваться.
В этот момент мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Нянька тщетно пытается заставить нерадивого воспитанника грызть гранит науки. Неожиданно вспыхивает ссора между Скотининым и Митрофаном: оба претендуют на руку Софьи. Еремеевна и Правдин еле разнимают разбушевавшихся женихов. В ярости Скотинин удаляется.
## Явление второе
На сцену являются чета Простаковых. Госпожа Простакова, рассыпаясь в любезностях перед Милоном, пеняет на себя за то, что не встретила его у порога. Не упустив случая, она расхваливает Софью и с упоением рассказывает, как умело подготовила всё к приезду её дядюшки. Простакова отправляет Софью, а следом за ней и Митрофана осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. В этот момент появляются Кутейкин и Цыфиркин. Учителя, обращаясь к Правдину, повествуют о себе, о том, как постигали азы грамоты и каким образом оказались в доме Простаковых.
Действие третье
Заметив из окна экипаж Стародума, Правдин поспешил навстречу, чтобы первым приветствовать гостя. Чиновник открывает Стародуму глаза на вопиющее поведение Простаковых по отношению к Софье. Стародум, однако, не склонен к поспешным решениям. Он убеждён, что действовать сгоряча - дело неблагодарное, и богатый жизненный опыт научил его, что люди бывают разными. Стародум делится с Правдиным своими наблюдениями и историей собственной жизни.
Входит Софья. Стародум, к своей радости, узнает племянницу. Дядя с энтузиазмом рассказывает о причинах своего отъезда: он не видел возможности честно заработать на жизнь, не поступаясь принципами.
Тем временем Простакова и Скотинин успевают сцепиться. Милон разнимает спорщиков, и Простакова, заметив Стародума, отдаёт Еремеевне распоряжение позвать Митрофана и мужа. Простаковы и Скотинин встречают Стародума с преувеличенным энтузиазмом, рассыпаясь в объятиях и льстивых речах. Митрофан, вторя матери, именует Стародума вторым отцом, чем немало изумляет дядю Софьи.
Стародум заявляет, что забирает девушку в Москву, чтобы выдать ее замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же подчиняется его воле. Простакова и Скотинин пытаются его отговорить. Простакова рассказывает, что в их семье учеба не считалась важной, но Митрофан якобы не встает из-за книг и усердно занимается. Правдин прерывает сестру, говоря, что гость устал с дороги, и все расходятся.
Цыфиркин и Кутейкин остаются, жалуясь друг другу, что Митрофан не может обучиться арифметике за три года и грамоте за четыре. Они обвиняют в этом немца Вральмана, который мешает учебе, и оба не против наказать неуспевающего ученика, лишь бы он начал что-то делать.
Матушка Простакова усердно уговаривает своего сына Митрофана приложить хоть какие-то усилия для видимости учебы. Цыфиркин, один из учителей, задает ему несколько задач, но Простакова, полагаясь на свой жизненный опыт, решает их раньше Митрофана, советуя ему не тратить время на эту "глупую науку" и просто оставить все деньги себе. Под диктовку другого учителя, Кутейкина, Митрофан пишет о себе уничижительные слова, не понимая их смысла. Появляется Вральман, третий учитель, который говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте, и что лучше ему водить дружбу с такими же необразованными людьми, что и поддерживает Простакова. Вральман случайно проговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но быстро исправляется, чтобы Простакова не заметила его обман.
В конце концов, Простакова и Митрофан уходят, а оставшиеся учителя ссорятся между собой. Цыфиркин и Кутейкин пытаются избить Вральмана, но тому удается сбежать.
Действие 4
В задушевной беседе Стародум открывает Софье истинный смысл добродетели, размышляя о том, как легко люди сбиваются с пути истинного. Он убеждает племянницу, что величие человека измеряется не набитыми сундуками и звонкими титулами, а бескорыстным служением Отечеству и ближнему. Знатность обязывает, — втолковывает он, — и занимаемая должность должна быть подтверждена реальными делами, а не пустым званием. Касаясь семейной жизни, Стародум подчёркивает важность взаимопонимания и поддержки между супругами, где не происхождение, а искренняя привязанность, сродни дружбе, становится залогом счастья.
Неожиданно для всех приходит письмо, которое открывает Стародуму личность будущего жениха Софьи — им оказывается Милон. Последовавший разговор убеждает дядюшку в благородстве юноши, его высоких нравственных принципах. Удовлетворённый Стародум даёт своё благословение на брак Софьи и Милона.
Внезапное появление Скотинина, жаждущего покрасоваться перед дамами, прерывает разговор. Однако его попытки произвести впечатление оборачиваются лишь всеобщим весельем из-за его нелепого поведения. На пороге появляются Правдин, Простакова и неизменный Митрофан. Простакова, не упуская случая, принимается расхваливать умственные способности своего сыночка. Заинтригованный Правдин решает лично проверить знания Митрофана. Увы, юноша не может дать ни одного вразумительного ответа, а мать, как наседка, защищает своего нерадивого птенца, находя нелепые оправдания его невежеству.
\
Жадные до чужого состояния Простакова и Скотинин забрасывают Стародума вопросами о том, кого же он прочит в женихи своей племяннице. Каково же их разочарование, когда они узнают, что у Софьи уже есть избранник, и завтра на рассвете они покидают эти края. Ушлые Скотинин и Митрофан, подстрекаемые Простаковой, замышляют коварный план – перехватить девушку по дороге.
\
Действие 5
\
В глубоком разговоре Правдина и Стародума звучит важная мысль: настанет день, и всем станет ясно – без опоры на истину и добродетель невозможно построить ничего значимого. Процветание государства зиждется на плечах достойных, честных, образованных и воспитанных граждан.
Вот перефразированный текст, сохраняя оригинальную HTML-разметку:
Диалог прерывается неожиданным шумом. Оказывается, Еремеевна по приказу Простаковой пыталась силой увезти Софью, но Милон вмешался и помешал этому. Правдин заявляет, что такие действия незаконны. Он объясняет, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и потребовать немедленного наказания. Женщина умоляет о прощении, и Софья прощает ее. Простакова, только что избежавшая наказания, собирается наказать слуг, которые помешали свершению злодеяния и упустили девушку. Однако Правдин останавливает ее и зачитывает официальный документ от правительства, согласно которому дом и земли Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущена, но Правдин непреклонен и отказывает ей в просьбе об отсрочке. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается лично рассчитаться с ними.
В поместье Простаковых появляются Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Выясняется, что Вральман на самом деле бывший конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света, как он себя представлял. Вральман соглашается вернуться на службу к Стародуму. Цыфиркин отказывается брать деньги у Простаковой, так как не смог обучить Митрофана. За честность Цыфиркина награждают Правдин, Стародум и Милон. Кутейкин же готов взять деньги, несмотря на безрезультатность своего обучения.
Стародум, Милон и Софья собираются уехать. Простакова бросается обнимать сына, но Митрофан отталкивает ее. Отец упрекает сына за такое поведение. Правдин предлагает Митрофану пойти на службу, и тот соглашается. Простакова в отчаянии, так как теряет все. Стародум делает вывод: "Вот злонравия достойные плоды!".
И что в итоге?
## Судьбы героев после финала:
Простаковы, лишённые всего: От некогда могущественных хозяев усадьбы не осталось и следа. Имение отобрано, а единственный сын покинул родительский дом.
Митрофан на государственной службе: Сын Простаковых отправляется в столицу, где ему предстоит окунуться в мир чиновничьих обязанностей.
Правдин верен долгу: Исполненный чувства долга, Правдин продолжает служить на благо отечества.
Милон: к счастью в любви и на службе: Офицер Милон продолжает военную карьеру, а его сердце отдано прекрасной Софье, с которой он планирует связать свою судьбу.
Софья: невеста героя: Софья готовится стать женой своего избранника, бравого офицера Милона.
Стародум под крылом семьи: Мудрый Стародум возвращается в Москву, где, вероятнее всего, найдет приют и покой в доме своего племянника Милона и его юной супруги.
Скотинин: урок милосердию: Помещик Скотинин возвращается в свои владения с твёрдым намерением изменить своё отношение к крепостным и стать более человечным господином.
Кутейкин: горький вкус безденежья: Бывший учитель остался без жалованья, лишившись возможности наживаться на невежестве.
Цыфиркин: честность вознаграждена: Честность Цыфиркина не осталась незамеченной. Правдин, Стародум и Милон вознаградили его за порядочность.
Вральман вновь возвращается на службу к своему прежнему хозяину, Стародуму, занимая должность кучера.
Заключение
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – это знаковое произведение XVIII века, которое затрагивает актуальные для того времени вопросы. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность и высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, а также его понимание глобальных человеческих проблем позволяют и сегодня наслаждаться этой классической комедией. Советуем не только ознакомиться с пересказом «Недоросля» по действиям, но и полностью прочитать само произведение.