b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Детство Темы» — краткое содержание

«Детство Темы» - краткое содержание
2.8K

Николай Гарин-Михайловский — 4 класс — 17 мин.

В 1892 году было создано произведение «Детство Темы» Гарина-Михайловского. Эта повесть автобиографическая, где писатель уделил особое внимание детству – периоду, когда человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен.

Для тех, кто ведет читательский дневник и готовится к уроку литературы, рекомендуется читать краткое содержание «Детства Темы» по главам в онлайн-формате.

Место и время действия

События повести разворачиваются в XIX веке в городе на юге, возможно, в Одессе, хотя точное место не указано.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные персонажи

  • Артемий Карташев (Тема)– живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Другие персонажи

  • Николай Семенович Карташев– отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.
  • Аглаида Васильевна Краташева– женщина, которая является матерью Темы. Она отличается добротой, чуткостью и пониманием.
  • Зина– старшая сестра Темы, с которой он постоянно вступает в конфликты.
  • Таня– девушка, которая является любимой горничной Темы. Она отличается добротой и приветливостью.
  • Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов– это одноклассники Темы.

Краткое содержание

Глава 1. Неудачный день

Утро восьмилетнего Темы началось радостно, как и всегда. После процедур гигиены и завтрака мальчик пошел на террасу, где заметил, что его "любимый папин цветок" расцвел после множества усилий, которые он приложил к нему.

От счастья сердце Темы запрыгало: он представлял, как его папа обрадуется и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот прекрасный цветок.

От такого волнения Тема почувствовал нестерпимое желание поцеловать цветок, но, потеряв равновесие, упал и разбил его. Теперь, глядя с ужасом на сломанный цветок, Тема был готов пожертвовать всем, чтобы только «остановить все внезапно» и избежать неприятностей.

Мальчик мог представить, как его отец узнает о случившемся и накажет его. Мучась от мысли об этом, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка обратно в землю. Пока родители были заняты приготовлениями к отъезду, он успел спрятаться на кухне и с облегчением узнал, что наказание будет отложено.

Прощаясь с родителями, Тема особо сердечно поцеловал мать, что вызвало у нее подозрения в гнетущей совести ребенка. Отец, с другой стороны, подумал, что такое воспитание приведет его сына к тому, что он станет «неприятным слюнявчиком».

Подвергнувшись отсутствию присмотра родителей, Тема начал активно вести себя несдержанно. Он неожиданно вскочил на легко возбудимую лошадь и после небольшой поездки неудачно с нее упал. Далее последовал конфликт с прислугой и драка со своей старшей сестрой Зиной.

Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське, сыну посудомойки, поиграть с ним в обмен на немного сахара. Он попытался украсть этот сахар, но его поймали няня-немка и его сестра. Теперь наверняка не обойтись без отеческого наказания!

Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно уже не видел свою собаку Жучку. Он поспешил на улицу в поисках ее и внезапно столкнулся с отцом.

Глава 2. Безнаказанность

Обнаружив, что «система воспитания сына полностью не справляется», отец решил наказать его. Возникла идея отрезать ему руки или сдать его разбойникам, но отец выбрал другой путь. Он начал бить мальчика, не обращая внимания на его просьбы остановиться. В душе ребенка пробудились ярость и ненависть, и он укусил руку отца. От криков не выдержала мать, она вбежала в кабинет и остановила наказание.

Глава 3. Прощение

Мать заметила «маленькую фигурку Темы, который лежал на диване с уткнувшимся лицом». Аглаида Васильевна решила не беспокоить его и отправилась в свою комнату. Женщина укоряла себя за то, что разрешила физическое наказание сына. Она считала, что детей нужно убеждать, объяснять и рассказывать, вот в чем заключается правильное воспитание.

Аглаида Васильевна была очень расстроена, когда узнала, что ее сын весь день ничего не ел. Вечером она решила приготовить для Темы ванну и сделала полумрак в комнате. Она знала, что во время школьной порки Тема намочил штаны, поэтому приказала всем, чтобы они притворились, будто ничего не произошло.

Тема самостоятельно вымылся и, заметив специально оставленный кусочек хлеба, съел его. Его любимая горничная, добрая и приветливая Таня, предложила мальчику пожелать родителям доброй ночи, и он неохотно согласился.

Из-за напряженного дня Тема не выдержал и горько заплакал, закрывая руками лицо. Он рассказал своей матери о всем, что произошло, и слезы принесли ему долгожданное облегчение. Аглаида Васильевна объяснила сыну, что трусить и бояться правды - стыдно, и что нужно было сразу признаться в содеянном, тогда бы его не наказали.

Глава 4. Колодец старого века

Тема узнал от няни, что Жучку, его любимую собаку, кто-то грубо выбросил в старый колодец. Животное страдало, вопило и визжало целый день, но никто не помогал. Тема с трудом заснул и утром почувствовал какое-то неприятное недомогание.

Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы спасти Жучку. Услышав плачливый лай собаки, сердце Темы сжалось от боли. С большим трудом он спустился на дно колодца и вытащил Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.

Тема проснулся, лежа на своей кроватке, с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и на грани смерти.

Глава 5. На одном дворе

Весь летний сезон Тема боролся с болезнью, и только к осени его организм оказался сильнее. Чтобы восстановить силы, родители позволили ему играть и бегать на прилегающей территории.

У дома семейства Карташевых был обширный арендный двор, отделенный от него непрерывной стеной. Николай Семенович сдавал эту неиспользуемую им территорию Лейбе, еврею, который в свою очередь сдавал ее частями. На территории двора находились магазин, таверна и маленькие квартиры, которые Лейба "сдавал внаем всяким городским обывателям". Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые "целый день бегали по двору".

Тема с огромным удивлением и не менее большим удовольствием погрузился в эту совершенно новую жизнь. Кучи мусора, которых было множество на дворе, были для местных мальчишек "неиссякаемыми источниками богатства и наслаждения". Тема даже не заметил, как за веселыми играми с новыми друзьями пролетел год. За это время он заметно "подрос, укрепился и развился".

Однажды молодые люди вошли без спроса в ребячьюню, где их напал грозный бык. Чудом мяснику удалось спасти Тимофея, и в знак прощания помял ему уши. Парень решил отомстить за это оскорбление и кинул в мясника камень, разбив ему лицо. Отец заступился за сына, в то время как мать была крайне возмущена поступком Тимофея.

Глава 6. Вступление в гимназию

Тимофей поступил в гимназию и впервые надел форму - он был очень счастлив. Он не упустил возможности прогуляться в новой форме по настильному двору, чтобы все заметили его новый статус.

Тимофей согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом идти по городским улицам, и он с трудом выдержал это унижение. Пока шили новую форму, Тимофей был вынужден сидеть дома, и он опоздал в гимназию.

Место на последней парте оказалось свободным. На ней обычно сидел Вахнов, четырнадцатилетний парень с впечатляющей внешностью. Из-за него первый день в гимназии оказался особенно тяжелым. Однако Вахнов не пошел растекаться слюнями перед директором и решил его не доставать больше. В результате директор принял решение исключить его из гимназии.

Семья Карташевых отправилась уточнить все обстоятельства у директора. На педагогическом совете было решено, что в течение недели Тема будет оставаться в гимназии на дополнительном уроке в качестве наказания.

Седьмая глава. Обычный день

В этом же году в гимназию поступила Зина, и теперь сестра и брат отправлялись вместе на учебу каждое утро. Тема часто погружался в свои фантазии, поэтому часто опаздывал, и за это его постоянно выгоняли учителя.

Вахнов не прекращал издеваться над более уязвимым и беззащитным Темой, который всегда получал низкие оценки за свою манеру поведения. Вахнов мучил не только Тему, но и слабого учителя немецкого языка, страдающего от "тяжелого, неизлечимого" заболевания.

Тема рассказал своей матери о больном учителе, и они решили прийти навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого все ученики любили. Аглаида Васильевна поблагодарила его за его методы преподавания, а также за его чуткость и желание защищать "чувство собственного достоинства ребенка".

Зина и Тема учились вместе, "всегда под пристальным наблюдением матери". Они отличались друг от друга в своем отношении к урокам: Зина была прилежной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема постоянно старался уклониться от своих ответственностей.

После школьных занятий Тема некоторое время гулял по своему дому, а после этого направлялся спать, ведь на следующее утро его ожидало раннее вставание для похода в школу - так проходили бесконечные, однообразные дни...

Восьмая глава. Иванов

Учитель немецкого языка, наконец, скончался, и его место занял новый преподаватель. Именно в это время Тема "установил хорошие отношения со своим новым соседом, Ивановым". Спокойный и преданный мальчик оказал значительное влияние на Тему: благодаря своему новому другу он развил интерес к чтению и уже во втором классе с большим удовольствием изучал произведения Гоголя, Майн-Рида и Вагнера.

Иванов был сиротой и проживал у своих родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая сожалела о его судьбе. Тема рассказал своей матери, что его друг пригласил его провести лето в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но поставила условие, что Тема успешно перейдет в третий класс.

Девятая глава. Ябеда

Однако планы Темы отправиться летом в деревню не суждено было осуществиться. В один прекрасный день Вахнов решил отомстить своему учителю французского языка, и придумал злой план воткнуть иголку в его стул. В своем задумчивом размышлении, Вахнов делится своим планом с Ивановым и Темой, надеясь получить поддержку. Однако, вместо одобрения, он услышал, что это «отвратительная гадость».

Когда учитель жалуется директору на этот инцидент, директор привлекает к себе в кабинет Тему и вынуждает его назвать имя проказника. В результате, и Вахнова, и Иванова исключают из гимназии. Несмотря на угрозу исключения, Иванов не соглашается совершить подлость. Впоследствии, после происшествия, Тема ощущает отвращение к себе.

Разгадав всеукраинский загадочный замысел, он решил поделиться правдой только с матерью. Мать предлагает ему помолиться и попросить у Бога «силы и твердости в моменты страха и опасности».

Глава 10. Путешествие в Соединенные Штаты

Тема подружился с Касицким и Даниловым: лишь эти мальчики из всего класса проявили сострадание к нему после неприятного инцидента с Ивановым и Вахновым. Новые друзья решили сидеть за одной партой.

Данилов, как истинный сын капитана порта, «засыпал и видел сны о море». Он «давно уже умел грести и управлять рулём», и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре «прогулки по морю стали основным занятием друзей». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая захватывающие истории Касицкого.

Однажды ребята сообразили отправиться в Америку. Они начали копить деньги и даже построили лодку. Впрочем, им не удалось отплыть, но они не слишком огорчились: у них были важные экзамены.

Глава 11. Экзамены

В период сдачи экзаменов Тема умело отстаивал свою позицию и сообщал своим родителям, что успешно сдает все предметы. Однако вскоре стало известно, что "он срезался по трем предметам". В такой ситуации родителям пришлось лично обратиться к директору с просьбой допустить нерадивого ученика к пересдаче.

Тема ожидал ярости и упреков в свой адрес, но родители отреагировали с презрением к его недостаточным знаниям, и главное - к обману. Стыдясь своего поступка, он задумался: "Почему бы мне не умереть?!". Тема представил, как разочаруются его родители, и "злобное, зловещее чувство" зашевелилось в его сердце.

Не задумываясь, Тема претворил свой план в действие и съел много серных головок из спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы и сумела его спасти.

Родители достигли соглашения с директором о пересдаче экзаменов, и весь этот период Тема не мог оторваться от книг. После успешной сдачи всех предметов директор отметил, что Тема мог бы стать великолепным украшением гимназии.

Глава 12. Отец

Здоровье Николая Семеновича Карташева заметно ухудшалось. Он стал более мягким и ласковым, и всё чаще искал общество своих родных.

Тема поделился с родителями своей мечтой о поступлении во флот, и отец неожиданно поддержал его. Он начал рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, ярко описывая сражения и отношения с боевыми товарищами.

Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что оказался прикованным к постели и больше не мог вставать. Бессилие некогда отважного генерала сжимало сердце и вызывало непроизвольные слезы.

После того, как Николай Семенович умер, детство Темы подошло к концу, но перед этим отцом он успел благословить своих детей.

Итак, как все сложилось?

Тёма успешно сдал экзамены в гимназии и решил поступить на флот.

Николай Семенович Карташев всегда поддерживал сына в его стремлении поступить на флот, но его здоровье постепенно ухудшалось, и в итоге он умер.

Зина продолжала учиться добросовестно и упорно.

Таня вовремя заметила, что Тёма наглотался серных головок от спичек, и благодаря ей удалось спасти мальчика.

Касицкий и Данилов стали новыми друзьями Тёмы после неприятной ситуации с Ивановым и Вахновым.

Выводы

Автор своей книги отразил идею, что детство - это не только радостное и беззаботное время. Дети, как и взрослые, учатся быть сильными, честными и благородными.

После краткого изложения сюжета «Детства Темы» рекомендуется прочитать полную версию повести Гарина-Михайловского.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость