«На дне» — краткое содержание

«На дне» - краткое содержание
Новое

Максим Горький — 11 класс — 12 мин.

Датированная 1902 годом, эта работа была новаторской по жанру. В этой социально-философской драме отсутствует традиционный сюжет, и вместо этого действие развивается через диалоги персонажей. Местом действия является ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький сформулировал основной вопрос пьесы следующим образом: «Что лучше: истина или сострадание? Что более необходимо?». Проблематика драмы многогранна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность утешительной лжи, возможность изменить собственную судьбу.

Прочитав краткое содержание пьесы «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах произведения. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Место и время действия

Действие пьесы разворачивается в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре неназванного российского города.

Главные герои

  • Михаил Костылев - 54-летний владелец ночлежного дома.
  • Василиса - 26-летняя жена Костылева, любовница Васьки Пепла.
  • Наташа - 20-летняя сестра Василисы, мечтающая о лучшем будущем. После побоев сестры попала в больницу, а затем исчезла.
  • Лука - 60-летний странник, проповедующий утешительную ложь.
  • Васька Пепел - 28-летний вор, в котором пробуждается желание изменить свою жизнь.
  • Андрей Митрич Клещ - 40-летний слесарь, «рабочий человек», надеющийся вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов - 45-летний картузник, убежденный, что все люди на Земле - лишние.
  • Барон - 33-летний бывший аристократ, сожитель Насти, уверенный, что все у него «в прошлом».

Вот перефразированный вариант текста с сохранением HTML-разметки:

  • Сатин - постоялец в ночлежке, около 40 лет, убежден, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер - бывший театральный артист, страдающий алкоголизмом, не находя выхода, заканчивает жизнь самоубийством.
  • Другие персонажи

    • Медведев Абрам - полицейский 50 лет, дядя Василисы и Наташи, уверен, что «человек должен вести себя смирно» .
    • Анна - жена Клеща, 30 лет, добрая и спокойная душа, скончалась в ночлежке.
    • Алешка - сапожник, 20 лет.
    • Татарин, Кривой Зоб - грузчики.
    • Настя - девушка легкого поведения, 24 года, мечтающая о настоящей любви.
    • Квашня - женщина лет 40, торгующая пельменями.

    Краткое содержание

    Акт первый

    Рассвет едва пробивался сквозь тусклое окошко в сырой, похожий на чрево земли, подвал ночлежки.

    У стены, склонившись над грудой старых замков, возился с отмычками Клещ. В центре, у засаленного стола, хозяйничала Квашня. Напротив, задумчиво поглощал черствый хлеб Барон. Рядом, погруженная в потрёпанный томик, сидела Настя. Из-за замызганной занавески, скрывавшей угол с кроватью, доносился мучительный кашель Анны. Возле печи суетился Актёр. На нарах, готовясь шить кепку, расположился Бубнов.

    – Да знай же, – вещала Квашня, обращаясь к Барону, – после замужества и на пушечный выстрел к свободе не подойду! Ни за что!

    – Врёшь ты всё, – усмехнулся Клещ, ехидно щурясь. – За Медведева бы пошла, он ведь сватался.

    – Да он же бабу свою чуть не заездил! – вспыхнула Квашня.

    Барон, выхватив у Насти книгу, громко расхохотался: «Роковая любовь»!

    – Тише вы! – простонала из-за занавески Анна. – Дайте хоть спокойно помереть…

    Герои ведут неторопливый диалог. Сатин признается, что раньше был человеком культурным. Бубнов упоминает, что был скорняком и имел собственное дело. Актер считает, что в жизни важнее талант, а не образование.

    Появляется Костылев, ищущий свою жену. Он стучится в комнату Пепла, но тот прогоняет его. Очевидно, что у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

    Сатин берет деньги у Пепла и рассуждает о работе и деньгах. Он полагает, что жизнь хороша, когда труд приносит удовольствие, а не является обязанностью, превращающей жизнь в рабство.

    Актер и Сатин уходят.

    В ночлежку входит Наташа, а с ней – незнакомый старик, Лука. Пепел, пытаясь привлечь внимание девушки, начинает отпускать в ее адрес игривые замечания, но Наташа остается холодна к его ухаживаниям.

    Появляется Алешка, уже изрядно выпивший. Он в растерянности, не понимает, почему его все гонят, почему к нему относятся хуже, чем к другим.

    Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот "зря скрипит", на что Клещ отвечает, что обязательно вырвется из этого места, что не хочет жить, как все здесь, "без чести и совести". Пепел же уверен, что люди в ночлежке ничуть не хуже самого Клеща. Спор прерывается уходом Пепла и Барона.

    Входит Василиса. Она выгоняет пьяного Алешку и принимается ругать постояльцев за беспорядок и грязь. Успокоившись, интересуется у Квашни, приходила ли Наташа и разговаривала ли с Василием. Получив ответ, уходит.

    Из сеней доносятся крики и шум борьбы: Василиса избивает Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бросаются разнимать сестер.

    Акт второй

    Место действия пьесы остается неизменным. Несколько постояльцев заняты увлекательной игрой в карты, за которой наблюдают Актер и Клещ. В то же время Медведев и Бубнов увлеченно играют в шашки, а Лука сидит возле кровати Анны.

    Во время разговора с Лукой Анна делится своими печалями и жалуется на нелегкую жизнь. Мудрый старец пытается успокоить ее, обещая райское блаженство и отдых после смерти.

    Собираясь «продекламировать куплеты» Луке, Актер обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается, что для него все кончено, поскольку он «пропил душу». Но Лука убеждает Актера, что не все потеряно: есть бесплатные лечебницы для тех, кто страдает от алкоголизма, хотя, к сожалению, он не помнит, в каком именно городе они находятся. Лука уговаривает Актера набраться сил и воздержаться от пьянства, ведь, по его мнению, «человек способен на все, если только захочет».

    Хмурый Пепел тяжелой поступью входит в помещение. Он бросает Медведеву короткий вопрос, желая узнать, насколько сильно досталось его сестре от побоев Василисы. Тот отмалчивается, бормоча, что это не его, вора, забота. В ответ Пепел угрожает донести следователю, что «Мишка Костылев с женой» втянули его в воровство и сбывали краденое.

    Лука пытается унять назревающий конфликт, но Пепел резко обрывает его, обвиняя в лжи и пустых обещаниях всеобщего благополучия. Лука, не обращая внимания на упреки, убеждает Василия, что вместо того, чтобы искать правду в этом болоте, ему следует отправиться в «золотую сторону», в Сибирь, где он сможет начать новую жизнь.

    Появление Василисы прерывает их разговор. Между ней и Пеплом происходит напряженный диалог, в котором он признается, что она ему осточертела, что в ней «нет ни капли души». Василиса, не желая терять Пепла, подталкивает его к убийству своего мужа, напоминая, что Васька уже дважды попадал в тюрьму из-за Костылева и что тот издевается над Наташей.

    Входит Костылев, разразившись ссорой с Василием, однако Лука вовремя предотвращает назревающую драку. Он советует Пеплу держаться подальше от Василисы и вместо этого уйти из ночлежки с Наташей, которая ему по душе.

    Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она скончалась.

    Постепенно все жители ночлежки собираются у постели умершей Анны.

    Акт третий

    Действие разворачивается на заброшенном, заросшем сорняками дворе ночлежки.

    Настя делится с собравшимися историей своей любви. Бубнов и Барон сомневаются в ее рассказе, но девушка страстно настаивает, что пережила настоящую любовь, и заливается слезами. Лука успокаивает ее, говоря, что если она сама верит в это, то так и было, а ее сожители смеются, потому что в их жизни не было ничего подлинного.

    Обитатели ночлежки рассуждают о правде и лжи.

    Наталья поясняет, что она также изобретает и ждёт кого-то «исключительного» или чего-то «невероятного». Однако, чего она ожидает, она не понимает, ведь «всем живётся плохо».

    Бубнов считает, что люди часто лгут, чтобы «приукрасить свою душу», сам же он не видит смысла во лжи, предпочитая «выложить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

    Клещ ненавидит людей и правде не придаёт значения. Сказав это, он убегает.

    Появляется Пепел, подключается к разговору. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, утверждая, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу исцелишь», поэтому человека следует пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

    Пепел приглашает Наталью уйти вместе с ним, признаётся ей в любви, обещает завязать с воровством. Он чувствует, что пора изменить свою жизнь, «так жить, чтобы я мог уважать себя». Наталья сомневается, но всё же решает поверить ему.

    В ночлежку входят Костылев с женой. Василиса, подслушавшая разговор Пепла с Наташей, пытается натравить мужа на соперника, однако Лука усмиряет разбушевавшегося Костылева.

    Костылев заводит с Лукой разговор о том, что порядок и закон превыше всего, а у каждого порядочного человека должен быть паспорт. Лука, не скрывая своего мнения, парирует: Костылеву уже не измениться, он подобен бросовой земле, не способной дать урожай.

    Хозяева ночлежки, не выдержав дерзости Луки, гонят его прочь. Лука обещает уйти до наступления темноты.

    Бубнов, соглашаясь с Лукой, замечает, что "вовремя смыться - всегда за счастье", и делится своей историей.

    Сатин и Актер, увлеченные спором, отправляются в подвал. Сатин настаивает, что Актер никуда не уйдет, и требует раскрыть, что обещал ему Лука. Странник интересуется, как Сатин оказался в ночлежке. Неохотно Сатин рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «в порыве злости и раздражения я убил негодяя», а после освобождения для него все пути закрыты.

    Появляется мрачный Клещ: он был вынужден продать все свои инструменты, чтобы похоронить Анну, и теперь не знает, как жить дальше.

    Из квартиры Костылевых доносится крик Наташи: «Бьют! Убивают!» . Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться в ситуации. Слышны обрывки реплик, из которых понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

    Из темноты появляются Квашня и Настя, помогая Наташе, избитой и обваренной кипятком. Следом за ними идут Костылев, Василиса и обитатели ночлежки. Пепел, увидев Наташу, наносит Костылеву сильный удар, и тот падает. Василиса кричит, что убили ее мужа, указывая на Пепла. Однако Василий заявляет, что это сама Костылева подговаривала его убить мужа.

    Находясь в истерике, Наташа обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, теряя сознание, просит отправить ее в тюрьму.

    Акт четвертый

    Ранней весенней ночью в подвале ночлежки за столом сидят Клещ, Настя, Сатин и Барон. На печи лежит Актер. В углу, где раньше была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), находится Татарин.

    Жители подвала с ностальгией вспоминают Луку, исчезнувшего во время шумихи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Клещ соглашается: старик был добрым и сочувствующим человеком. Татарин полагает, что Лука жил по принципу «Не причиняй вреда человеку».

    Для Сатина «старичок» похож на «мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

    Барон называет Луку шарлатаном.

    Настя, которой опротивели и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, насмехается над его мечтой вылечиться.

    Клещ замечает, что странник Лука «звал куда-то, но не указал дороги». По его мнению, он «очень восставал против правды. Возможно, и без нее дышать было тяжело».

    Вне себя от ярости, Сатин обрушивается на окружающих с требованием "не сметь говорить о старике плохо". Он один видел в Луке не просто эксцентричного старика, а мудреца, который, зная горькую правду - "человек сам по себе есть истина" - предпочитал утешать людей сладкой ложью из сострадания. Встреча со Странником стала для Сатина настоящим откровением, подобно тому, как "крепкая кислота разъедает на старой, грязной монете многолетнюю патину лжи и равнодушия".

    Тяжелым грузом повисает в воздухе молва об убийстве Костылева. Наташа, измученная побоями сестры и безысходностью, после больницы бесследно пропала. Циничные обитатели ночлежки уверены, что хитрой Василисе удастся выпутаться, а вот Пеплу не миновать суровой участи - каторги или, в лучшем случае, тюрьмы.

    Сатин продолжает свои размышления о том, что человеку важнее уважение, а не жалкая подачка сострадания. Барон, словно пробуждаясь от долгого сна, признается, что его жизнь лишена осмысленности и напоминает блуждание в тумане.

    Неожиданно с лежанки раздается сдавленный всхлип - Актёр, не в силах больше выносить душевные муки, спрыгивает с печи и бежит прочь из этого мрачного места.

    Появляются Медведев с Бубновым, за ними тянется вереница постояльцев. Кто-то готовится ко сну, где-то тихо звучит песня. Внезапно дверь распахивается, и на пороге появляется Барон с леденящим душу известием: на пустыре повесился Актёр.

    Словно подвыпивший гусляр, Сатин обрывает мелодию: «Эх, смазал всю песню, остолоп!»

    И что же в сухом остатке?

    Михаил Костылёв — находит свою погибель в схватке с Васькой Пеплом.

    Василиса — оказывается за решёткой, угодив в сети собственной интриги, направленной против мужа.

    Наташа — изувеченная жестокостью сестры, после гибели Костылёва исчезает без следа, словно растворившись в тумане.

    Лука — покидает стены ночлежки, ставшей ему временным пристанищем, после смерти Костылёва; скорее всего, его путь лежит дальше, в сторону бескрайних украинских просторов.

    Васька Пепел — отправляется за решётку за содеянное убийство, попутно выставив Василису своей подельницей в этом тёмном деле.

    Андрей Митрич Клещ — продолжает влачить своё существование в ночлежке, свыкшись с участью обитателя этого мрачного места.

    Актёр — ставит трагическую точку в своей жизни, найдя утешение в петле на пустыре.

    Абрам Медведев — лишается должности блюстителя порядка, связывает свою судьбу с Квашней и погружается в пучину пьянства.

    Анна - уходит из жизни, сраженная тяжелой болезнью.

    Квашня - принимает предложение стать супругой бывшего полицейского Медведева.

    Заключение

    Пьеса Горького «На дне» не теряет своей актуальности на протяжении более века, привлекая читателей и зрителей многогранностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь размышлять над тем, что значат для человека вера, любовь и какими возможностями он обладает. Краткий пересказ сюжета произведения лишь дает общее представление о нем, но для более глубокого понимания необходимо обратиться к полному тексту драмы.

    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Для родителей Для подростков

    Определите, что мешает получать пятёрки

    • Оставьте заявку на вводный урок
    • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
    • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость