«Кому на Руси жить хорошо» — краткое содержание

«Кому на Руси жить хорошо» - краткое содержание
Новое

Николай Некрасов — 10 класс — 20 мин.

История, описанная в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", рассказывает о приключениях семи крестьян, которые отправились в поисках счастья по всей России. Произведение было создано в конце 60-х - середине 70-х годов XIX века, после реформ, проводимых Александром II, включая отмену крепостного права. В эпоху после реформ как многие старые пороки, так и новые проблемы прочно вошли в повседневную жизнь русского общества, что Некрасов отражает в своем произведении. Изначально, по замыслу Некрасова, путешественники должны были достичь Петербурга к концу пути, однако, из-за болезни и скорой смерти автора, поэма осталась незаконченной.

Стихотворная поэма "Кому на Руси жить хорошо" написана в белом стихе и стилизована под народные русские сказания. Мы предлагаем вам прочитать краткое содержание "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова по главам, которое было подготовлено редакцией нашего портала.

Место и время действия

Данная поэма рассказывает историю, которая происходит в различных селениях России XIX века, вскоре после отмены крепостного права в 1861 году.

Главные персонажи

  • Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров— семь крестьян, отправившихся на поиски счастливого человека.

Другие герои

  • Ермил Гирин— первый "кандидат" на роль счастливца, честный бургомистр, высокоуважаемый среди крестьян.
  • Матрёна Корчагина (Губернаторша)— крестьянка, известная в своем селе как "счастливица".
  • Савелий— дед Матрёны Корчагиной мужа. Столетний престарелый человек.
  • Князь Утятин (Последыш)— старый помещик, высокомерный и непокорный, неосведомленный о отмене крепостного права со стороны его семьи в сговоре с крестьянами.
  • Влас — крестьянин, был главой деревни Утятин.
  • Гриша Добросклонов — сын дьяка, учитель в семинарии, мечтающий о свободе для русского народа. Он вдохновлен идеалами революционного демократа Н. Добролюбова.

Краткое содержание

Часть 1

Пролог

На «столбовой дорожке» сходятся семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.

Мужики сошлись и спорили:
Кто весело живет,
Кого радует Русь?

Каждый из них настаивает на своем. Один утверждает, что помещику живется наиболее легко, другой – чиновнику, третий – попу, остальные – «толстобрюхому купцу», «благородному боярину, государеву министру» или царю.

Со стороны кажется, будто мужики нашли на дороге сокровище и теперь разделяют его между собой. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дома (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и движутся непонятно куда, пока не наступает ночь. Только тогда мужики останавливаются и, «свалив удачу на лешего», садятся отдохнуть и продолжить спор. Вскоре это приводит к потасовке.

Роман бьет Пахомушку,
Демьян бьет Луку.

Потасовка разбудила весь лес, вызвала эхо, насторожила животных и птиц, мычит корова, кукует кукушка, пищат галички. Лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.

Вот так внезапно, с испугу маленький птенчик, оказался на земле, выбравшись из своего уютного гнездышка.

Когда драка осталась позади, мужчины обратили внимание на этого птенчика и схватили его. Птичке легче, чем мужчине, – сообщил Пахом. Если бы у нее были крылья, она пронеслась бы над всей Русью, чтобы узнать, где живется лучше всего. «Мы бы не отказались от таких крылышек», – добавили остальные, им бы только достаточно хлеба, водочки в горшочке, а еще огурцов, кваса и чая. Тогда бы они объехали всю «Русь-матушку».

Пока мужчины обсуждают это, к ним подлетает пеночка и просит отпустить птенчика на свободу. Взамен она исполнит все желания мужчин.

Мужчины соглашаются, и птичка указывает им место в лесу, где закопан сундучок с волшебной скатертью. Затем она заклинает их одежду, чтобы она не была изношенной, чтобы сапоги не распалась, полотенца не потрескались, и на их теле не появилась вша, и улетает с своим птенчиком. Прощаясь с мужчинами, птичка предупреждает их, что они могут позволить себе заказывать сколько угодно еды с помощью волшебной скатерти, но они не могут просить больше, чем ведро водки в день:

Один и два - исполнится
По вашему желанию,
А после третьего - будут беды!

Крестьяне спешат в лес, где действительно находят волшебную скатерть. Обрадованные, они устраивают пир и давно приговорили: они не вернутся домой, пока они не узнают точно, "кто живет счастливо, досуг на Руси".

Так начинается их путешествие.

Глава 1. Священник

Далеко простирается широкий просек, окруженный березами. По нему в основном проходят обычные люди - крестьяне, ремесленники, бедняки, солдаты. Путешественники не спрашивают у них ничего: какое счастье можно найти здесь? Приближаясь к вечеру, люди случайно встречают священника. Они преграждают ему путь и поклоняются ему. Отвечая на беззвучный вопрос священника: что они хотят, Лука рассказывает о споре, который возник и задает вопрос: "Счастлива ли жизнь священнослужителей?".

Священнику требуется продолжительное время на размышление, а затем он отвечает, что поскольку жаловаться на Бога - грех, он просто расскажет мужчинам о своей жизни, и они сами поймут, насколько она хороша.

По мнению священника, счастье заключается в трех вещах: "покое, богатстве и чести". Священнику неизвестен покой: его служба достается ему с большим трудом, а затем начинается не менее трудное служение: плач сирот, крики вдов и стон умирающих не способствуют душевному покою.

Дело с почетом обстоит так же плохо как и с попами: они служат предметом насмешек простого народа, вокруг них создаются пошлые сказки, анекдоты и небылицы, которые ни они сами, ни их жена и дети не могут избежать.

Осталось только богатство, но и здесь все давно изменилось. Да, раньше дворяне уважали попов, устраивали роскошные свадьбы и умирали в своих поместьях - именно в такие времена священники имели работу, а сейчас "помещики разбросаны по чужим странам".

Так вот, попам довольно забыть о копейках:

Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дать, да нечего...

После окончания своей речи священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они единогласно обвиняют его в глупости, утверждая, что ему было видно только поповское жилье, но он не смог понять суть дела.

Парни, видимо, хотели бы наказать Луку, но к его удаче, на повороте дороги снова появляется «мрачное лицо священника»…

Глава 2. Сельская ярмарка

Парни продолжают свой путь, и дорога ведет их через пустые села. Наконец, они встречают старика и спрашивают у него, куда пропали жители.

Переехали в село Кузьминское,
Сегодня там ярмарка…

Тогда путешественники решают отправиться на ярмарку - вдруг именно там находится тот, «кто живет счастливо»?

Кузьминское - богатое, хотя и грязное село. В нем есть две церкви, школа (закрытая), грязный гостиница и даже медсестра. Поэтому здесь богатая ярмарка, и больше всего здесь кабаков, «одиннадцать трактирщиков», и даже они не успевают налить всем желающим:

Ой жажда православная,
Как ты велика!

Вокруг огромное количество пьяниц. Один мужчина сердится на сломавшийся топор, рядом с ним грустит старик Вавила, который обещал привезти внучке башмачки, но потратил все деньги на выпивку. Народ сожалеет о нем, но никто не может помочь, так как у всех самих нет денег. К счастью, появляется благородный человек, Павлуша Веретенников, который покупает башмачки для внучки Вавилы.

На ярмарке торгуют не только овощи, но и книги (книготорговцы), но наибольшим спросом пользуются самые низкопробные книги и портреты генералов «потолще». Однако автор надеется, что настанет время, когда обыкновенный человек:

Возьмет и прочтет произведения Белинского и Гоголя
С рынка?

К вечеру все настолько упиваются, что даже церковь с колокольней, кажется, трясется, и мужчины покидают село.

Глава 3. Ночь напивания

Ночь раскинулась тихая и спокойная. Путешественники идут по узкой дороге и направляют свои шаги туда, где слышат перемежающиеся фрагменты разговоров незнакомцев. На языках заходит речь о чиновниках, о коррупции: "Мы дали полтину писарю: он подготовил просьбу" - такое высказывание проникает в их уши. Вдали можно услышать женские голоса, тихо запевающие молитву о любви. Внезапно, один из пьяных молодых парней решает погребать свою одежду в землю, утверждая, что он "хранит свою родину". Неподалеку от дорожного столба путешественники снова встречают Павла Веретенникова. Он с увлечением беседует с местными крестьянами, записывая их песни и пословицы. Когда достаточно записей сделано, Веретенников начинает ругать крестьян за их чрезмерное питье, сказав, что "стыдно смотреть!". На это ему возражают, говоря, что крестьянин в основном пьет от горя, и осуждать и завидовать этому - это грех.

Имеется человек по имени Яким Нагой, который возражает. Павлуша также записывает его историю в книжечку. Еще когда был молодым, Яким купил для своего сына лубочных картинок и сам с большой любовью на них смотрел. Однажды, когда произошел пожар в его избе, Яким первым делом поторопился снять картинки со стен, и в результате сгорели все его сбережения, а именно тридцать пять целковых. За проданный комок картинок сейчас он получает одиннадцать рублей.

После прослушивания историй, странники садятся, чтобы перекусить, затем один из них по имени Роман остается за ведром с водкой на страже, а остальные снова смешиваются с толпой в поисках счастливого человека.

Часть 4. Счастливые люди

Странники ходят в толпе и просят найти счастливого человека. Если такой человек появится и расскажет им о своем счастье, то он будет великолепно угощен водкой.

Над указанными высказываниями многие трезвые люди смеются, но пьяные люди почему-то очень заинтересованы и стоят в непрерывной очереди. Первым в очереди находится дьячок. По его словам, его счастье заключается в удовлетворенности и небольшой дозе алкоголя, который наливают мужчины. Однако его отсекают и приходит старуха, у которой на маленькой грядке «вырастили репу до тысячи». Следующий в очереди солдат с медалями, который «почти мертв, но хочется выпить». Его счастье заключается в том, что, несмотря на мучения на военной службе, он все еще живой. В очереди также находятся камнеточец с огромным молотом, крестьянин, который перенапрягся на службе, но еле живой добрался до дома, и дворовый человек с подагрой, которому характерна «аристократическая» болезнь. Последний хвастается тем, что сорок лет обслуживал стол у светлейшего князя, вылизывал тарелки и допивал иностранное вино из рюмок. Однако и его прогоняют, потому что у мужиков есть простое вино, «не для твоих губ!».

Очередь к путешественникам не уменьшается. Белорусские крестьяне рады, что здесь они могут насытиться ржаным хлебом, так как на родине делали хлеб только с мукою, что вызывало ужасные боли в животе. Мужчина с сильной щекой, охотник, рад, что выжил в схватке с медведем, тогда как остальные его товарищи были убиты. Даже нищие приходят: они рады, что есть подаяние, на которое они могут прокормиться.

Наконец, ведро опустошается и путешественники понимают, что так они не достигнут счастья.

Эй, счастье мужское!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Уходи домой!

Один из присутствующих предлагает в качестве рекомендации "спросить у Ермилы Гирина", поскольку если он не будет счастливым, то нет смысла искать. Ермила - простой человек, завоевавший огромную любовь народа. Путешественникам рассказывают такую историю: когда-то у Ермилы была мельница, но в результате долгов они решили ее продать. Началась аукцион, мельницу очень хотел купить купец Алтынников. Ермила смог перебить его предложение, но вот проблема - у него не было денег для задатка. Тогда он попросил отсрочку на час и побежал на торговую площадь просить деньги у народа.

И произошло чудо: Ермилу поддержали финансово. Очень скоро тысяча, необходимая для выкупа мельницы, оказалась у него. А через неделю на площади произошло еще более удивительное событие: Ермила "распределял средства", раздавая деньги всем честно. Остался только один дополнительный рубль, и до заката Ермила расспрашивал, чей это рубль.

<п>Странники удивляются, какому волшебству Ермила удалось завоевать доверие народа. Им объясняют, что это не магия, а истина. Гирин работал канцеляристом в офисе и никогда не взял ни копейки с кого-либо, всегда помогая советом. Старый князь скоро умер, а новый приказал крестьянам выбирать главу города. Единогласно, "шесть тысяч душ, всей землей" кричали Ермиле - хоть он и молод, он любит истину!

Только однажды Ермила "искривил душу", когда не отправил своего младшего брата, Митрия, в рекруты, заменив его дочерью Ненилы Власьевны. Но совесть мучила Ермилу после этого поступка настолько, что вскоре он пытался повеситься. Митрий был отправлен в рекруты, а дочь Ненилы вернули ей. Ермилу уже долгое время не был своим, он уволился с работы и взял в аренду мельницу, став "еще больше любимым народом, чем прежде".

Но здесь в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермиле Гирину напрасно. Он находится в остроге. Священник начинает рассказывать, как все произошло: деревня Столбняки поднялась на бунт, и власти решают вызвать Ермилу: его народ будет слушаться.

Рассказ прерывается криками: поймали вора и секут. Вор оказывается самим лакеем, страдающим от "благородной болезни", и после наказания он скрывается так, словно полностью забыл о своей болезни.
Священник в это время прощается, обещая завершить повествование истории при следующей встрече.

Глава 5. Землевладелец

Во время своего дальнейшего путешествия мужчины встречают помещика по имени Гаврила Афанасьич Оболта-Оболдуев. Сначала помещик испугался, подумав, что они разбойники, но когда разобрался в ситуации, развеселился и начал рассказывать свою историю. Его дворянское происхождение связано с татарином по имени Оболдуй, которого, на радость императрице, ободрал медведь. В знак благодарности императрица наградила татарина тканями. Таковы были благородные предки помещика...

Далее Оболта-Оболдуев скорбит о прежних временах, когда он жил в роскоши как барин, когда все вокруг ему принадлежало, крестьяне преклонялись, и он был единственным судьей и владыкой.

Я сам являюсь законом!
Мои кулаки - моя полиция!

Однако помещик признает, что не все строгости имели для него значение, он больше был привлекателен своей добротой и лаской! Все жители его усадьбы любили его и дарили ему подарки, он был для них как настоящий отец. Но все изменилось: у помещика отобрали крестьян и землю. Звук топора доносится из лесов, все разоряют, а на их месте появляются винные заведения, потому что грамота стала для всех ненужной. А помещикам кричат:

Пробудись, помещик, разбудишься!
Поднимайся! – учишься! работай.

Но как может работать помещик, который с детства привык к совсем другому? Он ничему не обучался, и всегда думал, что так будет жить всю свою жизнь, но все оказалось не так.

Помещик заплакал, а рядом с ним почти заплакали трудолюбивые крестьяне, задумавшись:

Разорвалась великая цепь,
Разорвалась и разлетелась в прах:
Одна часть по помещику,
Другая по простому человеку.

Часть 2

Остатки

На следующий день мужчины приходят на берег Волги, на огромный поляну с сенокосом. Как только они познакомились с местными жителями, раздались звуки музыки, и к берегу подошли три лодки. В них находится дворянская семья: два дворянина с их женами, их маленькие дети, слуги и старый дворянин с седой бородой. Старый мужчина осматривает сенокос, а все кланяются ему, практически касаясь пола. В одном месте он останавливается и приказывает пересыпать сухой стог: сено еще не совсем высохло. Непослушный приказ сразу же выполняют.

Путешественники удивлены:
Дедушка!
Кто такой замечательный мужчина?

Похоже, что старый человек - представитель знати Утятиных (крестьяне прозвали его Последышем) - узнав о введении амнистии для крепостных, хорошенько сыгрался и притворился болен. Его сыновьям объявили, что они предали идеалы помещиков и не смогли защитить их, так что они остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян заморочить голову помещику, обещая, что после его смерти деревня получит владение земелью у реки. Старому человеку сказали, что царский указ отвернул крепостных обратно к помещикам, и князь был рад этой новости и встал со своего ложа. Такая комедия продолжается и сегодня. Некоторые крестьяне даже рады этому, например дворецкий Ипатий:

Ипатий сказал: “Пусть они издеваются!
А я остаюсь слугой Утятиных
- и это главное!”

Агап Петров никак не может смириться с тем, что ему будут указывать, что делать на воле. Однажды он открыто высказал свое недовольство барину, за что был наказан. После пробуждения, его приказали казнить, и чтобы скрыть обман, крестьяне отвели его в конюшню, где поставили перед ним штоф с вином: пей и кричи громче! В ту же ночь Агап умер: для него было неприемлемо подчиняться…

Странники присутствуют на торжестве Последыши, который произносит речь о пользе крепостного права, а затем ложится в лодку и засыпает вечным сном под пение. Деревня Вахлаки вздыхает с облегчением, но у них никто не заберет луга – судебный процесс продолжается по сей день.

Часть 3

Крестьянка

“Не всегда счастье
Между мужчинами искать,
Давайте-ка осмотримся в женщинах!”

Вот что говорят странники, отправляясь к 38-летней губернаторше Корчагиной Матрене Тимофеевне, красивой женщине, которая уже считает себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Только в родительском доме она была счастлива. Однако девство пролетело быстро, и теперь Матрена уже выдавливают в замужество. Ее суженым становится Филипп, красивый, румяный и сильный. Он любит жену (как говорит сама Матрена, всего один раз поколотил), но вскоре он уходит заработать деньги, оставляя ее с его большой, но чужой семьей.

Матрена работает и на старшую невестку, и на строгую свекровь, и на свекра. Нет радости в ее жизни, пока не рождается ее старший сын, Демушка.

В Матрену жалеет лишь ее старый дед Савелий, который является «богатырем святорусским» и живет свою жизнь после двадцати лет каторги. Он попал на каторгу за убийство немецкого управляющего, который не давал мужчинам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни и о том, что значит быть «русским богатырем».

Свекровь запрещает Матрене забирать Демушку с собой на поле, потому что они мало работают вместе. Дед следит за ребенком, но однажды уснул, и свиньи съели малыша. Некоторое время спустя Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, который пошел на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает его домой, где старик вскоре умирает.

У Матрены было несколько детей, но ее особенно тронула история с Демушкой. Один из детей, пастушок Федот, однажды по ошибке унес овцу, и за это его хотели наказать. Но Матрена взяла вину на себя. Она согласилась пойти в город, когда была беременна Лиодорушкой, чтобы просить вернуть своего мужа, который был призван на войну. В приемной она родила ребенка, и благодаря помощи губернаторши Елены Александровны, которую семья Матрены теперь поклоняется, они смогли преодолеть трудности. С тех пор Матрену стали называть "губернаторшей" и считать счастливицей. Но на самом деле, это было лишь кратковременное счастье.

Так озвучивает Матрене ее мнение, и говорит, что настоящее женское счастье невозможно найти. Ключи от него потеряны, и даже Бог не знает, где их найти.

Часть 4

Весь мир наслаждается пиром

В селе Вахлачина сейчас проходит великий праздник. Собрались здесь все жители: как знакомые, так и незнакомые люди, включая Клима Яковлевича и Власа-старосту. Среди всех гостей присутствуют два молодых семинариста, Саввушка и Гриша, прекрасные и скромные парни. Они поделились своими веселыми песнями по просьбе собравшихся, а затем начали рассказывать самые интересные истории. Одна из них рассказывает о холопе Якове, который всю свою жизнь ни секунды не отходил от своего барина и служил ему во всем, даже в самых тяжелых и опасных ситуациях. Однако, когда барин решил отправить его племянника в армию, Яков не смог пережить эту потерю и утратил сознание, но вскоре вернулся к своему барину снова. Тем не менее, глубоко внутри Яков не смог простить своего господина и смог отомстить Поливанову: он завез его в лес, оставив без ног, а потом повесился на сосне над его телом.

Возникает дискуссия о наиболее греховных людях. Божественный странник Иона рассказывает историю о «двух грешниках», касающуюся разбойника Кудеяра. Господь разбудил его совесть и наложил на него наказание: срубить огромный дуб в лесу, чтобы его грехи были ему простены. Однако дуб упал только после того, как Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе, утверждая, что мужской грех все же более велик, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью освободить своих крестьян. Однако староста, поддавшись соблазну денег, нарушил эту свободу.

Толпа подавлена. Звучат песни: «Голодная», «Солдатская». Но скоро наступит время и для добрых мелодий. Это подтверждают два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, с самых юных лет решает посвятить свою жизнь счастью народа. Его любовь к матери сочетается с любовью к России. Гриша идет своим путем и поет песню о России:

Ты и нищая,
Ты и богатая,
Ты и мощная,
Ты и бессильная,
Матушка Россия!

И его планы не останутся только мечтой: судьба готовит Грише «великолепный путь, известие о защитнике народа, болезнь и Сибирь». Гриша поет, и жаль, что его не слышат прохожие, ведь они бы поняли, что найден счастливый человек, и смогли бы вернуться домой.

Итак, каков итог?

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, и старик Пахом – на протяжении всей поэмы, после пира, всё ещё не смогли найти истинно счастливого человека.

Гриша Добросклонов – стремится отдать свою жизнь борьбе за народное счастье, ему суждено стать заступником народа.

Итоговые мысли

Недописанные главы поэмы Некрасова прерываются здесь. Однако из сохранившихся частей уже перед читателем возникает обширная картина послереформенной России, которая с муками обучается новому образу жизни. В поэме автор поднимает множество проблем: всеобщее пьянство, разрушающее российского человека (не случайно счастливому предлагается ведро водки в награду!), проблемы женщин, неотъемлемой рабской психологии (показаны на примере Якова и Ипата) и главная проблема - счастья народа. Большинство этих проблем, к сожалению, остаются актуальными и по сей день, поэтому произведение пользуется большой популярностью, и некоторые цитаты из поэмы стали общеупотребительными. Композиционный прием путешествия главных героев приближает поэму к приключенческому роману, что делает ее легкой и интересной для чтения.

Краткое изложение "Кому на Руси жить хорошо" передает только основное содержание поэмы, для более точного представления о произведении рекомендуем ознакомиться с полной версией "Кому на Руси жить хорошо".

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость