b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Мои университеты» — краткое содержание

«Мои университеты» - краткое содержание
Новое

Максим Горький — 9 класс — 9 мин.

В 1923 году Максим Горький завершил свою автобиографическую трилогию повестью «Мои университеты». Это пронзительная история о становлении личности юного Алексея Пешкова, во многом перекликающаяся с собственной юностью писателя.

Чтобы освежить в памяти ключевые события книги или быстро подготовиться к уроку литературы, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести «Мои университеты» на нашем сайте.

Где и когда разворачивается действие?

Действие повести переносит нас в конец XIX — начало XX века, в колоритную Казань, тихую российскую деревню и на бескрайние просторы Каспийского моря.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Алексей Пешков — чувствительный и пытливый юноша, оставшийся сиротой. Воспитанный бабушкой, он с любопытством и жаждой знаний вступает во взрослую жизнь, прокладывая собственный путь.

Второстепенные персонажи

    Персонажи

    • Николай Евреинов – Друг юности Алексея, умудренный не по годам 19-летний гимназист, отговоривший товарища от опрометчивого поступка - ухода из гимназии.
    • Гурий Плетнев – Товарищ Алеши по гимназии, неимущий юноша, с горячим сердцем, полного революционного пыла.
    • Андрей Деренков – Душа компании, хозяин булочной, сочувствующий идеям народничества, предоставлявший кров студентам и единомышленникам-революционерам.
    • Никифорыч – Городской страж порядка, бдительный городовой, неустанно следящий за соблюдением закона.
    • Михаил Антонович Ромась (Хохол) – Верный друг и наставник Алеши на тернистом пути революционной борьбы.
    • Панков – Зажиточный сельский житель, в избе которого нашли временный приют Ромась и Алеша.

    Краткое содержание

    Юный Алексей Пешков, полный стремления к знаниям, отправился в Казань. Идея покорить университетские вершины принадлежала не ему самому, а «милому юноше» – гимназисту Н. Евреинову, который, видя тягу Алеши к наукам, предложил ему свою помощь и кров. Он заверил, что «за осень и зиму курс гимназии» будет освоен, и Алеша станет полноправным студентом.

    Прощание с бабушкой, заменившей Алеше мать и ставшей самым родным человеком, было наполнено горечью. В Казани он оказался на попечении семьи Николя Евреинова. «Мать и два сына ютились на скудную пенсию», и Алеша, не желая быть обузой для обездоленной вдовы, часто пропускал обеды, скрываясь в сыром подвале. Именно там, в тишине и одиночестве, он начал понимать призрачность своей мечты об университете. Именно тогда, столкнувшись с первыми жизненными трудностями, юноша осознал, что «именно сопротивление среде куёт характер человека».

    Свободное время Алеша коротал на пустыре, наблюдая за игрой гимназистов в городки. Судьба свела его с одним из игроков – Гурием Плетневым, юношей небогатым, но с редким даром – «тонким слухом и великолепным чутьем музыки». Проникшись трудностями Алеши, Гурий предложил ему поселиться у себя, чтобы вместе «готовиться к нелегкой доле сельских учителей».

    Жилище Гурия представляло собой ветхий, полуразрушенный дом, мрачный приют для «голодных студентов, падших женщин и теней людей, растративших себя впустую». По ночам Гурий зарабатывал на хлеб корректорской работой в типографии, а днем Алеша пытался найти хоть какой-то заработок на шумной пристани.

    В жизни Алёши появилась загадочная фигура, представленная Евреиновым. Незнакомец завлекал юношу в тайное общество, где главным условием членства было штудирование трудов Милля с комментариями Чернышевского. Однако, сухие строки трактатов не могли соперничать с пленительным зовом Волги, дарившей Алёше чувство свободы и безмятежного счастья.

    Судьба свела Алёшу с Андреем Деренковым, неприметным хозяином бакалейной лавки, хранившим в своих стенах настоящее сокровище - библиотеку запрещённых и редких изданий. Студенты и пламенные революционеры находили приют в этом книжном оазисе. Деренков, будучи убеждённым народником, все заработанные от торговли средства жертвовал на нужды тех, кто, подобно ему, свято верил в первостепенность народного счастья.

    С появлением пекарни Деренкова, жизнь Алеши наполнилась ароматами свежеиспеченного хлеба и тайнами. Он с усердием месил тесто и пек румяные буханки, которые разносил по домам. Но помимо хлеба, Алеша доставлял студентам и запрещенные знания, спрятанные среди пышных булок. Тайная комната в пекарне, где собирались единомышленники, вызывала все больше подозрений у бдительного городового Никифорыча. Он то и дело вызывал Алешу на допрос, пытаясь выведать секреты Деренкова.

    В это время Алеша мучительно искал истину, пытаясь постичь устройство мира. Его поражало, как многие, подобно растениям, довольствовались лишь покоем и привычным укладом, считая знания и прогресс излишеством. "Зачем эти академии, науки, полеты в небо? Лишь бы уголок потише да бабушка рядом," – подобные рассуждения повергали Алешу в уныние.

    Настойчивость Никифорыча дала свои плоды: ему удалось разоблачить и арестовать Гурия Плетнева. Жена городового, сочувствуя Алеше, предупредила его об опасности. Никифорыч не остановился на достигнутом и начал слежку уже за ним, подозревая его причастность к подпольной деятельности.

    Душевная пустота поглотила Алексея, толкая к краю пропасти. Отчаявшись найти смысл в бренности бытия, он решился на страшный шаг. Раздобыв на чёрном рынке револьвер с четырьмя патронами, он направил дуло в грудь, целясь в сердце. Однако роковая пуля прошила лишь лёгкое. Спустя месяц, залечив раны как физические, так и душевные, Алексей вернулся к привычной жизни, к запаху свежей выпечки в маленькой булочной.

    В тайной комнате Деренкова, среди прочих лиц, привлекала внимание внушительная фигура широкоплечего мужчины. Это был Михаил Антонович Ромась, по прозвищу Хохол, недавно вернувшийся из якутской ссылки. Организовав неприметную рыбную артель и лавку, Ромась умело маскировал под этой деятельностью свою истинную цель – революционную пропаганду среди местного населения. Он взял Алешу в помощники, и между ними быстро завязалась почти отеческая привязанность. Ромась много рассказывал о себе, своих убеждениях и жизненном пути. После неудачной попытки свести счеты с жизнью, Алеша «чувствовал себя ничтожеством, виноватым перед кем-то», но душевная теплота и искреннее участие Ромася помогли ему словно расправить плечи, вновь обрести веру в себя и свои силы.

    Ромась с Алешей нашли пристанище в скромной избе Панкова – разбогатевшего крестьянина, осмелившегося пойти против воли отца и взять в жены бедную сироту, пленившую его сердце. Жизнь в селе стала для Алеши настоящим откровением, но, увы, радости она не принесла. Мужики изнывали «в бесконечной, каторжной работе», женщины, измученные тяготами, часто жаловались на здоровье, а парни, с неприкрытым цинизмом, относились к девкам, которые, как ни странно, были и этому рады. Создавалось впечатление, что «жизнь селян проходит словно в потемках, будто они слепы и боятся сделать шаг навстречу друг другу, не доверяя никому. В их душах словно поселилось что-то звериное, волчье».

    Староста и зажиточные селяне питали лютую злобу к Хохлу. Неоднократно они пытались учинить над ним расправу, осмелившись даже подбросить к его порогу смертоносную ловушку – полено, начиненное порохом. Ромась, однако, с невозмутимым спокойствием встретил эту гнусность. Но ненависть местных жителей, подобно пожару, разгоралась все сильнее и вскоре перешагнула все границы – они решились спалить лавку вместе со всем товаром. Алеша, не раздумывая ни секунды, бросился спасать книги, хранившиеся на чердаке. Едва он успел переправить драгоценные фолианты в безопасное место, как страшный взрыв потряс дом – это сдетонировала бочка с керосином, отрезав Алексею путь к отступлению. На мгновение юноша застыл в ужасе, но тут же, собрав всю волю в кулак, схватил первый попавшийся тюфяк, подушку, охапку мочала, на голову намотал овчинный тулуп Ромася и, собравшись с силами, прыгнул из окна. Чудом Алеша остался жив, отделавшись лишь вывихнутой ногой.

    Понимая, что спокойствию его в деревне не бывать, Ромась сбыл Панкову остатки товара и отправился в Вятку. Прощаясь, он напутствовал юношу не спешить с осуждением, напомнив: «Время всё меняет к лучшему. Медленно, зато основательно!». Встретились они лишь по прошествии пятнадцати лет, когда Ромась вернулся из очередной ссылки в Якутии.

    Лишившись друга и товарища, Алексей чувствовал себя одиноким парусом в открытом море. Враждебность крестьян не ослабевала, и с приходом осени он решил покинуть село. Вместе с крестьянином Бариновым они отправились к берегам Каспия. Путь их был полон приключений, но в конце концов они достигли цели и устроились работать в небольшую артель на калмыцком промысле Кабанкул-бай.

    Каков же итог?

    Молодой Алексей Пешков, покинув родные края, отправляется в путешествие, которое приводит его к бескрайним просторам Каспийского моря. Здесь он начинает свой трудовой путь в рыболовецкой артели.

    Судьба Михаила Антоновича Ромася складывается трагически: его отправляют в далекую Якутию, откуда он вернется лишь спустя долгих 15 лет.

    Вместо эпилога

    Мечты героя о студенческой скамье и получении образования так и остаются мечтами. Его университетом становится сама жизнь, полная испытаний и открытий. Но юноша не сдается, он жадно впитывает новые знания и опыт, становясь прилежным "учеником" в школе жизни.

    Предложенный краткий пересказ книги Максима Горького «Мои университеты» лишь приоткрывает завесу над захватывающим сюжетом произведения. Рекомендуем погрузиться в чтение полной версии книги, чтобы в полной мере оценить мастерство автора и глубину его мысли.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость