Гоголь создал мистическое произведение «Вий» в конце 1834 года, которое вошло в его сборник «Миргород» (1835 г.). Повесть представляет собой сочетание романтизма и реализма, фантастики и действительности.
Основой для произведения послужили народные предания, что отражается в использовании фольклорных элементов, таких как троекратное повторение. Сам Вий в славянской мифологии – это персонаж из подземного мира с губительным взглядом.
На нашем сайте вы можете прочитать онлайн краткое содержание повести «Вий» по главам. Данный пересказ будет полезен для ведения читательского дневника и подготовки к урокам литературы.
Место и время действия
Действие повести разворачивается в первой половине XIX века на хуторе под Киевом.
Главные герои
- Хома Брут– семинарист, философ. Он в течение трех ночей читал молитвы над умершей панночкой-ведьмой и «был нрава веселого».
- Панночка– загадочная ведьма, дочь влиятельного сотника, над ее безжизненным телом Хома читал молитвы.
- Сотник– состоятельный и знатный отец панночки-ведьмы, «уже в преклонных годах» , около 50-ти лет.
Другие персонажи
- Халява– богослов (ставший впоследствии звонарем), близкий друг Хомы.
- Тиберий Горобець– ритор (ставший затем философом), соратник Хомы.
- Вий– славянский демонический персонаж с веками, касающимися земли.
Краткое содержание
Ежегодные каникулы в киевской семинарии были поистине знаменательным событием для ее обитателей. Студенты-семинаристы с радостью покидали стены учебного заведения, разбредаясь по домам. В одно из таких путешествий отправились три юных бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. По пути они решили заглянуть в ближайший хутор, чтобы пополнить свои запасы провианта. Радушная старуха приютила странников, разместив их по отдельности.
Ночь опустилась на город, и философ Хома уже готовился погрузиться в сон, как вдруг порог его скромной обители переступила хозяйка. Взор ее пылал странным, неземным огнем, сковывая волю философа и лишая его дара движения. В мгновение ока старуха взгромоздилась на спину несчастного Хомы и, огрев его метлой, обратила в лихого коня. Понесся философ, словно всадник без головы, под грузом нечеловеческой силы. Осенила тогда Хому страшная догадка - ведьма перед ним! Забормотал он молитвы, сплетая слова в щит от нечисти. И словно эхо его голоса ослабило чары ведьмы. Вырвался Хома из-под гнета, вскочил на спину мучительнице и принялся охаживать ее поленом. Взвизгнула ведьма, силы ее стали угасать, пока не рухнула она на землю, обессиленная. А когда первые лучи солнца прорезали темноту, вместо старухи предстал взору философа образ дивной красоты. Затрепетал Хома, словно лист на ветру, и бросился бежать без оглядки, стремясь найти спасение в стенах святого Киева.
Поползли слухи, что дочь состоятельного сотника вернулась домой в плачевном состоянии и перед кончиной якобы поручила киевскому семинаристу Хоме Бруту совершить по ней отпевание и молитвы в течение трех дней. По философа немедленно отправили из семинарии в сопровождении экипажа и шести казаков. По прибытии Хому сразу же доставили к сотнику. На расспросы помещика философ ответил, что не знаком ни с дочерью сотника, ни с причинами ее последней воли. Тогда сотник показал Бруту тело усопшей. К своему ужасу, Хома понял, что это была та самая женщина, которую он сам и убил.
С наступлением темноты Хому проводили в храм, где в окружении свечей покоилась в гробу усопшая. Двери за ним, словно зверем в клетке, захлопнулись. Философ почувствовал на себе тяжелый, пронзающий взгляд, будто панночка, не размыкая век, наблюдала за ним. Внезапно мертвенная тишина взорвалась шорохом – покойница приподняла голову, а затем и вовсе покинула свое последнее присталище. С плотно сомкнутыми веками она двинулась к застывшему от ужаса Хоме. Собрав остатки духа, он начертил вокруг себя защитный круг, бормоча молитвы и заклинания, способные отогнать нечистую силу. Ведьма, споткнувшись о невидимую преграду, бессильно отступила обратно в гроб. Но на этом ужас не закончился. Гроб воспарил в воздух и закружил по храму, тщетно пытаясь прорваться сквозь заклятый круг. Остановившись посреди церкви, он явил миру жуткое зрелище – «синий, позеленевший» труп поднялся из гроба. В этот момент раздался спасительный крик петуха, возвестивший о начале нового дня. Труп рухнул обратно, а крышка гроба захлопнулась с глухим стуком.
Вернувшись в деревню, Хома провалился в тяжелый сон, а после обеда и вовсе пришел в себя, вновь обретя бодрость духа. Однако с приближением сумерек на философа накатывала необъяснимая тревога. Страх, словно хищный зверь, постепенно охватывал его с новой силой.
Ночью Хому снова привели в храм. Философ тут же начертил вокруг себя круг и приступил к чтению молитв. Через час он поднял взор и увидел, что "мертвец стоял перед ним на самой границе" круга. Умершая женщина принялась произносить жуткие слова - Хома понял, что она творила заклинания. По церкви пронесся ветер, и что-то билось в оконные стекла, пытаясь проникнуть внутрь. Наконец вдалеке раздался крик петуха, и все прекратилось.
Пришедшие сменить философа обнаружили его едва живым - за ночь Хома полностью поседел. Брат попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан пригрозил ему и приказал продолжать.
Когда философ пришел в церковь, он вновь обозначил сакральный круг и приступил к чтению молитв. Вдруг в гробовой тишине железная крышка гроба с треском раскололась, и покойник восстал, начав произносить заклинания. По церкви пронесся вихрь, сбрасывая на пол иконы, а двери слетели с петель, впуская в святилище "несметную силу чудовищ". По призыву ведьмы появился приземистый, широкоплечий человек, с землистым лицом и опущенными до земли длинными веками. "Поднимите мне веки, я не вижу!" - прогрохотал Вий, и внутренний голос предостерег философа не смотреть на него. Но Хома не удержался, и Вий, указав на него железным пальцем, закричал: "Вот он!" Нечистая сила обрушилась на Брута, и бездыханное тело его рухнуло на пол, душа покинув его от ужаса.
Раздался второй петушиный крик, и нечистые духи бросились в бегство, но не смогли выбраться из церкви. Так и осталась она заброшенной и заросшей лесом, и никто больше не найдет к ней дороги.
Слухи о произошедшем достигли Киева. Халява и Горобец отправились в шинок, чтобы помянуть душу Хомы. В разговоре Горобец заметил, что Хома погиб "оттого, что побоялся".
И что в итоге?
Хома Брут – увидев Вия, умирает от страха, когда на него нападает толпа нечисти.
Панночка – призывает Вия в церковь, где она и остальная нечисть навеки остаются заточенными.
Халява и Горобец – поминают душу Хомы после его гибели.
Вий – вместе с нечистью обречен навеки оставаться в заброшенной церкви.
Завеса тайны
Произведение Н. В. Гоголя «Вий» традиционно относят к романтизму. Интересно, что в повести фантастическое, потустороннее царство властвует исключительно в темное время суток, уступая место реальному миру с наступлением дня. Стоит отметить, что и сам Хома Брут не вписывается в классический образ романтического героя – в нем много от простого человека, он не противостоит толпе, а скорее является ее частью.
Чтобы по-настоящему погрузиться в атмосферу гоголевского мистицизма и оценить всю глубину авторского замысла, рекомендуем не останавливаться на кратком содержании «Вия», а насладиться полным текстом этой захватывающей повести.