В центре повествования рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» – непростая и горькая судьба Матрены, женщины с открытой душой, выделяющейся на фоне своих односельчан. Произведение впервые увидело свет на страницах журнала «Новый мир» в 1963 году.
История разворачивается перед читателем от лица главного героя, который, став квартирантом Матрены, приоткрывает завесу над ее необычной жизнью. Первоначально рассказ носил название «Не стоит село без праведника», что точно отражало его основную мысль – историю о бескорыстной и чистой душе. Однако, опасаясь цензурных препонов, автор изменил его.
Ознакомиться с кратким содержанием «Матрениного двора» по главам будет особенно полезно ученикам 9 класса, в программу которого включено данное произведение.
Место действия и время
Действие рассказа происходит в 1953 году в небольшом российском поселке Торфопродукт, расположенном в 184 километрах от Москвы.
Главные герои
- Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший срок в тюрьме, стремящийся к тихой и спокойной жизни в российской глубинке, поселился у Матрены и делится историей ее судьбы.
- Матрена – одинокая женщина около шестидесяти лет. Живет одна в своем доме, часто болеет.
Другие персонажи
Краткое содержание
На пути из Москвы, устремившись к Казани и Мурому, поезд на 184 километре словно натыкался на невидимую преграду. Скорость падала, пассажиры с любопытством выглядывали в окна, предполагая ремонтные работы на путях. Лишь преодолев этот отрезок, состав вновь набирал ход, оставляя причину замедления тайной, известной лишь машинисту да рассказчику.
Глава 1
Лето 1956-го. Автор, словно корабль после долгого плавания, возвращался из «раскаленной солнцем пустыни» прямиком «в объятия России». Судьба распорядилась так, что это возвращение растянулось на целое десятилетие, и никуда спешить ему не хотелось. Душа толика покой, по просторам бескрайним, по лесам дремучим да полям бескрайним.
Греза о тихой учительской доле вдали от городского шума привела его в местечко с лирическим названием Высокое Поле. Но душа не легла, и вскоре он выхлопотал перевод в поселок с зловещим именем "Торфпродукт". Прибыв на место, рассказчик понял: отсюда "вырваться будет посложнее, чем попасть".
Именно здесь, в затерянном селе Тальново, судьба свела его на базарной площади с женщиной, которая и помогла найти пристанище. Так он стал жить на квартире у Матрены – "одинокой женщины, разменявшей шестой десяток".
Помимо хозяйки, избу населяли полчища мышей, юркие тараканы да хромая кошка, пригретая из жалости.
Каждое утро, едва на часах выбивалось четыре-пять, Матрена уже была на ногах. Будильнику своему, отсчитывавшему уже 27 год, она не очень-то доверяла. Накормив "криворогую козу с грязно-белой шерстью", она принималась стряпать незатейливый завтрак для своего постояльца.
Матрена, простая сельская женщина, узнала от других местных жительниц о новом пенсионном законе, который вступил в силу. Она стала активно добиваться своей законной пенсии, но этот процесс оказался крайне трудным и забюрократизированным. Различные учреждения, в которые ей приходилось обращаться, находились на большом расстоянии друг от друга, и Матрене приходилось тратить целые дни ради одной единственной подписи. К тому же, она жаловалась своему квартиранту на то, что с ней обращались несправедливо.
Жители этого сельского поселка жили в бедности, несмотря на то, что вокруг простирались бескрайние торфяные болота. Весь добываемый торф принадлежал местному тресту, и женщинам приходилось тайно собирать его мешками, опасаясь нападения охраны. Местная земля была песчаной и неплодородной, что приводило к низким урожаям.
Жители сельского поселения часто обращались к Матрене с просьбами о помощи на их огородах, и она, оставив свои дела, спешила им на выручку. Женщины из Тальновки словно соревновались друг с другом, стараясь заполучить Матрену для работы на своем участке, ведь она трудилась с большим энтузиазмом, радуясь обильным урожаям соседей, и при этом никогда не брала денег за свою помощь.
Каждые полтора месяца наступала очередь Матрениной хозяйки кормить пастухов. Этот обед «влетал в копеечку» бабушке, поскольку ей приходилось покупать сахар, консервы и масло. Сама же Матрена себе такой роскоши не позволяла даже по праздникам, довольствуясь лишь тем, что могла вырастить на своем скромном огороде.
Матрена как-то рассказывала о военном коне по кличке Волчок, который испугался чего-то и «помчался к озеру со всей прытью». «Мужики от него в сторону попрыгали, а она схватила его за узду и остановила». Несмотря на это кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и дрожала, словно осиновый лист, при виде поезда.
С приходом снежной поры Матрене наконец-то назначили пенсию. Соседские кумушки, не скрывая зависти, судачили: «Вот теперь-то Матрене и помирать ни к чему!». А бабушка, не мешкая, справила себе обновки: тёплые валенки, добротное пальто из перелицованной шинели, да и двести рублей на чёрный день припрятала.
В святочные вечера, на Крещение, к Матрене пожаловали три её младшие сестры. Рассказчик был немало удивлён, ведь прежде их и в помине не видывал в этих краях. Неужто опасались, что Матрёна начнёт помощь у них просить, вот и держались особняком?
Словно живительной силой наполнилась бабушка с получением пенсии: и работа спорилась, и хвори отступили. Лишь одно печальное событие омрачило её дни: на Крещенском богослужении кто-то умыкнул Матрёнин котелок со святой водой. Так и осталась она ни с чем: ни святыни, ни посудины.
Глава 2
Вот перефразированный текст с сохранением HTML-разметки:
Жительницы Тальны проявляли любопытство и расспрашивали Матрену о ее постояльце. Она, в свою очередь, передавала его вопросы автору. Однако последний рассказал хозяйке дома лишь то, что ранее находился в тюрьме. Сам же он не интересовался подробностями прошлого пожилой женщины, полагая, что там нет ничего примечательного. Ему было известно только, что Матрена вышла замуж и стала хозяйкой этого дома. У нее было шестеро детей, но все они, к сожалению, умерли. Позже в семье воспитывалась девушка по имени Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.
Однажды, вернувшись домой, рассказчик встретил старика Фаддея Мироновича. Тот пришел просить о помощи для своего сына Антошки Григорьева, за которого, как выяснилось, иногда заступалась сама Матрена, несмотря на то, что мальчик был ленив и наглый, и его переводили из класса в класс лишь для поддержания статистики успеваемости. Позже рассказчик узнал от хозяйки, что Фаддей был братом ее пропавшего мужа. В тот же вечер Матрена поведала, что должна была выйти замуж за Фаддея, который первым сватался за нее. Будучи девятнадцатилетней девушкой, она была влюблена в него, но Фаддея забрали на войну, где он пропал без вести. Спустя три года, после смерти матери Фаддея, когда дом остался без хозяйки, за Матрену посвататься пришел младший брат Фаддея, Ефим. Потеряв надежду вновь увидеть любимого, Матрена вышла замуж за Ефима и стала хозяйкой этого дома, а зимой "из венгерского плена" вернулся Фаддей. Матрена бросилась к нему, но он сказал, что "если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих".
Судьбе было угодно, чтобы впоследствии он женился на девушке из соседнего села, которую нарекли тем же именем – Матреной. Выбор этот был продиктован не сердцем, а лишь созвучием с именем прежней возлюбленной.
Автор вспоминал, как молодая женщина часто приходила к хозяйке и со слезами на глазах жаловалась на суровую долю: муж бил её и обижал. Шестерых детей она ему родила, в то время как у первой Матрены дети умирали почти сразу после рождения. Женщина была убеждена, что всему виной – проклятье, насланная кем-то злая порча.
Вскоре грянула война, и Ефима забрали на фронт, откуда он так и не вернулся. Оставшись одна, Матрена взяла на воспитание маленькую Киру, дочь «второй Матрены». Целых десять лет она растила девочку как родную, пока та не выросла, не вышла замуж за машиниста и не уехала. Предчувствуя скорую кончину из-за изнуряющей болезни, Матрена заранее составила завещание. Согласно её последней воле, часть избы – деревянная горница-пристройка – должна была отойти Кире, приемной дочери, ставшей для неё отрадой в последние годы.
Недавно в гости приехала Кира, которая рассказала о традиции в своем родном городе Черустях. Она поделилась, что для получения земельного участка молодым семьям необходимо построить какое-либо сооружение на этом участке. Матрена, пожилая женщина, владела старой горницей, которая идеально подходила для этой цели. Фаддей, знакомый Матрены, часто приходил к ней и уговаривал отдать горницу при ее жизни. Матрена долго размышляла, ей не жаль было самой горницы, но она боялась разрушить крышу своего дома. И вот в один холодный февральский день Фаддей пришел с сыновьями и начал разбирать горницу, которую когда-то он помогал строить со своим отцом.
Две недели горница пролежала рядом с домом Матрены, поскольку дороги были занесены снегом. Матрена была очень расстроена происходящим, к тому же ее три сестры пришли и осудили ее за то, что она позволила забрать горницу. В эти же дни кошка Матрены неожиданно сбежала со двора и пропала, что также сильно огорчило хозяйку.
Вечер уже начал окутывать деревню тенями, когда Фаддей, местный умелец, подкатил на тракторе. На самодельные сани, словно детские кубики, грузили разобранную горницу. Отпраздновав это событие крепким самогоном, в сгущающихся сумерках повезли скарб в Черусти. Проводить Фаддея с сыном и пожитками вызвалась Матрена… и пропала. Ночью, тишину всполошили встревоженные голоса. Как оказалось, жадность Фаддея сыграла злую шутку: вторые сани, подцепленные к первым, сошли с пути и развалились прямо на железнодорожном переезде. А в это время из-за поворота, скрытый насыпью и шумом трактора, вырвался паровоз… Страшный удар оборвал жизни сына Фаддея, машиниста и Матрены, навсегда сковав их судьбы ледяным дыханием смерти. Под покровом ночи пришла Маша, подруга Матрены. Скорбными словами она поведала о случившемся, а после, сквозь пелену слез, обронила, что Матрена завещала ей свою «вязанку», которую она и хотела бы забрать как память о подруге.
Глава 3
На следующее утро собралось совершить погребальный обряд для Матрены. Повествователь описывает, как сестры Матрены приходили проститься с ней, лицемерно оплакивая ее и возлагая вину за ее смерть на Фаддея и его семью. Лишь Кира, падчерица Матрены, и вторая жена Фаддея искренне скорбели об утрате. Сам же старик отсутствовал на поминках. В то время, когда один его сын погиб, а зять находился под следствием, а дочь Кира едва не теряла разум от горя, он был озабочен лишь тем, как доставить домой злополучные сани, стоявшие у переезда, и упрашивал всех знакомых помочь ему с этим.
## Тихая святость
После того, как Матрёна упокоилась, её избушку «забили до весны», а рассказчик нашёл приют у одной из её золовок. Эта женщина частенько поминала Матрену в разговорах, но всегда с укором, с осуждением. И вот в этих самых рассказах, пронизанных горечью и непониманием, перед рассказчиком стал вырисовываться совершенно новый образ Матрёны – образ, резко контрастирующий с окружавшими его людьми. Матрёна жила с открытой душой, всегда спешила на помощь, не гнушаясь никакой работы, хотя здоровье её было подорвано.
Александр Исаевич Солженицын завершает своё произведение пронзительными словами: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она – тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».
Так что же в итоге?
Рассказчик, обретя временный кров у золовки Матрёны, словно заново открывает для себя эту женщину. Рассказы золовки, полные неодобрения, неожиданно высвечивают истинную сущность Матрёны – её безграничную доброту и жертвенность.
Матрёна трагически погибает под колесами поезда. Её уход становится невосполнимой утратой, ведь она была тем самым незаметным столпом, на котором держался мир вокруг.
Фаддей, равнодушный к памяти Матрёны, появляется лишь затем, чтобы урвать себе кусок её скромного жилища.
Вместо послесловия
В своём пронзительном произведении Александр Солженицын рисует перед нами образ Матрёны – русской женщины с кристально чистой душой, «грехов у которой меньше, чем у хромой кошки». Она – тот самый незримый праведник, на котором держится мир. Всю свою жизнь Матрёна бескорыстно служила другим, не зная злобы и фальши. Окружающие же, привыкшие пользоваться её добротой, оставались слепы к истинной святости и чистоте её души.
Сухой пересказ «Матрёнина двора» не способен передать ни самобытного слога автора, ни неповторимой атмосферы рассказа. Чтобы по-настоящему проникнуться историей Матрёны, советуем вам прочитать произведение целиком.