b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Чистый понедельник» — краткое содержание

«Чистый понедельник» - краткое содержание
7.2K

Иван Бунин — 11 класс — 8 мин.

  • Семен Мясоедов – главный герой рассказа, старик, проживающий в Москве. Он хмур и молчалив, но его сердце наполнено добротой и состраданием.
  • Алевтина – героиня рассказа, молодая девушка, приезжает в Москву из губернии Рязанской. Она яркая и непосредственная, с нежными чертами лица.
  • Рассказ начинается с встречи Семена и Алевтины в парке Страстного при дворце чьей-то любви. В этот день для Семена важен особенно, так как это его день рождения. Ранее он попросил Алевтину сыграть для него на гармошке и она, принимая его как предложение брака, подарила ему гармошку. Когда она ее принимала, перед грядущей свадьбой, жених-старик расплакался. Итак, русский национальный характер Семена – это самоотверженная и брошенная любовь.

  • Наш главный герой – молодой романтический мужчина из Пензенской губернии, который стал нашим исполнителем и рассказчиком. Он обладает невероятной красотой и живым южным характером. Это он поведает нам эту историю.
  • Его возлюбленная – это девушка, которая очаровала нашего рассказчика. Она выделяется своей красотой – у нее смугло-янтарное лицо, черные густые волосы и глаза, черные, словно бархатный уголь. Она снимает квартиру в Москве, однако в конце повествования она уходит в монастырь.
  • Краткое описание событий

    Каждый зимний вечер наш рассказчик ездит от Красных ворот к храму Христа Спасителя. Именно напротив этого храма живет его возлюбленная. Ежедневно он балует ее, водит по ресторанам, театрам и концертам.

    Владелица рассказчика изучала исторические курсы, но редко посещала их. Ее отец был вдовец, принадлежал к знатной купеческой семье и жил спокойно в городе Тверь, а сама девушка снимала угловую квартиру на пятом этаже, чтобы насладиться живописным видом на Москву. В квартире было две комнаты. В первой стоял турецкий диван, над которым висел портрет Толстого, и дорогое пианино, на котором героиня учила начало "Лунной сонаты".

    Герой постоянно дарил возлюбленной цветы, книги и шоколад. Девушка принимала их небрежно и рассеянно, лежа на диване, но всегда благодарила. "Показывалось так, будто она ни в чем не нуждается: ни в цветах, ни в книгах, ни в обедах, ни в театрах, ни в ужинах за городом", хотя она всегда имела свое мнение и любила вкусно покушать. "Ее единственной слабостью была хорошая одежда - бархат, шелк, дорогой мех...".

    Эта пара была необычной и привлекательной. Юноша, своей внешностью, напоминал итальянца, а девушка обладала прекрасной «индийской, персидской» красотой. Герой был веселым и легкомысленным, любил болтать, в то время как героиня была тихой и молчаливой, она проводила много времени за чтением.

    Они знакомятся друг с другом зимой на одной из лекций Андрея Белого, который, как бы петь свои лекции, перемещался по сцене. Рассказчик был настолько восторжен и смеялся, что девушка, случайно севшая рядом с ним, сама начала смеяться.

    Иногда, юноша упрекал возлюбленную в ее равнодушии, не видя взаимности. В ответ девушка говорила, что кроме отца и его, у нее никого нет: «вы для меня первый и последний». Хотя она не отвергала его ласки, она всегда в последний момент отстранялась, уходила в другую комнату и возвращалась уже одетой для вечерних прогулок. Однажды герой разговорился с ней о браке. В ответ девушка сказала, что она не подходит для роли жены. Герой понимал, что ему остается только надеяться, хотя порядок вещей, который существовал между ними, иногда был невыносим для него.

    Для героя январь, февраль и как начало так и конец Масленицы означал счастливый период. Он радовал свою возлюбленную, вез его в рестораны, театры и гордился тем, что она рядом. В день прощеного воскресенья они решили отправиться в Новодевичий монастырь, предложение произошло от героини. Она рассказывала, что вчера утром была на Рогожском кладбище, где погребали архиепископа, словно оживляя всё происходившее перед ним. Юноша был поражен и спросил, откуда она знает так много о церкви и церковных обрядах. Героиня ответила, что по утрам, когда он «не таскает ее по ресторанам», она обычно посещает кремлевские соборы.

    Прогуливаясь, они зашли на территорию Новодевичьего монастыря. В один момент героиня заметила восхищенный взгляд юноши и, повернувшись, с небольшим недоумением сказала: «правда, вы так сильно любите меня». Вечером, в ресторане у Егорова, девушка с озарением в глазах рассказывала о монастырях и летописях, случайно упоминая, что, вероятно, уйдет в какой-нибудь удаленный, тихий монастырь. Эти слова вызвали беспокойство у героя.

    На следующий день героиня попросила героя отвезти ее в Театр на «капустник». Когда он приехал к ней вечером, он удивился тому, что в прихожей было необычно светло, «а пианино заиграло начало «Лунной сонаты» — каждым звуком становясь все томительнее, призывающее, во сне­булической грусти» . Когда он закрыл дверь, музыка прекратилась, и девушка появилась перед ним в черном платье из бархата.

    На одной из вечеринок главная героиня много курила, постоянно употребляла шампанское и зажигательно танцевала польку с одним из актеров. Когда они вернулись домой около трех часов ночи, юноша был удивлен, когда девушка попросила отпустить кучера и пригласила его подняться к себе в квартиру.

    На рассвете, будя юношу, она сообщила ему, что собирается уехать в Тверь и, сопровождая свои слова слезами, попросила его оставить ее в одиночестве.

    Через две недели герой получил письмо с таким содержанием: "Я не вернусь в Москву, пойду на послушание, а потом, возможно, решусь на постриг... Я прошу бога дать мне силы не отвечать, это бесполезно продолжать наше страдание...". Юноша исполнил ее просьбу. Он тяжело переживал произошедшее, скитаясь по самым грязным кабакам, но затем начал постепенно оправляться, становясь равнодушным и безнадежным.

    После почти двух лет с того незабываемого понедельника, в четырнадцатом году, под Новый год, главный герой решил посетить Архангельский собор. Он стоял перед ним, не просив ничего. Проезжая мимо знакомых мест, юноша не мог сдержать своих слез. Когда он остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, он услышал пение девичьего хора. Взяв у дворника рубль, юноша вошел во двор и стал свидетелем крестного хода: из церкви вышла княгиня, за ней последовали "белая вереница поющих, с горящими свечками перед лицами, инокинь или сестер". Внезапно одна из них подняла голову и своими темными глазами взглянула в темноту, словно ощутив присутствие героя. Он повернулся и спокойно вышел из ворот.

    Modal window id: popup-professionsbox

    И каков же был исход событий?

    И каков же был исход событий

    Девушка решила стать монахиней и приняла участие в крестном ходе. Через два года после их разлуки она встретила молодого человека.

    Молодой мужчина впал в отчаяние из-за исчезновения девушки, запивая свою горечь алкоголем, а затем набравшись сил вытащил себя из этого состояния. Через два года после расставания, случайно увидел ее возле церкви среди других монахинь, окружающих великую княгиню.

    Итог

    Бунин, размышляя о своем рассказе, признавался: «Благодарю Всевышнего, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»». Этот рассказ действительно впечатляет своей глубиной тематики, заставляя задуматься над самыми важными вопросами жизни: выбором между «мирским», человеческим счастьем и духовностью, стремлением к Богу и самопознанию. Главная героиня сделала выбор в пользу последнего, объясняя его словами персонажа Толстого – Платона Каратаева: «Счастье [«мирское»] наше, дружище, как вода в пустыне: пытаешься добраться - исчезает, вытащишь - нет ничего».

    Это резюме рассказа «Чистый понедельник», представленное на сайте, будет полезно школьникам, студентам и всем, кто хочет ознакомиться с сюжетом этого произведения.

    Комментарии

    Открыть диалоговое окно с формой по клику
    Бесплатные шпаргалки
    Бесплатные шпаргалки
    Бесплатные шпаргалки
    Для родителей Для подростков

    Определите, что мешает получать пятёрки

    • Оставьте заявку на вводный урок
    • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
    • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость