Modal window id: popup-shopall

«Один день Ивана Денисовича» — краткое содержание

«Один день Ивана Денисовича» - краткое содержание
2.1K

Александр Солженицын — 11 класс — 8 мин.

Повесть «Один день Ивана Денисовича», созданная Александром Солженицыным в 1959 году, впервые была опубликована в 1962 году в журнале «Новый мир». Это произведение принесло автору мировую известность и, по мнению исследователей, оказало влияние не только на литературу, но и на историю Советского Союза. Первоначальное название повести – «Щ-854 (Один день одного зэка)», в котором указан порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием «Одного дня Ивана Денисовича».

Место и время действия

Сюжет повести разворачивается в 1951 году в одном из лагерей ГУЛАГа на территории Советского Союза.

    Modal window id: popup-professionsbox

    Главные герои

    • Иван Денисович Шухов – простой русский мужик, познавший и тяготы войны, и горький хлеб заключенного. На зоне он трудится каменщиком, а в мыслях вечно возвращается к жене и двум дочкам, ждущим его дома.
    • Цезарь Маркович – человек-загадка, происхождение которого покрыто мраком: то ли грек, то ли еврей, то ли цыган. До заключения занимался съемками фильмов.

    Второстепенные персонажи

    • Андрей Прокофьевич Тюрин – бригадир 104-й бригады. Попал в лагерь из-за своего происхождения – сын «кулака», хотя до этого честно служил в армии. Шухов знаком с ним еще по Усть-Ижме.
    • Ян Кильдигс – латыш, осужденный на 25 лет. Мастер на все руки, особенно хорош в плотницком деле.
    • Фетюков – прожженный зек, готовый на все ради собственной выгоды.
    • Алешка – заключенный, нашедший утешение в вере. Принадлежит к баптистам.
    • Гопчик – молодой зек, хитроват, но в целом безобиден.

    Краткое содержание

    Рассвет, как и всегда, наступил в пять утра под грохот молотка, бьющего по рельсу возле штабного барака. Иван Денисович, обычно вскакивающий с первыми ударами, сегодня чувствовал себя разбитым: его знобило и ломало. За промедление с подъемом пришлось держать ответ в комендатуре. Угроза карцера повисла в воздухе, но обошлось – наказали мытьем полов.

    Завтрак в лагере был скуден: жидкая похлебка из рыбы с черной капустой да каша из магары. Заключенные не торопясь вылавливали из баланды рыбьи кости, складывая их на край стола, а после – сбрасывали на пол.

    После завтрака Иван Денисович отправился в санчасть. Молодой фельдшер, бывший студент литературного института, попавший сюда по протекции врача, сунул ему под мышку термометр. Тридцать семь и два. Фельдшер, рискуя собственной шкурой, предложил Шухову дождаться врача, но тут же предупредил: двоих уже освободили от работы, больше не положено.

    Шухов отправился в барак, чтобы получить свою порцию хлеба и сахара. Он разделил свой хлеб на две части: одну спрятал под телогрейкой, а другую – в матрасе. В это время баптист Алешка читал Евангелие, ловко прятая свою "книжечку" в щель в стене, где ее еще не нашли.

    Бригада вышла на улицу. Фетюков просил у Цезаря сигарету, но тот охотнее поделился с Шуховым. Несмотря на мороз в 27 градусов, заключенные были рады, что их не отправили на работу, так как при такой температуре это было бы слишком тяжело. Во время обыска ("шмона") людей заставляли раздеваться, проверяя, не спрятали ли они чего-либо запрещенного. Обездвиженные холодом, заключенные отправились на работу. Шухов чувствовал себя голодным, ведь ему пришлось съесть холодную еду без своей обычной порции.

    Перешагнув порог нового, пятьдесят первого года, Шухов получил право на две весточки из дома. Дом... он остался там, в далеком июне сорок первого, когда весть о войне, словно гром среди ясного неба, обрушилась на Поломню, нарушив привычный ход воскресного дня. Там его ждала семья, жена лелеяла мечты о новом доме, который муж построит по возвращении, занявшись прибыльным делом.

    В бригаде Шухов и Кильдигс слыли мастерами на все руки. Вот и сейчас их умения пригодились на ТЭЦ – нужно было утеплить машинный зал и возвести шлакоблочные стены.

    Среди заключенных был один паренек, Гопчик, который невольно напоминал Ивану Денисовичу о покойном сыне. Его, бедолагу, "загребли" за то, что посмел отнести молоко в лес, где прятались бандеровцы.

    Годы заключения Ивана Денисовича неумолимо подходили к концу. Зима сорок второго врезалась в его память жутким голодом, когда окруженная на Северо-Западном фронте армия выживала, как могла. Никакой помощи с воздуха не поступало – да и откуда было взяться самолетам в то страшное время? Дошло до того, что солдаты, чтобы не умереть от голода, снимали копыта с павших лошадей, размачивали их и ели. Попав в плен к немцам, Шухов уже через два дня совершил побег. Однако на Родине его ждал новый удар: «свои» посчитали его и других солдат, побывавших в плену, «фашистскими агентами». И вот он здесь, осужденный за «измену Родине» – якобы сдался в плен, а вернулся с секретным заданием немецкой разведки. Каким именно? Ни сам Шухов, ни следователь не смогли придумать ничего вразумительного.

    Настало время обеда. Простые работяги получали скудные пайки, в то время как "приближенные" к начальству набивали свои брюха. Лучшие куски всегда доставались повару. В этот день варили овсянку, считавшуюся чуть ли не деликатесом. Шухову удалось обхитрить повара и выпросить для своей бригады пару лишних порций. По пути на стройплощадку Иван Денисович наткнулся на обломок стальной ножовки и поднял его.

    104-я бригада была сплоченной, словно большая семья. Работа закипела с новой силой: заключенные укладывали шлакоблоки на втором этаже строящейся ТЭЦ. Трудились до самого заката. Бригадир, подтрунивая, похвалил Шухова за усердие: "Как же тебя отпускать на волю? Тюрьма без тебя слезами изойдет!".

    Зеки потянулись в лагерь. На вахте их снова обыскивали, проверяя, не умыкнули ли чего со стройки. Внезапно Шухов нащупал в кармане кусок ножовки, о котором успел позабыть. "А ведь из него отличный сапожный ножик выйдет!" - подумал он. Иван Денисович спрятал находку в рукавице и чудом прошел досмотр.

    Иван Денисович, по доброте душевной, выстоял очередь за Цезаря, ожидающего посылку. Сам Шухов не просил родных о передачах, зная, как тяжело им приходится. В знак благодарности Цезарь поделился своим ужином. В столовой в этот день варили баланду. И пусть это была лишь горячая похлебка, но глотая её, Шухов чувствовал, как по телу разливается тепло: «вот он — краткий миг блаженства, ради которого и существует зэк!»

    Шухов умел зарабатывать «копейку» на стороне: то тапочки кому подлатает, то телогрейку подошьет. На вырученные деньги покупал табак и другие необходимые в лагерной жизни мелочи. Вернувшись в барак, Иван Денисович застал Цезаря увлечённо копающимся в своей посылке. Тот, не мешкая, отломил щедрый кусок хлеба и протянул его Шухову.

    Цезарь, одолжив у Шухова ножик, в очередной раз оказался у него в долгу. В преддверии проверки Иван Денисович, опасаясь за сохранность посылки Цезаря, посоветовал тому симулировать недуг и выйти из барака последним. Сам же Шухов планировал после проверки первым выскочить наружу и проследить за судьбой продуктов. Благодарный Цезарь не остался в долгу и презентовал Ивану Денисовичу пару печенюшек, два кусочка сахара и кругляш колбасы.

    Разговор с Алешей о Боге натолкнул Шухова на размышления. Парень утверждал, что нужно не печалиться, а радоваться тюремному заключению, ведь оно дарует время для размышлений о душе. Взгляд Шухова устремился к потолку. Желал ли он на самом деле обрести свободу? Вопрос оставался без ответа.

    Иван Денисович Шухов, засыпая, ощущал удовлетворение от прожитого дня. Его не отправили в карцер, бригаду не отправили на Соцгородок, на обед он сумел заполучить дополнительную порцию каши, бригадир положительно оформил отчетность, Шухов кладка стены делал с радостью, на обыске ножовка у него не нашлась, вечером он подработал у Цезаря и купил табаку. Самое главное – он не заболел, несмотря на тяготы лагерной жизни.

    Так прошел еще один день, практически безоблачный, почти счастливый. Таких дней от первого до последнего звонка в лагере у Ивана Денисовича набралось три тысячи шестьсот пятьдесят три. С учетом високосных годов к этому числу добавлялось еще три дня.

    Итог

    Иван Денисович Шухов – засыпает с чувством удовлетворения от прожитого дня: ему удалось избежать наказания, получить дополнительное питание и заработать небольшие деньги.

    Цезарь Маркович – вознаграждает Шухова за помощь в сохранении посылки.

    Алёшка говорит Ивану Денисовичу, что им следует находить радость в том, что они оказались в заключении: ведь это дает им возможность задуматься над состоянием своих душ.

    Заключение

    В повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын изобразил жизнь людей, которые были заключены в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа. Ключевой темой произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа над ужасами лагерного существования. Несмотря на то, что лагерь был создан с целью сломить личность заключенных, Шухову, как и многим другим, удается вести постоянную внутреннюю борьбу и сохранять свое человеческое достоинство даже в таких тяжелых условиях.

    Мы рекомендуем прочитать не только краткое изложение «Одного дня Ивана Денисовича», но и ознакомиться с повестью в полном объеме, чтобы в полной мере оценить ее глубину и значимость.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость