Основные сюжетные повороты
- Встреча Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти.
- Секретное свадебное торжество Ромео и Джульетты.
- Дуэль и смерть Меркуцио, друга Ромео.
- Искусственная смерть Джульетты и самоубийство Ромео.
- Ромео – сын родителей Монтекки, кто является возлюбленным Джульетты и ее женихом.
- Джульетта – дочь супругов Капулетти, которая является возлюбленной и женой Ромео.
- Монтекки и Капулетти – это две семьи, которые находятся во вражде.
- Брат Лоренцо – священнослужитель, который является духовным наставником Ромео.
Прочие персонажи
- Эскал – князь Вероны, который выполняет роль судьи в городе.
- Граф Парис – родственник князя, который влюблен в Джульетту и собирается жениться на ней.
- Меркуцио – друг Ромео, который также является родственником князя.
- Бенволио – друг Ромео, племянник Монтекки.
- Балтазар – слуга Ромео.
- Кормилица – няня Джульетты.
- Тибальт – племянник Капулетти, брат Джульетты.
- Хор– отвечает за прологи к началу первых двух актов, как принято в античной трагедии, выражает точку зрения автора произведения.
Краткое содержание
Действие трагедии происходит в средневековой Италии, в городах Вероне и Мантуе.
Пролог
Хор объявляет, что в течение двух часов будут рассказаны трагические события, связанные с "жизнью, любовью и смертью" детей из враждующих знатных семей.
Акт первый
Сцена 1
Действие происходит на площади Вероны.
Самсон и Грегори, слуги семьи Капулетти, разговаривают. Самсон заявляет, что готов сражаться с любым из Монтекки, в то время как Грегори считает, что ссорятся только хозяева, а для слуг это не имеет значения - они всего лишь слуги.
На площади появляются прислуга Монтекки, Абрам и Балтазар. Самсон подстрекает к потасовке. Матчевую драку замечает Бенволио и стремится прекратить ее. Тибальт, вышедший на площадь, насмехается над племянником Монтекки за то, что он "сцепился с мужичьем". Игнорируя слова Бенволио о попытке помирить прислугу, называет его трусом. Начинается потасовка, в которую вступают все новые участники, сторонники домов Капулетти и Монтекки.
Входят супруги Капулетти, за ними идут синьор и синьора Монтекки. Главы семей собираются сразиться в поединке, но их жены не позволяют им сделать это.
Появляется гневный Эскал, князь Вероны, приказывает прекратить "резню" и "разойтись под страхом смерти".
За исключением супругов Монтекки и Бенволио, все покидают площадь.
Монтекки тревожатся из-за поведения сына: он все время печален. Бенволио обещает "узнать тайну" Ромео.
Вместо того, чтобы оставить Ромео в одиночестве, его родители предпочли уйти. Прослушав его рассказ, Бенволио осознал, что Ромео влюблен.
Вторая сцена
Мы находимся на одной из улиц Вероны.
Граф Парис намерен жениться на дочери Капулетти, которой еще нет и 14 лет. Капулетти говорит, что она слишком молода, и главное решение должно приниматься его дочерью. Он также приглашает Париса на ежегодный праздник, где молодой человек сможет найти другую невесту.
Ромео и Бенволио узнают о празднике, который устраивает семья Капулетти, и решают посетить его: Ромео хочет увидеть Розалинду, в которую он влюблен.
Третья сцена
Действие происходит в одной из комнат дома Капулетти.
Синьора Капулетти сообщает своей дочери, что Парис желает жениться на ней, и они восхищаются князем вместе с кормилицей. Джульетта, которая даже не задумывалась о браке, по уважению к своим родителям обещает "приглядеться" к жениху.
Сцена 4
Несколько наряженных, в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео, готовятся присоединиться к вечеринке в доме Капулетти. Ромео предчувствует беду:
"Не ожидаю добра. Что-то неизвестное,
Спрятанное во мраке пока еще,"
На этом балу, неприятности начнутся,
И виной чему-то ужасному
Мое жизнь будет недолгой.
Сцена 5
Зал в доме Капулетти.
На балу Ромео видит девушку, "слишком светлую для мира порока и безобразия", и понимает, что "никогда не знал настоящей красоты" до этого момента.
Тибальт узнает Ромео по его голосу и собирается навести с ним порядок. Капулетти приказывает оставить юношу, который "единогласно признан примером истинного благородства" в Вероне, в покое и продолжать веселиться.
Ромео, выглядя как монах, разговаривает с Джульеттой и целует ее. Кормилица отправляет Джульетту к ее матери, а от нее Ромео узнает, что девушка является дочерью Капулетти, врагов его семьи. Ромео и его друзья покидает вечеринку.
Джульетта узнает от кормилицы, что юноша, который поцеловал ее, является членом семьи Монтекки. Девушка чувствует шок:
"Я полюбила воплощение ненавистной силы
Так неподходяще по неведению!"
Акт второй
Сцена 1
Действие происходит рядом со стеной сада Капулетти.
Ромео хочет увидеть ту, которая украла его сердце, еще раз.
Бенволио пытается вызвать отклик у Ромео, однако тот ускользает и перепрыгивает через стену внутрь сада. Меркуцио считает, что нет смысла искать того, кто не хочет быть найденным.
Сцена 2
Место действия – Сад Капулетти.
В проникнув в сад Капулетти, Ромео видит Джульетту на балконе. Молодые люди разговаривают и открывают друг другу свою любовь. Их счастье неописуемо и чудесно! Джульетта готова последовать Ромео куда угодно, ее чувства безграничны.
Ромео идет к своему наставнику, отцу Лоренцо, чтобы сразу же оформить свою свадьбу.
Сцена 3
Действие – в келье брата Лоренцо.
Ромео рассказывает своему духовнику о свидании с Джульеттой и просит его связать их узами брака как можно скорее.
Лоренцо видит в возникшей любви детей Монтекки и Капулетти "развязку междоусобья" их семей.
Сцена 4
Действие происходит на улице.
Бенволио и Меркуцио обсуждают письмо, которое племянник Капулетти Тибальт прислал Ромео. Они предполагают, что это призыв к дуэли. Ромео появляется и объясняет друзьям, что у него важное дело.
На улице появляется кормилица, которая ищет Ромео. Юноша заверяет ее, что его намерения чисты и серьезны, и просит передать Джульетте, что:
"под любым предлогом надо
К полудню ей на исповедь прийти.
Нас с нею обвенчает брат Лоренцо".
Сцена 5
Сад Капулетти.
Кормилица возвращается к Джульетте и передает ей все, что услышала от Ромео.
Сцена 6
Отец Лоренций устроил свадьбу для двух влюбленных в тайне. Он предупредил Ромео о том, что неистовые чувства приносят только несчастье, и настоящее благо заключается в умеренности.Третий акт
Сцена 1
Бенволио просит Меркуцио уйти, так как он считает, что «неприятностей не избежать»: ведь повсюду Капулетти. Во время их разговора появляется Тибальт, который начинает спорить с друзьями Ромео.
Ромео приходит на площадь, где Тибальт оскорбляет его. Ромео (теперь родственник Тибальта) не стремится к ссоре, а предлагает стать друзьями. Меркуцио, считая поведение Ромео «позором», достает шпагу. Ромео пытается остановить драку, но в это время Тибальт ранит Меркуцио и убегает.
Меркуцио умирает. Ромео, находясь в отчаянии, сражается с возвращающимся Тибальтом и убивает его.
Бенволио заставляет Ромео покинуть место. На площади собрались жители города, князь с его придворными, семьи Монтекки и Капулетти. Бенволио рассказывает князю о произошедшем.
Князь Эскал разгневан (Меркуцио его сородич). Он решает, что Ромео, убивший Тибальта, «за самостоятельные действия должен быть немедленно отправлен в изгнание», а на враждующие семьи, которые его окончательно раздражают, он намеревается наложить штраф.
Сцена 2
В саду Капулетти.
Джульетта нетерпеливо ждет Ромео.
Кормилица сообщает, что Ромео «убил Тибальта и был изгнан». Девушка начинает ругать Ромео, но потом, раздумав, отказывается винить своего мужа, который «не сумеет принести позор на себя». Известие о том, что ее муж был изгнан, опускает Джульетту в «бездонную безысходность».
Кормилица обладает информацией о местонахождении Ромео и обещает его найти. Чтобы Ромео мог проститься с Джульеттой, она передает ему кольцо, которое она передает кормилице.
Сцена 3
Место действия - келья брата Лоренцо.
Священник сообщает Ромео, который прячется в его келье, что он был изгнан из Вероны по решению князя. Ромео в отчаянии, так как изгнание означает разлуку с его женой.
В это время кормилица стучит в дверь. Она узнает от Лоренцо о состоянии Ромео, который «пьян от слез», и говорит, что Джульетта испытывает то же самое. Узнав, что он является причиной страданий своей жены, Ромео намерен покончить с собой.
Лоренцо останавливает его и призывает вести себя мужественно, потому что сейчас он «слеп от своих поступков - дикий зверь» .
«Необходимо покончить с собой и вместе с тем уничтожить жену, которую ты избрал? Что плохого в твоей семье, небе и земле, которые ты оскорбляешь хулой? Они объединились в тебе, чтобы не распасться. Ты бесчестишь свою природу, любовь и разум».
Священник объясняет Ромео, что не имеет смысла сетовать на свою участь, потому что «сколько благополучия выпадает». Джульетта жива и любит его, несмотря на то, что Тибальт желал смерти Ромео. Он остается в живых, и вместо смертной казни получает ссылку за убийство. Монах находит решение для молодого человека. Ночью Ромео должен посетить Джульетту на свидание, успокоить ее и отправиться в Мантую, «пока случится возможность раскрыть ваш брак и примирить семьи. Затем мы умолим, чтобы тебя вернули».
Кормилица передает Ромео кольцо и уходит.
Ромео прощается с духовным отцом.
Сцена 4
Действие происходит в доме Капулетти.
Когда Парис встречается с мужем и женой Капулетти, они приходят к соглашению о свадьбе, назначая ее через 48 часов. В связи с печалью по Тибальту, свадьба будет проходить в кругу самых близких друзей и родственников.
Капулетти отправляет свою жену сообщить об этом Джульетте.
Сцена 5
Влюбленные прощаются, но не могут расстаться друг от друга.
Кормилица предупреждает о том, что матушка направляется к девушке.
Беседуя с дочерью, синьора Капулетти рассказывает ей о своем намерении отомстить за смерть Тибальта и отравить Ромео. Джульетта старается скрыть свои истинные чувства к Ромео. Мать объявляет о своем решении выдать ее замуж за Париса. Однако Джульетта отказывается выйти замуж.
Отец, который входит в комнату, слышит о том, что его дочь отвергает предложение. Он в ярости и не желает принимать объяснения, давая ей два дня на раздумье,
«Если ты действительно моя дочь, то выйдешь замуж,
А в противном случае, скитайся, голодай
И можешь даже удавиться, явь Бог свидетелем,
Ты больше не будешь моей дочерью».
Родители уходят, Джульетта обращается за советом к кормилице. Няня утверждает, что Ромео находится в ссылке и девушка может заключить новый, более выгодный брак со своим женихом Парисом.
Представляя, что кормилица уже не является ее союзницей, Джульетта решает обратиться за помощью к своему отцу Лоренцо.
Четвертый акт
Сцена 1
В келье брата Лоренцо.
Парис беседует с монахом о предстоящей свадьбе. Входит Джульетта, Парис обращается к ней, называя ее женой, но девушка стремится остаться наедине с Лоренцо. Парис уходит.
Джульетта готова на все, чтобы избежать брака с Парисом.
«Мое сердце принадлежит Ромео. Прежде, чем
Я отдам руку и сердце кому-то другому,
Я готова прекратить жизнь своего сердца».
Девушка обращается к монаху с просьбой о помощи, и брат Лоренцо решает дать ей «способ умереть, чтобы избежать этого позора и несчастья», но предупреждает: понадобится смелость для его использования. Джульетта соглашается, говоря, что «решимость в любви» поможет ей.
«Все, что я раньше не могла даже слышать без трепета, теперь я смогу без колебаний совершить, чтобы не нарушить мою верность Ромео».
Лоренцо советует Джульетте вернуться домой и сообщить родителям, что она согласна с их решением о браке. Накануне свадьбы ей будет необходимо выпить настой, приготовленный монахом. После этого она погрузится в глубокий сон на почти двое суток, в котором все окружающие будут считать ее мертвой. Согласно семейной традиции, Джульетту должны похоронить в гробу без крышки в семейном склепе. Лоренцо позовет Ромео, и они будут рядом с девушкой, пока она не проснется «преображенной». После этого влюбленные смогут уехать.
Джульетта забирает стеклянку с напитком и уходит, обещая строго выполнить указания Лоренцо.
Сцена 2
Место происходящего – дом Капулетти.
Синьор Капулетти дает инструкции относительно свадьбы. Он надеется, что Лоренцо сможет убедить свою дочь принять правильное решение. Джульетта появляется и прощается с отцом, заявляя, что готова выйти замуж. Будучи довольным словами дочери, Капулетти решает организовать свадьбу Париса и Джульетты на следующий день. Затем он уходит, чтобы сообщить Парису о данной новости.
Сцена 3
Джульетта просит кормилицу оставить ее одну. Девушка борется со своими колебаниями: она беспокоится, что напиток может не сработать, опасается того, что в стеклянке находится яд, сомневается в том, сможет ли она "сохранить свой рассудок" в гробнице. Представив себе, что душа Тибальта ищет Ромео, она решительно выпивает кубок с настойкой Лоренцо и мгновенно засыпает.
Сцена 4
Ближится свадебная пора в доме, и Капулетти посылает кормилицу, чтобы разбудить Джульетту.
Время действия 5
Мы находимся в комнате Джульетты.
Кормилица пробуждает Джульетту и обнаруживает, что она умерла.
К беде приходят брат Лоренцо, Парис и музыканты. Когда каждый узнает печальную весть, они испытывают свою боль. Капулетти описывает свое состояние словами "раздавлен, осмеян, искалечен, умерщвлен", а Парис говорит, что его "развели, обманули, втоптали в грязь". Для матери и кормилицы это самый ужасный день в их жизни.
Лоренцо решает упрекнуть всех, объясняя, что нет смысла жаловаться, поскольку Джульетте "небо сияет вечной жизнью" - она находится в раю. Монах приказывает "покрыть тело розмарином" и отнести его в склеп.
Пятый акт
Время действия 1
Действие происходит на улице Мантуи.
Размышляя о своем необычном сне, который обещал ему радость, Ромео прогуливается по улице. Во сне он видел себя мертвым, но его жена, которая внезапно появилась, вернула его к жизни поцелуем.
Встретив Балтазара, Ромео слышит от него сообщение о "погребении Джульетты".
Приняв решение поехать в Верону и умереть рядом со своей возлюбленной в этот же день, Ромео вспоминает о бедном аптекаре, у которого решает купить яд.
Сначала аптекарь отказывается продать яд, так как в Мантуе наказывают тех, кто торгует такими веществами. Но при большой необходимости он соглашается и за большие деньги передает Ромео порошок. Яд действует сразу после первого глотка, если его растворить в любой жидкости.
Ромео намерен выпить это "спасительное зелье" у гроба Джульетты.
Сцена 2
Мы находимся в келье монаха Лоренцо.
Монах Джованни пришел к духовнику Ромео с письмом, но не смог попасть в Мантую и передать его. Лоренцо обеспокоен, потому что молодой человек не получил важную информацию.
«Это письмо имеет большое значение.
Если оно задерживается, это может привести к несчастью».
Джульетта скоро проснется. Монах решает отправиться к гробнице и спрятать ее у себя в келье, когда она проснется.
Сцена 3
Действие происходит на кладбище.
Парис и его паж направляются к семейному склепу Капулетти, чтобы попрощаться с его несостоявшейся женой. Чтобы не привлекать внимания, Парис приказывает слуге предупредить его, если кто-то появится на кладбище. Паж свистит, когда видит людей, и Парис прячется в кустах.
<р>Ромео и Балтазар выходят на сцену. Ромео передает слуге письмо для своего отца и просит его уйти, так как хочет еще раз увидеть свою возлюбленную. <р>Когда Ромео увидел Париса, тот подумал, что он собирается осквернить тела Джульетты и Тибальта. Ромео, не узнавая в темноте Париса, объясняет молодому человеку, что готовит себе расправу, но Парис не верит ему. Затем начинается поединок, в котором побеждает Ромео. Узнав, что Парис, также любивший Джульетту, убит, Ромео сочувствует ему и кладет его тело в склеп. <р>С горечью и нежностью Ромео обращается к своей жене: <р>«Моя любовь! Моя жена! Ты непобедима, даже если твое дыхание вытянул из меня всю силу,Твоя красота не может быть преодолена.
Ты непобедима: знамя жизни
Горит на твоих губах и на твоих щеках». <р>Ромео пьет яд и умирает.
Брат Лоренцо спешит к месту захоронения и находит Балтазара на своем пути. Узнав от слуги, что Ромео без вести и уже находится в склепе уже полчаса, Лоренцо чувствует несчастье, которое настигает их. На напольных плитах он ужасается от следов крови, окрашенных мечей, и, наконец, обнаруживает тела Ромео и Париса.
В этот момент Джульетта просыпается и желает увидеть своего мужа. Монах сообщает девушке, что мертвое тело ее мужа лежит у ее ног вместе с Парисом и хочет увести Джульетту, чтобы укрыть ее в монастыре в роли монахини. Он говорит, что "другая сила, более могущественная, чем его собственная, предостерегла их" с горечью, подытоживает Лоренцо.
Джульетта отказывается покинуть место, Лоренцо уходит. Джульетта остается рядом с телом своего мужа и обнаруживает колбу в его руках, осознает, что он отравился. Девушка страстно целует своего мужа, надеясь отравиться ядом, который остался на его губах. Увидев кинжал, она пронзает себя и умирает.
Во время прихода Паж Париса ко входу в склеп, он вызывает стражу. Призывают князя Монтекки и Капулетти, а также приводят рыдающего Лоренцо.
Перед собой увидев умерших, князь решает найти "виновника изуверства". Монтекки извещает, что его жена умерла сегодня от разделения с сыном.
Наблюдают Монтекки и Капулетти на своих погибших детей.
Лоренцо рассказывает свою трагическую историю "в двойной роли - как обвиняемый и обвинитель, чтобы осудить себя и оправдать". Он рассказывает о настоящей причине гибели детей Монтекки и Капулетти.
После того, как монаха выслушал князь, Эскал допрашивает Балтазара, тот рассказывает о всем, что видел и слышал. Князь Вероны читает письмо Ромео, которое подтверждает слова монаха. Веронский князь обращается к враждующим семьям:
"Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти и Монтекки?
Какой урок для вас, врагов,
Что небо убивает вас любовью!"
Под ударами общей неприятности, семьи примиряются. Князь ставит конец трагедии семей:
«Ваше сближение окутано тьмой.
Солнце не проникает сквозь разорванные облака.
… история о Романе и Джульетте
Останется самой печальной на свете…»
И что происходит в итоге?
Роман– будучи уверенным в смерти Джульетты, пьет яд и умирает.
Джульетта– увидев, что Роман мертв, пронзает себя кинжалом и мгновенно умирает.
Монтекки, Капулетти– после смерти обоих детей, прекращают свою многолетнюю вражду.
Брат Лоренцо– рассказывает Монтеккам и Капулеттам о настоящей причине гибели их детей.
Граф Парис– в своем желании защитить тела Джульетты и Тибальта, сражается с Романом и погибает.
Меркуцио– погибает от меча Тибальта.
Тибальт – смертельно ранит Меркуцио, а затем сам гибнет в сразу с Ромео.
Итоги и выводы
Так же, как много лет назад, происшествия, описанные в драме Шекспира, оставляют наших современников взволнованными их глубиной чувств и характеров героев. Концепция краткого изложения «Ромео и Джульетты» позволит читателю более полно ощутить и рассмотреть историю прекрасной и верной любви молодых людей, преодолевшей древнюю семейную вражду.
Только как много лет назад, происшествия, описанные в трагедии Шекспира, оставляют наших современников взволнованными их глубиной чувств и характеров героев. Концепция краткого изложения «Ромео и Джульетты» позволит читателю более полно ощутить и рассмотреть историю светлой и неизменной любви молодых людей, преодолевшей старую вражду семей.