В 1987 году Виктор Астафьев написал пронзительный рассказ "Людочка", где обрисовал безрадостную картину застоя с его развалом хозяйства, деградацией морали и разгулом преступности. Писатель показал, как подобная атмосфера подавляет и губит одинокого "маленького человека".
Главной темой произведения становится удручающая картина жизни в городе, пропитанная эгоизмом и бездуховностью. Городская среда показана как разрушительная сила, уродующая души людей, делая их равнодушными циниками, неспособными к состраданию.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа "Людочка" в режиме онлайн, а также проверить свои знания, пройдя тест по произведению.
Место и время действия
Действие повести разворачивается в 1970-х годах в Советском Союзе, в безымянном городе и деревне Вычуган.
Главные герои
- Людочка – юная девушка, которая не смогла вынести тяжести пережитого насилия и равнодушия близких, из-за чего покончила с собой.
- Отчим – Супруг матери Людочки, прошедший суровую школу лагерей и ссылок, стал тем, кто вернул справедливость в историю с девушкой.
Встречи на страницах повести
- Стрекач – Завсегдатай тюремных застенков, опытный преступник.
- Артемка-мыло – Предводитель ватаги хулиганья, промышлявшей в парке.
- Гавриловна – Пожилая женщина, парикмахер по профессии, ставшая для Людочки временной опорой и кровью.
- Мать Людочки – Женщина в возрасте 45 лет, закаленная жизнью и привыкшая полагаться лишь на себя, не разглядела трагедии дочери.
Судьбы сплетаются в повести
Поведанная рассказчику история произошла около пятнадцати лет назад. Людочка появилась на свет в глухой деревушке Вычуган и росла неприметно, словно невзрачная трава у дороги. Отец давно канул в неизвестность. Мать, оставшись одна, вскоре связала свою жизнь с трактористом.
Окончив школу, юная Людмила решила попытать счастья в большом городе. Первую ночь пришлось провести на вокзале, а с рассветом она отправилась искать свое место под солнцем. Судьба привела ее в небольшую парикмахерскую, где работала мудрая Гавриловна. Девушка, очарованная атмосферой салона и мастерством пожилой женщины, попросилась в ученицы. Гавриловна, тронутая искренностью Людмилы, позволила ей остаться, доверив заботы о доме. Однако, освоить искусство создания причесок Людмиле так и не удалось, и она продолжила трудиться в парикмахерской, поддерживая чистоту и порядок.
Ежедневно, возвращаясь с работы, Людмила срезала путь через запущенный парк, некогда служивший пристанищем для локомотивов депо «Вэпэвэрзэ». Сердце парка скрывало подернутую тиной канаву, куда стекались зловонные ручьи, увлекая за собой обрывки чьей-то жизни. Эта территория давно стала вотчиной местной шпаны, во главе которой стоял Артемка-мыло – гроза всей округи. Однажды, устав от его приставаний во время стрижки, Людмила дала парню резкий отпор. С тех пор Артемка, словно верный пес, оберегал девушку от посягательств своих дружков. Как-то раз он даже пригласил её на танцы. Но царившие там шум и неистовая, почти первобытная энергетика, оттолкнули Людмилу. "Словно звери в клетке", – подумала она, спеша покинуть этот хаос и обрести покой в стенах родного дома.
Возвращение Стрекача из мест не столь отдаленных ознаменовало для поселка начало темных времен – он сколотил шайку отпетых молодчиков и терроризировал округу. Однажды жертвой его жестокости стала Людочка: возвращаясь вечером домой через парк, она угодила прямо в лапы негодяя. Стрекач надругался над девушкой, а после вынудил сделать это и своих дружков. Обессиленная и сломленная, Людочка чудом добралась до дома. Гавриловна, однако, не придала случившемуся особого значения, уверяя, что ничего страшного не произошло.
Не находя себе места в поселке, Людочка отправилась в родную деревню, где к тому времени оставалось всего два жилых дома: один принадлежал ее матери, а второй пустовал после смерти старухи Вычуганихи. Беременная мать, едва увидев дочь, сразу поняла, какое горе та принесла с собой. «Ничего, дочка, – с горечью произнесла она, – все мы через это проходим рано или поздно». Бродя по берегу реки, Людочка заметила плескавшегося в воде отчима. Он дурачился, словно мальчишка, и девушка вдруг осознала, что у него, должно быть, и детства-то толком не было. Ей захотелось выплакаться ему, поделиться своей болью, найти хоть каплю сочувствия. На рассвете Людочка вернулась в поселок.
Воспоминание о больнице кольнуло сердце. Рядом, угасая, лежал парень. Всю ночь она пыталась прогнать его одиночество разговорами, но потом поняла: ему нужна была не поддержка, а самопожертвование. "Наверное, мой отчим из таких же "сильных", с "непреклонной волей", - мелькнуло в ее голове.
Возвращаясь с работы через парк, Людочка вновь столкнулась с приставаниями. Она пообещала вернуться, сменив наряд на более скромный. Дома девушка облачилась в старое платье, сняла веревку с деревенской сумки (когда-то она служила для колыбели) и отправилась в парк. Накинув петлю на сучковатый тополь, с горькой мыслью: "да никому я не нужна", Людочка свела счеты с жизнью.
На городском погосте предали земле Людмилу. Поминальную трапезу организовали у Гавриловны. Опрокинув рюмку-другую, отчим Людмилы направился в парк, где коротал время Стрекач со своей компанией. Мужчина сорвал с шеи уголовника крест и, утащив в чащу зарослей, бросил в сточную канаву. «Вот он, настоящий, без дураков, авторитет!» — пронеслось в головах у парней.
Артем, которого все звали Мылом, вскоре стал студентом и обзавелся семьей. О гибели Людмилы и Стрекача не появилось ни строчки даже в местной газете, дабы «не портить радужную статистику сомнительными фактами».
Каков же итог?
Людмила – не выдержав равнодушия и безразличия окружающего мира, решила свести счёты с жизнью, найдя покой на ветке дерева в городском парке.
Отчим – отомстил за падчерицу, лишив жизни Стрекача.
Стрекач – пал от руки отчима Людмилы.
Артем-Мыло – грызёт гранит науки и строит семейное гнёздышко.
Вместо заключения
В своём пронзительном произведении «Людочка» Виктор Астафьев мастерски погружает читателя в пучину размышлений о трагической отчуждённости человека в современном мире, о равнодушии, захлестнувшем людские сердца. Автор без прикрас рисует перед нами неприглядную картину экологического неблагополучия, вседозволенности и моральной деградации общества.
Однако, чтобы в полной мере проникнуться глубиной авторского замысла, недостаточно ограничиться поверхностным пересказом сюжета «Людочки». Рекомендуем вам окунуться в мир этого произведения, чтобы прочувствовать всю его многогранность.