Сборник «Петербургские повести» Гоголя является уникальным произведением, состоящим из пяти повестей, объединенных общим местом действия - великолепным Санкт-Петербургом. Во всех этих историях автор поднимает тему «маленького человека» - незаметного, обездоленного и отвергнутого обществом.
Для тех, кто хочет подготовиться к урокам литературы или просто расширить свой кругозор, мы рекомендуем прочитать краткое содержание «Петербургских повестей» по главам на нашем сайте.
Время и место действия
Все события в повестях разворачиваются в Санкт-Петербурге в XIX веке.
Главные герои
- Пирогов - самовлюбленный, жизнерадостный и поверхностный поручик.
- Пискарёв - молодой талантливый художник с ранимой душой.
- Платон Кузьмич Ковалёв— коллежский асессор, майор, лишившийся носа и страдающий от этой утраты неизмеримо.
- Нос— одушевлённая часть тела Ковалёва, амбициозный карьерист.
- Андрей Петрович Чартков— молодой художник, променявший свой талант на славу и деньги.
- Аксентий Иванович Поприщин— средних лет мелкий чиновник, жалкий, ничтожный, лишённый рассудка.
- Акакий Акакиевич Башмачкин— пожилой, болезненного вида мелкий чиновник, несчастный и одинокий.
Другие персонажи
- Брюнетка— юная проститутка, очаровательная, корыстолюбивая, надменная.
- Блондинка— немка, жена немца-жестянщика, миловидная и невежественная молодая женщина.
- Фридрих Шиллер — немецкий поэт и драматург, человек педантичный, консервативный и обстоятельный в своих действиях.
- Иван Яковлевич — цирюльник, погрязший в пьянстве и неопрятности.
- Ростовщик — мрачный старик с пронзительным взглядом, изображенный на портрете, принесший только несчастье своим владельцам.
- Директор департамента — важная персона, немногословный и честолюбивый человек.
- Софи — дочь директора департамента, юная и легкомысленная красавица, в которую был влюблен Поприщин.
Краткое содержание
«Невский проспект»
Двое друзей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, решили прогуляться по знаменитому Невскому проспекту, надеясь на невинные флирт с симпатичными дамами. Пирогов сразу обратил внимание на очаровательную блондинку и, будучи уверенным в своей неотразимости, отправился за ней, чтобы попытать счастья.
Ранимый и чувствительный Пискарёв же был очарован утончённой красотой брюнетки в дорогом плаще. Он был убеждён, что перед ним знатная дама, но на деле девушка оказалась обычной уличной проституткой. Несмотря на её юный возраст и невероятную красоту, Пискарёв был глубоко разочарован, увидев, какой ужасной участи она подверглась.
Мысли о прекрасной незнакомке не покидали художника по возвращении домой. Его терзало мучительное противоречие: как ангельская чистота облика могла сочетаться с порочностью профессии? В забытьи Пискарёв увидел сон, где брюнетка предстала не падшей женщиной, а таинственной аристократкой с туманным прошлым.
Этот сон оказался настолько пленительным, а реальность — настолько невыносимой, что Пискарёв предпочёл уйти в мир грёз. Сон стал для него желанным убежищем, где он мог наслаждаться обществом своей музы: «жизнь словно раздвоилась — бодрствуя, он спал, а во сне по-настоящему жил». Нервное напряжение и мучительная бессонница заставили художника искать утешения в опиуме. Под действием наркотика грёзы о прекрасной брюнетке становились ещё более яркими и соблазнительными.
Когда Пискарёв увидел сон, в котором незнакомая женщина предстала в образе его жены, он отправился к ней и предложил ей свою руку. Художник хотел совершить благородный поступок: подарить падшей женщине честную жизнь, вернув ее «миру прекраснейшее его украшение», но девушка твердо отказала ему. Она не намеревалась выходить замуж за бедняка, чтобы тяжело работать и влачить жалкое существование.
В ужасном отчаянии Пискарёв вернулся домой и покончил с собой, перерезав себе горло бритвой. Его тело обнаружили только через неделю. Над могилой художника «плакал лишь один солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки».
Очарованный поручик и незадачливый цирюльник
Сердце поручика Пирогова было пленено очаровательной блондинкой. Каково же было его разочарование, когда он выяснил, что дама сердца - фрау Шиллер, супруга простого жестянщика. Не теряя надежды, бравый поручик стал завсегдатаем мастерской Шиллера, осыпая его белокурую жену знаками внимания.
Увы, фрау Шиллер оказалась дамой недалекой и не оценила пыл поручика. Тогда он, недолго думая, перешел к более решительным действиям, за что и поплатился. Явившийся в самый неподходящий момент разгневанный муж, в компании двух дюжих приятелей, преподал пылкому ухажеру суровый урок. Жажда мести обуяла Пирогова, но, как это часто бывает, уже к вечеру пыл его остыл, и досадное происшествие кануло в Лету.
Загадочное происшествие с коллежским асессором
Утро цирюльника Ивана Яковлевича началось с неприятного сюрприза: в свежеиспеченном хлебе он обнаружил нос! И не чей-нибудь, а принадлежавший его клиенту, коллежскому асессору Ковалёву, которого он исправно брил дважды в неделю.
В панике от жуткой находки, он бросился к Неве, лихорадочно соображая: "А что, если швырнуть ЭТО в воду?". С облегчением проводив взглядом уплывающий свёрток с носом, цирюльник едва успел перевести дух, как к нему подошёл квартальный. Строгий допрос не заставил себя ждать. Что случилось дальше, "история умалчивает".
Тем же утром майор Ковалёв, взглянув на своё отражение, испытал настоящий шок: на месте носа зияла гладкая кожа! Ошеломлённый, он немедленно отправился писать заявление о пропаже, а после "помчался прямиком к обер-полицмейстеру".
Внезапно Ковалёв обнаружил, что его нос облачён в роскошный мундир знатного чиновника. Бедняга был в полном недоумении: его собственный нос, который ещё вчера был на его лице, не способный ни ходить, ни ездить, теперь красовался в чиновничьем наряде. Ковалёв потребовал от носа вернуться на своё законное место, но тот сделал вид, что ничего не понимает, и быстро скрылся.
К счастью, полицейскому удалось вовремя поймать нос, который уже собирался сесть в дилижанс и отправиться в Ригу, и вернуть его Ковалёву. Однако нос ещё долгое время не желал прирастать к лицу своего владельца, доставляя ему множество хлопот.
Тем временем история о пропаже носа стремительно разнеслась по Петербургу, и все светские, обязательные посетители раутов, любившие развлекать дам, были чрезвычайно довольны этим происшествием.
«Портрет»
В скромной лавке художественных принадлежностей, обременённый нуждой живописец Чартков потратил свои последние копейки на удивительный портрет. На холсте красовался «старик с лицом цвета бронзы, измождённым, с выделяющимися скулами».
Но самым пронзительным в облике старца были его глаза — темные, словно живые, проникающие в самую душу. Той же ночью Чартков увидел зловещий сон: старик на портрете ожил и принялся пересчитывать тугие мешочки, полные золота. Художнику удалось выхватить один из мешочков, и на эти деньги он решил оттачивать своё мастерство.
Чартков преобразился: обзавёлся дорогой одеждой, переехал в роскошную квартиру и вскоре стал модным портретистом. Однако, гоняясь за славой и богатством, он утратил свой дар, начав писать портреты неискренне, лишь угождая вкусам своих заказчиков.
Тщетно стремился живописец вернуть былое мастерство, но «словно скованы оковы на кисти, и лишь застывшие формы ей подвластны». Осознание собственной никчемности разжигало в сердце Чарткова жгучую ненависть к одаренным художникам. Он скупал шедевры, дабы в припадках безумия уничтожать их в своем доме. Яд зависти и злобы отравил его разум, и вскоре Чартков испустил дух, терзаемый приступами буйства.
Лишь спустя время открылась тайна зловещего портрета старца с пронзительным, будто живым взглядом. Его автором оказался художник-самоучка, а моделью — жадный, алчный ростовщик, чье богатство пробуждало в людях низменные страсти. И вот, после смерти стяжателя, его душа нашла пристанище в портрете, обрекая на безумие каждого, кто владел им.
«Записки сумасшедшего»
Серым и унылым осенним утром скромный чиновник Аксентий Иванович Поприщин приступил к своим обычным служебным обязанностям в департаменте. По пути он встретил юную дочку начальника, чья неземная красота тут же пленила сердце застенчивого служащего. Рядом с девушкой шла её маленькая болонка Меджи. К удивлению Поприщина, он внезапно услышал оживленную беседу между Меджи и её собратом Фиделем, обсуждавшими последние новости.
На следующий день дочь начальника пришла навестить отца в департамент. При виде этой очаровательной особы Поприщин совершенно растерялся и лишился дара речи. Когда девушка случайно уронила платок, он « со всех ног кинулся его подобрать, но поскользнулся на проклятом паркете и еле-еле избежал позорного падения ».
Поприщин был влюблён в дочь директора, но его чувства не остались незамеченными. Начальник отделения отчитал его за эти «дерзкие мечты», заявив, что он «нуль, более ничего». Однако счастливый Поприщин не обращал внимания на эти слова, его больше беспокоила собственная бедность: «достатков нет — вот беда».
Оказавшись в доме директора по делам службы, Поприщин попытался поговорить с Меджи, но она лишь «поджала хвост, съёжилась вдвое». Найдя изорванную в клочки бумагу, он решил, что это переписка Меджи и Фидель. Из неё влюблённый узнал, что директорскую дочку зовут Софи и она собиралась выйти замуж за камер-юнкера Теплова, над чем открыто смеялась.
Переживания Поприщина из-за безответной любви настолько истощили его, что он начал считать себя самим королём Испании. Он перестал вставать в присутствии директора и подписывал документы как «Фердинанд VIII». Когда Поприщин проник в дом директора и сильно напугал Софи своим поведением, его отправили в психиатрическую клинику.
«Шинель»
Пожилой чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю свою жизнь прослужил в департаменте на одной должности, и все считали, что он « родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове ». В департаменте к нему относились без уважения, а начальники « поступали с ним как-то холодно-деспотически ».
Когда Акакий Акакиевич обнаружил, что его старая шинель полностью износилась и не подлежала восстановлению, он сильно расстроился. Чтобы собрать необходимую сумму, он решил «отказаться от вечернего чаепития, не зажигать по вечерам свечи..., ходя по улицам, ступать как можно тише и осторожнее..., чтобы таким образом не слишком быстро стереть подошвы; как можно реже отдавать бельё в прачечную».
Спустя полгода непрестанных лишений Акакий Акакиевич накопил достаточно денег и пошил новую шинель. Однако радость от долгожданной покупки длилась недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.
Полиция даже не попыталась помочь несчастному чиновнику. Он обратился за поддержкой к генералу, но был с криками прогнан. Расстроенный, Акакий Акакиевич выбежал на улицу, где бушевала метель. На следующий день он «весь распух и слёг в постель», а вскоре скончался от горячки.
В Санкт-Петербурге поползли слухи о том, что призрак недавно умершего чиновника бродит по городу и снимает шинели с прохожих.
И что же произошло в итоге?
Невский проспект
Пискарёв, получив отказ от брюнетки, совершает самоубийство, перерезав себе горло.
Пирогов, неудачно заигрывая с женой Шиллера, был избит, но быстро успокоился и отправился на званый вечер.
Шиллер и Гофман избили Пирогова, увидев, как он целует ногу жене Шиллера.
Нос
Платон Кузьмич Ковалёв, после того как к нему вернулся нос, стал улыбчивым и всегда пребывал в хорошем настроении.
Иван Яковлевич, после необычного происшествия, стал очень осторожно брить Ковалёва.
Портрет
## Таинственные судьбы и роковые портреты
Чартков Андрей Петрович — Постепенно погружается в пучину безумия, словно скользит по наклонной плоскости, ведущей в бездну, и, в конце концов, трагически уходит из жизни.
Художник Б. — Случай сводит его с портретом ростовщика на аукционе. Он уже готов схватить кисть судьбы, но увы, удача - дама капризная: пока он делился историей полотна, оно исчезло, словно растворилось в воздухе.
Отец художника Б. — Отвернувшись от мирской суеты, он ищет утешения в уединении и искусстве. Его кисть рождает удивительную по красоте картину рождения Христа. Тяжесть тайны прошлого гнетет его, и он умоляет сына уничтожить проклятый портрет ростовщика.
Ростовщик — Его алчная и чёрствая душа не находит покоя после смерти. Незаконченный портрет становится его проклятием, цепью, привязывающей к миру живых. Художник отказался завершить работу, и ростовщик обречён вечно скитаться между мирами.
Фрагменты чужого сознания
Аксентий Иванович Поприщин — Разум покидает его постепенно, словно песок сквозь пальцы. Он все больше погружается в мир иллюзий, воображая себя испанским королем. Реальность меркнет, и он оказывается за стенами лечебницы для душевнобольных, принимая ее за солнечную Испанию.
Призрак утерянного достоинства
Акакий Акакаиевич Башмачкин — Не выдержав ударов судьбы и равнодушия окружающих, он сгорает в лихорадке, но его трагическая история не заканчивается. Став призраком, он бродит по ночному городу, напоминая о хрупкости человеческого существования и беззащитности перед жестокостью мира.
Новая шинель для Башмачкина и перемены в столице
Мастер Петрович, колдуя над иголкой и ниткой, создаёт новое одеяние для скромного Акакия Акакиевича Башмачкина.
Тем временем, высокопоставленный чиновник, лишившись своей роскошной шинели после встречи с призраком Башмачкина, неожиданно меняет своё поведение, становясь куда более сдержанным и даже, осмелимся сказать, человечным по отношению к своим подчинённым.
Что же до беспокойного духа чиновника, то, обретя покой после возвращения утерянного, он покидает улицы и переулки Петербурга, не тревожа более его обитателей.
Петербургские тайны: взгляд на "маленького человека"
В своих пронзительных "Петербургских повестях" Гоголь мастерски раскрывает трагедию "маленького человека", беззащитного перед лицом равнодушия общества и произвола власть имущих. Одинокий в своём горе, он оказывается брошенным на произвол судьбы, лишённый надежды на сочувствие или поддержку.
Этот краткий пересказ лишь приоткрывает завесу тайны над удивительным миром "Петербургских повестей". Чтобы по-настоящему проникнуться атмосферой гоголевского Петербурга и судьбами его обитателей, рекомендуем вам погрузиться в чтение полной версии произведения.