Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ "цифры" Бунина. Произведение было написано в 1906 году, через год после смерти единственного сына писателя - пятилетнего Коли. Рассказ проникнут большой любовью к детям, их искренностью, прямотой, вожделением новых открытий.
Место и время действия
События повествования происходят в течение одного дня в начале ХХ века в царской России.
Головные герои
- Женя- невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и разбалованный мальчик с чувствительным любящим сердцем.
- Дядя – Женин родной дядя, который выступает в роли рассказчика. Он – сдержанный мужчина, очень любящий своего племянника, но осторожный, чтобы не испортить его.
Остальные персонажи
- Мама Жени – она поддерживает своего брата и старается поддерживать его методы воспитания.
- Бабушка Жени – она – любящая женщина, не может равнодушно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если он заслужил наказание.
Суммарное описание
Глава I
Дядя делится своими воспоминаниями с племянником о прошлой крупной ссоре между ними, когда Женя был маленьким мальчиком.
Женя - "большой шалун", который неутомимо радуется и шалит с утра до ночи. У него часто возникают ссоры с дядей, но они быстро примиряются и забывают оскорбления друг друга. Однако этот конфликт стал гораздо серьезнее, и его быстрая разрешение было невозможным.
Главы II-III
Женя очень хочет научиться писать цифры. Он просыпается с хорошим настроением, в предвкушении интересного и удивительного временипровождения. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.
Однако дядюшке не хочется выходить из дома, поэтому он придумывает отговорку: «Чудесный день!». Женя не согласен с таким положением вещей, потому что ему хочется писать числа здесь и сейчас, и никакой чудесный день не помеха. Но любимый дядя упрямо отказывается находить компромисс и соглашается учить племянника числам на следующий день.
Понимая, что он не добьется ничего упрямым взрослым, мальчик решает отомстить ему и с превышенной силой начинает шалить. Веселясь по всему дому, Женя находит новое развлечение, заключающееся в том, чтобы «прыгать и сильно бить ногами по полу, при этом громко вскрикивая».
Мама и бабушка шалуна были первыми, кто не смог выдержать его атаки. Они попросили Женю успокоиться, но он игнорировал их, потому что его единственная цель была разозлить непослушного дядю. И в конце концов он справился с этим. Дядя орали на него, даже шлепнул его и закрыл в комнате.
Главы IV-V
Женя начал пронзительно кричать на самой высокой ноте после "острого и внезапного оскорбления". Он устал от криков и рыданий, поэтому прибег к более эффективному применению хитростей, отображая из себя умирающего. Однако это не оказало никакого решительного влияния на взрослых.
Тогда Женя схватился за последнюю возможность и стал звать бабушку, чье сердце едва выдерживало такие испытания. Но, не дождавшись утешения от бабушки, мальчик замолчал.
Через некоторое время мужчина входит в детскую комнату, чтобы проверить, что с Женей все в порядке. Однако, чтобы сохранить свою сдержанность, он не обращает внимания на шалуна и притворяется, что ищет портсигару.
В своем стремлении наказать дядю за его безразличие, Женя обещает, что больше никогда не будет его любить. Более того, он даже угрожает отнять у него "японский пенни", который дядя подарил ему в знак особого расположения.
Мать и бабушка просят мальчика помириться с дядей, но он отказывается, и взрослые оставляют его в покое.
Шестая и седьмая главы
Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука просить прощения у дяди. Не достигнув успеха, она прибегает к сильным воздействиям: напоминает мальчику, что если он не помирится с дядей, он никогда не научится писать цифры.
С самого утра Женя, который был «побежден борьбой за счастье», смирно приносит извинения своему дяде за свою отвратительную вчерашнюю поступь. Наконец, между ними устанавливается мир и согласие, и они приступают к работе.
Мальчик с видимым удовольствием и невероятными усилиями перечисляет цифры, в то время как дядя, который больше не нуждается в поддержании роли строгого и требовательного взрослого, радуется их приближению. Он наслаждается запахом волос своего любимого племянника, потому что детские волосы так приятно пахнут, «вполне сравнимо с ароматом маленьких птичек».
И в итоге что?
Женя— прошу дядю прощения за свое поведение и вместе с ним изучаю цифры.
Дядя Жени— с удовольствием прощаю племянника и учу егo писать цифры.
Заключение
В книге Бунина отчетливо видно, насколько важно понимание между взрослыми и детьми. Необходимо поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не угождать его капризам. Только тогда из ребенка вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.
Сюжет "Цифры" будет полезен как для ведения чтения дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Адаптация "Цифры" может пригодиться и для создания личного дневника, и для подготовки к уроку литературы.