В 1887 году русский писатель Н.С. Лесков написал и впервые опубликовал рассказ под названием "Спасение погибавшего", который стал известен как "Человек на часах". Это произведение было создано в рамках литературного направления реализм и основано на реальной истории, связанной с спасением утопающего человека караульным.
В рассказе тонко переданы внутренние бурления души солдата в условиях несправедливости военной среды, произвола и беззакония николаевского режима. Основные темы произведения - сострадание к ближнему, праведность и духовное безразличие.
Более подробное краткое содержание рассказа "Человек на часах" представлено на нашем сайте.
Место и время действия
События рассказа разворачиваются зимой 1839 года в городе Петербурге, Россия.
Главные персонажи
- Глеб Постников - главный герой рассказа, солдат Измайловского полка, который спасает человека, но понес наказание за то, что оставил свой пост.
- Офицер придворной инвалидной команды– представился человеком, который спас утопающего.
- Свиньин– командир батальона, подполковник. Человек не бездушный, однако прежде всего и в основном "служебный".
Другие персонажи
- Кокошкин– генерал, обер-полицмейстер.
- Миллер– офицер, командир Измайловского полка.
- Владыка – священник.
Краткое содержание
"Зимою, во время Крещения, в 1839 году в Петербурге наступило сильное потепление", лед на Неве начал таять. Часовой, солдат Измайловского полка Постников, стоявший на карауле "у нынешнего иорданского входа, услышал отчетливо, как в растрескавшейся льдине" раздаются крики о помощи. Постников долго сомневался, так как не имел права покинуть место караула.
Однажды, солдат, не выдержав, убежал к берегу реки и, воспользовавшись своим ружьем, помог человеку выбраться из воды.
Пока солдат размышлял, кому передать мокрого и дрожащего весь, на набережной появились сани офицера "придворной инвалидной команды". Постников поспешил вернуться на свою позицию. Офицер, не вдаваясь в детали, взял человека с собой и доставил его в "съезжий дом", представив себя его спасителем. Потому что спасенный был слишком слабым, ему было все равно, кто помог ему.
Во дворцовой караульне произошло известие о том, что Постников покинул караул. Его немедленно заменили и отправили к офицеру Миллеру. Боясь, что могут доложить государю об этом инциденте, командир обратился за помощью к офицеру Свиньину. Свиньин, приказав посадить Постникова в карцер, отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину.
Узнав о произошедшем, Кокошкин приказал позвать к себе инвалидного офицера и спасенного человека. В ходе допроса стало ясно, что помимо стражей, свидетелей происшествия не было. Представивший себя спасителем инвалидный офицер был удостоен медали "за спасение погибающих".
В отношении Постникова Свиньин назначил наказание – "двести розог". После "исполнения" солдата привели в полковой лазарет. Посетил Свиньин Постникова, принеся ему "фунт сахара и четверть фунта чая". Солдат благодарил офицера. "Он действительно был "доволен", ведь проведя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего", а двести розог были не таким строгим наказанием по сравнению с тем, что могло его ожидать по решению военного суда.
Интерес к этому эпизоду проявил великий господин. Услышав рассказ от Свиньина, священник сделал вывод: «Воину может быть значительно полезнее пережить унижения и получить раны за свой подвиг, чем гордиться наградами».
Итак, что же произошло в конечном итоге?
Постников - спасает человека, но несет наказание за то, что оставил свою должность: его наказывают и отправляют в лазарет.
Офицер придворной инвалидной команды - выдает себя за спасителя тонущего и получает медаль.
Свиньин - назначает наказание Постникову, затем навещает его в лазарете и приказывает принести ему чай и сахар.
Кокошкин - награждает медалью инвалидного офицера.
В заключение
В произведении Лескова «Человек на часах» освещаются некоторые нравственные аспекты, в основу которых положена тема исполнения человеческого долга. Исходя из военного устава, Постников мог бы быть приговорен к смертной казни за свое неуважение, однако он все-таки решил спасти утопающего.
Пересказ на кратком уровне произведения «Человек на часах» будет полезен для более полного ознакомления с основной сюжетной линией произведения, а также для подготовки к уроку литературы в школе.