В 1924 году Иван Бунин создал пронзительную повесть «Митина любовь», в которой вновь обратился к волнующей его теме – сложности и противоречивости любовных отношений. С удивительной чуткостью и художественной силой Бунин изображает внутренний мир юноши, столкнувшегося с горечью безответного чувства.
Чтобы глубже проникнуться атмосферой произведения и подготовиться к уроку литературы, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Митиной любви» по главам, доступным онлайн. Этот пересказ также пригодится для ведения читательского дневника.
Время и место действия
Действие повести разворачивается в начале XX столетия, перенося читателя из шумной Москвы в живописную крымскую деревню.
Основные персонажи
- Митя – юный, высокий и худощавый, он переживает всю палитру чувств, свойственных первой любви.
- Катя – очаровательная девушка, мечтающая стать актрисой, становится объектом пылкой, но безответной любви Мити.
Второстепенные персонажи
- Директор – опытный обольститель, состоящий в любовной связи с Катей.
- Ольга Петровна– мать Мити, чьи заботы полностью поглощены хозяйственными делами.
- Староста– искуситель Мити, убедивший его развлечься с Аленкой.
- Аленка– молодая замужняя женщина, любовница Мити.
Краткий обзор
Главы 1–7
Митя влюблен в Катю – привлекательную юную девушку, ученицу частной театральной школы. Он ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые проявляют к ней повышенное внимание. Катя просит Митю не ревновать и напоминает, что он для нее «все-таки лучше всех, единственный».
Митя постоянно сопровождает свою возлюбленную «в студию Художественного театра, на концерты, на литературные вечера». Он никак не может привыкнуть к матери Кати – всегда курящей, накрашенной женщине с ярко-красными волосами.
С течением времени сердце Мити начало тревожить смутное чувство, будто что-то неуловимо изменилось в Кате. Он всеми силами старался найти объяснение её внезапной отстранённости, её кажущемуся безразличию к нему, но все попытки оказывались тщетными, оставляя юношу томиться в пучине мучительной ревности.
Катя же, словно захваченная водоворотом, с головой окунулась в чарующую атмосферу театральной жизни. Её переполняли первые успехи, которыми она с упоением делилась с Митей: директор не скупился на похвалы в её адрес, предрекая ей блистательное будущее на театральных подмостках. Однако молва о нём ходила дурная – поговаривали, что он не брезгует вниманием своих юных учениц, и каждый год увозит какую-нибудь девицу с собой на Кавказ, в Финляндию или вовсе за границу.
На выпускном экзамене Катя, словно сошедшая с небес в своём белоснежном платье, сорвала шквал оваций. Этот первый успех вскружил ей голову, ещё больше отдалив её от Мити. Нежная, трогательная и наивная девушка, какой он её знал, начала стремительно превращаться в светскую барышню – нарядную, вечно спешащую куда-то и неумолимо ускользающую от него.
Устав от ревности, терзавшей его и Катю, Митя решает сменить обстановку и уединиться в тиши родового поместья. Перед отъездом они договариваются о скорой встрече в Крыму, куда Катя должна отправиться с матерью в начале лета.
Главы 8–15
Первые дни в деревне Митя проводит в целительном сне, постепенно восстанавливая силы и привыкая к знакомым с детства стенам. Однако смена обстановки не приносит покоя его сердцу: образ Кати преследует его повсюду, незримо присутствуя рядом.
Митя с нетерпением ждет весточки от возлюбленной, считая дни с момента отправки своих писем. И когда долгожданный конверт оказывается в его руках, он с волнением понимает, что его любовь не безответна и переполняет его до краев.
С наступлением весны окружающий мир преображается – деревья покрываются свежей зеленью, но от Кати больше нет никаких известий. Митя прекрасно осознает «нелюбовь Кати к написанию писем», и, несмотря на это, его тревога не уменьшается. Юноша перестает гулять и большую часть времени проводит в библиотеке, погружаясь в поэзию о любви. Измученный ожиданием, Митя больше не сомневается, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось».
Мать Мити, Ольга Петровна, советует сыну отвлечься, съездив в гости. Например, у соседей Мещерских «полно невест». Митя с трудом сдерживается: ему непросто скрывать свои переживания, и он стискивает зубы «до боли в голове».
Главы 16–25
Сердце несчастного влюблённого разрывается от нарастающей боли. Мир вокруг меркнет и теряет свои краски, а ночи превращаются в пытку бессонницей. Митя, словно одержимый, сам начинает мотаться на почту, но всякий раз возвращается с пустыми руками, лишь газета скрашивает его одиночество. В отчаянии он клянётся застрелиться, «если через семь дней письмо так и не придёт».
Собрав остатки воли в кулак, Митя запрещает себе даже думать о почте, строчит Кате полные мольбы письма, но тут же бросает их в огонь, не в силах унижаться и выпрашивать хоть каплю внимания.
Староста, видя муки Мити, предлагает ему простое, как три копейки, средство от любовной хвори – развеяться в объятиях другой. Мол, найдётся для него Алёнка – «бабёнка хоть куда, молодая, кровь с молоком, а муж на шахтах пропадает». Хитромудр староста, недолго думая, организует Мите встречу с Алёнкой в лесной глуши.
Главы 26–27
Митя томится в ожидании встречи с возлюбленной. Узнав о скором приезде младших брата и сестры, он начинает тревожиться, опасаясь, что дети помешают его планам. Ночной сон Мити наполнен тревожными образами: он видит себя парящим над глубокой, слабо освещенной пропастью.
День тянется бесконечно, и с приближением вечера Митя все сильнее охвачен нервным волнением. Он отправляется в лес, к заранее условленному месту свидания, где вскоре появляется Аленка. Протягивая ей помятую пятирублевку, Митя чувствует себя растерянным, не зная, как себя вести. После долгожданного близкого общения Митя испытывает разочарование, поскольку его переживания не оправдали его ожиданий.
Главы 28–29
Суббота рыдала проливным дождём. Митя, словно тень, бродил по саду, и горькие слёзы текли по его щекам, поражая юношу своей нескончаемостью. «Неужели во мне столько боли?» — думал он, чувствуя себя вымокшим до нитки, с лицом, белым как полотно, и глазами, полными безумия и отчаяния. В руках он сжимал Катино письмо, где она молила забыть её, называла себя падшей и недостойной. Её сердце, признавалась она, принадлежало искусству, и она уезжала с директором театра. Писать ей было бессмысленно, всё кончено.
Гроза, словно разъярённый зверь, гнала Митю в дом. Он забрался в свою комнату через окно и заперся изнутри. Жар охватил его тело, и в бреду перед глазами замелькали видения: Катя в объятиях чужого человека, директора, укравшего её сердце.
В соседней комнате разносится звонкий смех младших детей, но для Мити это звучит лишь как горькая насмешка над его разбитым сердцем. Он понимает, что его прекрасные чувства к Кате обречены, и тихо плачет от невыносимой душевной боли. В отчаянии Митя решает избавиться от этих мучительных переживаний и, глубоко вздохнув, с силой нажимает на курок револьвера, направленного себе в рот.
И что в итоге?
Митя– узнав, что Катя ушла к театральному директору, не смог справиться с горем и покончил жизнь самоубийством.
Катя– в прощальном письме сообщает Мите о своем отъезде с директором и просит больше не писать ей.
Заключение
Бунин мастерски раскрывает тему неразделенной юношеской любви, с глубоким сочувствием описывая мучения Мити, чья душа была опустошена ложью и разбита в отсутствие надежды на счастье.
Прочтение повести «Митина любовь» в полном объеме поможет читателю глубже понять трагедию главного героя.