b733e4
Modal window id: popup-shopall

«12 стульев» — краткое содержание

«12 стульев» - краткое содержание
1.2K

Илья Ильф — 11 класс — 10 мин.

  • Остап Бендер - главный герой романа, профессиональный мошенник и авантюрист. Он ищет бриллианты, спрятанные в стульях.
  • Кисляков-Млекопитающий - жадный бюрократ, старается выяснить, где находятся спрятанные бриллианты.
  • Король диамантов - белый владелец бриллиантов, которые ищут Остап и Ипполит.
  • Змей Горыныч - злой и опасный преступник, который также ищет бриллианты.
  • Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса)– человек пятидесяти лет с интеллектом, предусмотрительностью и некоторой трусливостью, который раньше был дворянином.
  • Остап Бендер– молодой, привлекательный, невероятно дерзкий, изобретательный и остроумный человек.
  • Федор Востриков– священник, немного глуповатый, тщеславный и жадный мужчина.
  • Другие персонажи

    • Клавдия Ивановна Петухова– теща Воробьянинова и хозяйка драгоценностей.
    • Мадам Грицацуева– средних лет женщина, наивная, любвеобильная, доверчивая, и жена Бендера.
    • Александр Яковлевич— завхоз второго дома Старсобеса, застенчивый воришка.
    • Варфоломей Коробейников— хитрый и жадный старик, заведующий старгородским архивом.
    • Элла Щукина (Эллочка Людоедка) - это молодая, привлекательная, однако не очень умная женщина.
    Modal window id: popup-professionsbox

    Сжатое описание

    Том 1: Лев из Старгорода

    Главы 1-8

    В городе N жил Ипполит Матвеевич Воробьянинов - экс-предводитель дворянства, который ранее работал в ЗАГСе и занимался регистрацией смертей и браков. Этому пятидесятилетнему вдовцу жизнь была унылой и незначительной. Его единственной компанией была старая теща Клавдия Ивановна Петухова, которая перед своей смертью рассказала, что зашила свои бриллианты в один из кресел гостиной гарнитуры, оставленной в Старгороде.

    Известие о скрытых драгоценностях дошло до «священника Фрола и Лавра, отца Федора Вострикова», который исповедовал мадам Петухову. Оба, Воробьянинов и Востриков, немедленно отправились в Старгород. Ипполит Матвеевич остановился у своего бывшего дворника, где произошла судьбоносная встреча с молодым авантюристом Остапом Бендером, ставшим его компаньоном в поисках сокровищ.

    Главы 9–11

    У дворника новоиспеченные охотники за бриллиантами узнали, что всю мебель семейства Воробьяниновых забрали. Один лишь стул остался во владении завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича – застенчивого воришки, который крал все, что было плохо прикреплено, и при этом всегда испытывал стыд. Бендер, выдавая себя за инспектора пожарной охраны, появился в бывшем Воробьяниновском доме, где проживали одинокие старухи, но стула нигде не было – его продал предприимчивый братец супруги завхоза.

    Оказалось, что отец Федор приобрел стул от того самого человека, которого случайно встретил в городе Воробьянинов. Между ними произошла драка из-за стула, который они начали быстро разбирать, но оказалось, что внутри него не было ничего ценного.

    Главы 12–16

    В это время спутники остановились в местной гостинице, а Бендер отправился к архивариусу, чтобы найти след пропавшей ореховой гарнитуры. Таким следом оказался хитрый и жадный старик Варфоломей Коробейников. У него Бендер узнал, что один из стульев принадлежит Грицацуеву, а остальные хранятся в московском музее мебели. После Бендера к Коробейникову пришел отец Федор, и архивариус передал ему ордера на другую гарнитуру.

    Узнав о циановой смерти Грицацуева, Остап Бендер решил совершить бракосочетание с несчастной вдовушкой, описанной им как "русская Венера" и после этого проверить старый стул, оставшийся после смерти мужа, на наличие ценных бриллиантов. Однако нетрезвые мечтания Бендера оказались напрасными, так что разбитая компания направилась в столицу России.

    Часть 2. В Москве

    Главы 17–23

    В Москве Бендер и его приятель поселились в общежитии химиков-студентов, у одного из старых знакомых. В первую очередь они пошли в музей мебели, где узнали, что на следующий день состоится аукцион, на котором будет выставлен самый заветный гарнитур. В музее они случайно встретили Лизу – жену бедного студента-чертежника. Воробьянинов, очарованный невинной красавицей, начал жаловаться на отсутствие женской нежности. Чтобы ошеломить Лизу, Ипполит Матвеевич пригласил ее в ресторан и потратил все деньги, которые откладывались на покупку стульев.

    На другой день компаньоны поспешили на аукцион, и Остап Бендер великолепно провел сделку, приобретя все стулья по цене двухсот рублей. Он еще не знал, что у Воробьянинова не было денег. В результате стулья были проданы поштучно. Остап заплатил бездомным, и они следили, куда "уходил" каждый стул. Чтобы получить мебель, Бендер использовал множество проверенных методов: 1) простое знакомство, 2) романтическая интрига, 3) знакомство с взломом, 4) обмен, 5) деньги и 6) деньги. Последний - самый надежный."

    Главы 24-33

    Первой жертвой Остапа стала молодая и привлекательная женщина по имени Эллочка Щукина, которая была известна своим недостаточным запасом слов и изображением вопросительного вида. В ходе долгой схватки с американской миллионершей Вандербильд по поводу звания самой красивой и роскошной, Эллочка приобрела на аукционе два стула. Поставив глаз на Эллочку и ее комнату, Остап понял, как вести себя в высших кругах общества. Он легко поменял желанные стулья на обычное чайное ситечко, но к его разочарованию они оказались пустыми.

    В то время Воробьянинов отправился к профессиональному комедианту Авессалому Изнуренкову в надежде раздобыть стул, но его попытка оказалась безуспешной. И тогда в дело вступил Бендер, который, представляясь судебным исполнителем, вынес мебель.

    Затем Остап Бендер отправился в редакцию газеты "Станок", где, непосредственно на месте, вскрыл Воробьяниновский стул. Вскрытие стула в квартире рифмоплета Никифора Ляписа-Трубецкого также оказалось неудачным. К настоящему времени только четыре стула театра Колумба оставались неизученными. Театр должен был отправиться в гастроли по стране, и один стул исчез в неизвестном направлении с товарного двора Октябрьского вокзала.

    Все переживания и страдания оставили следы на Воробьянинове - "Ипполит Матвеевич постепенно превратился в подхалима". Бендер заметил это и начал называть своего компаньона Кисой. Он чувствовал, что приближается "последний акт комедии "Сокровище моей тещи"". Он решил сосредоточить все свои усилия на том, чтобы получить стулья из театра, считая, что там у него больше шансов.

    Часть 3. Сокровище госпожи Петуховой

    Главы 34–37

    Узнав, что театр не имеет художника, Остап без каких-либо сожалений предложил свою помощь. Таким образом, Бендер и Киса оказались на пассажирском корабле, и они были ответственны за "создание художественных плакатов, надписей и завершение транспаранта". Они смогли долго поддерживать иллюзию работы над плакатами, но в итоге их выгнали со судна в Васюках за плохо написанный плакат. К тому времени они разложили только один стул, и все их надежды были связаны с оставшимися стульями, которые уплыли с театром. Неутомимый Остап быстро разработал новый план действий - "обойти распространяемую публикацию и встретиться с колумбовцами на суше - в Сталинграде". Бендер, выдающий себя за известного шахматиста, который играл в шахматы второй раз в своей жизни, организовал сеанс одновременной игры. Проиграв все игры и захватив "заработанные" деньги, компаньоны бросились бежать.

    Главы 38–40

    Когда Киса и Бендер дошли до Пятигорска на своем дачном поезде, они обнаружили, что им теперь не удастся проникнуть в театр Колумба, как они намеревались. У Остапа было договоренность с монтером театра, чтобы он продал им оставшиеся три стула за двадцать рублей. Чтобы собрать необходимую сумму, Остап настоял на том, чтобы Воробьянинов просил подаяние на французском, немецком и русском языках. Тем временем Бендер отправился к основной достопримечательности Пятигорска - Провалу, где молодой предприимчивый человек начал собирать деньги от доверчивых туристов за проход. После сбора двадцати рублей, друзья получили только два стула от монтера, но они оказались пустыми.

    В это время отец Федор также путешествовал по стране в поисках фальшивых наушников. Когда он их нашел, он написал письмо жене, в котором просил ее продать все свое имущество и отправить деньги для покупки стульев. Но когда отец Федор распаковал стулья в предвкушении драгоценных камней, оказалось, что они пусты.

    Главы 41–43

    Пьяный монтер не выполнил свое обещание и не принес компаньонам третий стул. Поэтому Киса и Остап пришлось идти за театром пешком, ведь он двигался в сторону Тифлиса. По дороге они встретили отца Федора, который полностью лишился рассудка из-за неудачи с бриллиантами.

    Прибыв в Тифлис, герои обнаружили, что театр уже уехал в Ялту, и им не оставалось другого выбора, как отправиться за ним в Крым. Они сильно держали стул в руках, когда неожиданно «удар большого крымского землетрясения 1927 года» вырвал его из их рук. При вскрытии стула, они обнаружили, что он пуст. От всей гарнитуры остался только последний стул, который они потеряли на московском вокзале.

    Бендер и Киса вернулись в Москву, чтобы продолжить свое очередное путешествие. За время отсутствия «Ипполит Матвеевич очень изменился» как внешне, так и внутренне – у Кисы появились «необычные черты решительности и жестокости», которые раньше были ему не свойственны. Когда Остап узнал о местонахождении последнего стула, он начал дразнить Воробьянинова, угрожая забрать себе большую часть сокровищ. Не выдержав напряжения, Ипполит Матвеевич убил своего компаньона. Вскоре он отправился в клуб железнодорожников, чтобы вскрыть стул, и выяснилось, что бриллианты уже были найдены и на вырученные деньги построен этот самый клуб – «сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличено».


    И как все закончилось в итоге?


    Киса убивает Бендера, когда они находят последний стул, а затем узнает, что бриллианты уже были найдены и деньги использованы для постройки железнодорожного клуба.

    Киса убил Остапа Бендера, когда они, наконец, нашли последний стул.

    После неудачи с бриллиантами Фёдор Востриков потерял рассудок.

    Заключение

    Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом произведении Ильфа и Петрова, не теряют своей актуальности до сегодняшнего дня. Основная идея романа заключается в том, что в поисках воображаемых сокровищ можно упустить много радостей жизни.

    После ознакомления с кратким пересказом романа «12 стульев» рекомендуется прочитать его в полной версии.

    Комментарии

    Открыть диалоговое окно с формой по клику
    Бесплатные шпаргалки
    Бесплатные шпаргалки
    Бесплатные шпаргалки
    Для родителей Для подростков

    Определите, что мешает получать пятёрки

    • Оставьте заявку на вводный урок
    • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
    • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость