Рассказ Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда» создан в 1894 году. Данное произведение отличается от других творений писателя. Оно наполнено глубокими философскими размышлениями о жизни и, несмотря на кажущуюся простоту, требует вдумчивого прочтения.
Образ главного героя, простого гробовщика Якова, отражает склонность человека к накопительству и материальным ценностям. Однако после смерти жены герой осознает, что в жизни действительно важно.
Для ведения читательского дневника и подготовки к урокам литературы рекомендуем прочитать краткое изложение содержания рассказа «Скрипка Ротшильда» на нашем сайте.
Место и время действия
Сюжет рассказа разворачивается в конце XIX века в Российской империи, в небольшом безымянном городке.
Главные герои
- Яков Матвеевич– гробовщик, крепкий мужчина 70 лет, скупой, талантливый скрипач.
Второстепенные лица
- Марфа – тихая и покорная супруга Якова.
- Ротшильд – музыкант-еврей, зарабатывающий на жизнь игрой на флейте в местном оркестре.
- Моисей Ильич Шахкес – лудильщик и по совместительству руководитель того же оркестра.
В двух словах о сюжете
В захолустном городишке жил-был гробовщик по имени Яков. Прозвище у него, по неведомой причине, было «Бронза». Заказов у Якова Матвеевича было, прямо скажем, негусто, и влачил он своё существование в бедности, ютясь в небольшой ветхой лачуге из одной-единственной комнаты. В этой тесной комнатушке умещались и сам Яков с Марфой, и самая необходимая для жизни утварь, и, конечно же, гробы – неотъемлемый атрибут его ремесла.
Годы, словно опытный плотник, выточили Якову семь десятков лет, но он оставался крепок и вынослив, как дуб. Гробы для мужчин он мастерил "под себя", щедро отмеряя длину и ширину, для женщин использовал мерку, а вот заказы на детские гробики брал с неохотой, считая их досадной мелочью.
Помимо плотницкого ремесла, Яков "выводил рубли" на струнах своей скрипки. В их захолустье на свадьбах обычно играл оркестр под предводительством Моисея Ильича Шахкеса. Музыкальный слух у Шахкеса был острый, как у соловья, и заметив незаурядный талант Якова, он частенько приглашал его в свой оркестр. По какой-то неведомой причине Яков питал неприязнь к евреям. Особенно сильно действовал ему на нервы флейтист Ротшильд, который даже самую задорную мелодию умудрялся "окрасить" тоскливыми нотами.
Постоянные неудачи в делах превратили Якова в заложника мрачного настроения. Он с досадой подсчитывал в календаре более двухсот дней праздников и выходных, когда, по его словам, «приходилось сидеть без дела». Но особенно тягостные мысли о потерянных деньгах одолевали его по ночам, лишая и без того хрупкого сна.
Неожиданно заболела Марфа. Яков, привыкший видеть свою жену забитой и безрадостной, был поражен: ее лицо светилось «необычайной ясностью и радостью», словно в приближающейся смерти она видела долгожданное освобождение.
Стоя у постели угасающей жены, Яков с горечью осознал, что за все годы совместной жизни ни разу «не приласкал ее, не пожалел», а лишь осыпал упреками за денежные потери, кричал и распускал руки. В приступах скупости он отказывал Марфе даже в чае, и та безропотно пила пустой кипяток.
Ранним утром Яков доставил больную жену в местную больницу. После длительного ожидания, фельдшер Максим Николаевич осмотрел пациентку и сообщил, что у нее «инфлуэнца, а возможно и горячка», и что ее дни сочтены. Он прописал холодные компрессы и порошки. Яков настаивал на банках или пиявках, но фельдшер не стал даже его выслушивать.
Вернувшись домой, Яков осознал, что его жена может умереть в ближайшее время. Так как впереди были несколько выходных дней, он решил приступить к изготовлению гроба для своей супруги еще вечером того же дня.
Пока Яков работал, Марфа «лежала молча с закрытыми глазами». Неожиданно она заговорила, вспоминая, как пятьдесят лет назад Бог послал им «ребеночка с белокурыми волосиками». Тогда они были молодыми и счастливыми, но вскоре девочка умерла. Яков, как ни пытался, не смог вспомнить этот эпизод.
Когда Марфа находилась при смерти, священник успел ее причастить и соборовать. Похороны Марфы не стали финансовым бременем для Якова, так как он сумел существенно сэкономить на них. Даже во время прощания с покойной, Яков думал лишь о том, что сделал для нее добротный гроб.
По пути домой Якова охватило сильное чувство печали. Он начал вспоминать, что никогда не проявлял к Марфе ласки и нежности, не говорил ей добрых слов и не сочувствовал ей. Все это время он относился к ней, как к домашнему животному, которое постоянно мешает, но не заслуживает особого внимания.
Однажды Якова неожиданно остановил Ротшильд, который передал ему приглашение от Моисея Ильича присоединиться к оркестру. Но Яков был не в настроении: не в силах избавиться от навязчивого встречного, он набросился на него с кулаками. Затем Яков спустился к реке, где предался воспоминаниям, в том числе и о «младенчике с белокурыми волосами», о котором рассказывала Марфа.
Глядя на течение реки, Яков задумался, почему за все это время он ни разу не воспользовался ею. Ведь он мог бы ловить рыбу, «плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке», гонять барки, а не только изготавливать гробы. Эта мысль снова промелькнула в его голове.
Размышляя о прожитой жизни, Яков понял, что во многом поступал неправильно, и это уже невозможно исправить. Ночью ему плохо спалось, и он несколько раз вставал, чтобы поиграть на скрипке.
Поутру Яков с трудом покинул свое ложе и отправился к фельдшеру. Мысль о близкой кончине не пугала его, но было грустно осознавать, «что жизнь, данная человеку лишь единожды, проходит впустую».
За Яковом вновь пришел Ротшильд. Он стал последним, кто слышал чудесную игру гробовщика. После его смерти Ротшильд получил в дар его скрипку и с тех пор оставил игру на флейте. Он не раз пытался воспроизвести ту невероятно меланхоличную мелодию, которую Яков исполнял перед кончиной, но тщетно...
Итог
Яков Матвеевич— вскоре после смерти супруги заболел и умер, сыграв перед этим на скрипке для Ротшильда.
Ротшильд— получив в подарок от Якова его скрипку, оставил флейту и стал исполнять на ней печальные мелодии.
Заключение
Чеховский рассказ побуждает читателей задуматься о жизненных приоритетах и истинной сути бытия. Главный персонаж осознает это лишь в преклонном возрасте, когда уже слишком поздно что-либо изменить.
Ознакомившись с кратким пересказом произведения «Скрипка Ротшильда», рекомендуем прочитать рассказ Чехова в полном объеме.