b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Котлован» — краткое содержание

«Котлован» - краткое содержание
Новое

Андрей Платонов — 11 класс — 9 мин.

  • Алексей Патько - молодой рабочий, главный герой повести.
  • Капытан молотила - командир стройки, главарь коллектива.
  • Плеткин - друг Алексея, тоже рабочий.
  • Кожухов - некогда образцовый советский гражданин.
  • Чей-то больной кот - символ духовной пустоты и опустошения.
  • Вощев– работник, проработавший тридцать лет, оказался в яме после увольнения с механического завода. Он задумывается о возможности быть счастливым, поиске истины и смысла жизни.
  • Чиклин– пожилой рабочий, обладающий огромной физической силой, старший среди землекопов. Однажды он находит девочку Настю и забирает ее с собой.
  • Жачев– мастеровой-калека без ног, передвигающийся на тележке, проявляющий «классовую ненависть» – ненавидит буржуазию.
  • Другие персонажи

    • Настя– девочка, которую Чиклин находит рядом с умирающей матерью (дочерью владельца кафельного завода) и забирает с собой.
    • Прушевский– инженер, осуществляющий работы, придумавший идею общепролетарского дома.
    • Сафронов – один из прорабов на стройке, сторонник профсоюзного движения.
    • Козлов – самый неопытный прораб на стройке, избран председателем кооперативного совета.
    • Пашкин – глава профсоюзного совета, чиновник-бюрократ.
    • Медведь – опытный кузнец, прошел путь от ученика до мастера.
    • Активист в деревне.
    Modal window id: popup-professionsbox

    Краткое содержание

    В день тридцатилетия своей личной жизни Вощев оставили без работы на небольшом механическом заводе» из-за его «недостаточной производительности и размышлений в потоке общего труда». Он испытывал сомнения в своей жизни и не мог продолжать работать и двигаться вперед, не зная полного устройства мира, поэтому решил уехать в другой город. После прогулки весь день, вечером он случайно попал на пустырь и заснул в теплой яме.

    В полночь косарь разбудил Вощеву и послал мужчину спать в барак, так как эта «площадь» скоро исчезнет под строительством навсегда.

    На следующее утро мастеровые разбудили Вощеву в бараке. Мужчина объяснил им, что его уволили, и без знания правды он не может работать. Товарищ Сафронов согласился взять Вощева с собой копать яму.

    С оркестром рабочие отправились к пустырю, где инженер уже все отметил для строительства ямы. Вощеву дали лопату. Землекопы приступили к усердной работе, самым слабым из всех был Козлов, который выполнял наименьшее количество работы. Работая рядом с другими, Вощев решает оставаться неотделимым от людей, несмотря ни на что.

    Инженер Прушевский, создатель проекта котлована, надеется, что через год все местные пролетарии будут жить в новом величественном доме, который станет "единственным общепролетарским домом вместо старого города".

    Утром председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин приезжает к землекопам. Увидев начатый котлован, он отмечает, что "темп тих" и требует повышения производительности: "Социализм сможет обойтись и без вас, но вы проживете и умрете зря без него". Скоро Пашкин отправляет новых рабочих.

    Козлов решает перейти на "общественную работу", чтобы избежать тяжелого труда на котловане. Сафронов, наиболее ответственный из рабочих, предлагает установить радио для прослушивания достижений и указаний. Жачев отвечает ему, что "лучше привести за ручку девочку-сиротку, чем иметь твое радио".

    Чиклин приходит к заводу, занимающемуся производством кафеля. Войдя в здание, он обнаруживает лестницу, на которой когда-то его поцеловала хозяйская дочь. Мужчина замечает отдаленную комнату без окон, где лежит умирающая женщина на полу. Рядом сидит девочка, которая обтирает губы матери коркой лимона. Девочка спрашивает у матери, умирает ли она из-за своего буржуазного происхождения или просто от смерти. Мать отвечает: "Мне стало скучно, я устала". Женщина просит девочку никому не говорить о ее происхождении из буржуазной семьи.

    Чиклин целует умирающую женщину и осознает "по сухому вкусу губ", что она - та самая девушка, которая поцеловала его в юности. Мужчина берет девочку с собой.

    "Пашкин обеспечил жилище радиоприемником для рабочих-землекопов", из которого все время слышны требования и лозунги. Жачев и Вощев чувствуют беспричинное стыд от долгих речей по радио.

    Девочку, пришедшую с Чиклиным в барак, заинтересовала карта СССР. Она спросила, что означают на ней меридианы и являются ли они каким-то разделителем для буржуев. На этот вопрос Чиклин ответил утвердительно, надеясь развить в ее голове революционные идеи. Позже вечером Сафронов начал допрашивать девочку, и она рассказала, что до прихода Ленина к власти она не хотела рождаться, боясь стать дочерью буржуя.

    Позже, когда землекопы нашли сто гробов, спрятанных крестьянами, два из них Чиклин подарил девочке. Одну гробницу он использовал как кровать для нее, а другую оставил для ее игрушек.

    "Место для будущего дома было уже готово; осталось только разместить его в котловане"

    Козлов ныне возглавляет главком кооператива и его привязанность к пролетарской массе значительно усилилась. Пашкин сообщает мастеровым о необходимости начать классовую борьбу против деревенских представителей капитализма. Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где они подвергаются убийству. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. В ночь сторожи товарищей размещают трупы в зале сельсовета, где Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета заходит мужчина, чтобы обмыть трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает его до смерти.

    Чиклину доставляют записку от девочки, в которой говорится: "Уничтожайте кулаков как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Приветствие бедному колхозу, а кулакам – нет".

    На Организационном Дворе собралась толпа. Чиклин и Вощев смастерили деревянный плот для уничтожения классов, чтобы на нем отправить "кулацкую часть" по речке в море. В деревне происходят плачи, люди скорбят, забивают скот и объедаются до тошноты, лишь бы не отдать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто будет присоединяться к колхозу, а кто отправится на плот.

    Утром Настя приезжает в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин зовет на помощь медведя - "самого угнетенного батрака", который "раньше бесплатно работал на богачах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне". Медведь знал, в какие избы идти, потому что помнил, у кого он работал. Обнаруженных кулаков сажают на плот и отправляют по реке.

    На Организационном Дворе зазвучала призывающая вперед музыка. Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали с радостью топтаться под мелодии. Народ не уставал плясать до поздней ночи, и Жачеву приходилось укладывать людей на землю, чтобы они могли отдохнуть.

    Вощев собрал по всей деревне отвергнутые предметы и скопил материальные остатки потерянных людей, которые жили без правды. Теперь, составляя список, он стремился найти смысл в жизни людей и отомстить за тех, кто спокойно покоится в земле. Активист записал все это в доходную ведомость и передал Насте в качестве игрушек для подписания.

    Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать еще более усердно. Чиклин помогал ему, и в их трудовом порыве они не замечали, что испортят железо.

    Участники колхоза сожгли все уголь в кузне, израсходовали все имеющиеся железные предметы на полезные изделия и починили все сломанные инструменты. Однако после марша на Организационном Дворе, Настя заболела серьезно.

    Пришла специальная инструкция, в которой указывалось, что активист оказывается врагом партии и его исключают из руководства. В отчаянии он забирает пиджак, отданный Насте, за что Чиклин наносит ему сильный удар кулаком, и активист умирает.

    Елисей, Настя, Чиклин и Жачев возвращаются к яме. Придя на место, они замечают, «что вся яма засыпана снегом, а в жилом помещении было полностью пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре Вощев приезжает с остальными членами колхоза. Увидев мертвую девочку, мужчина не может понять, где же теперь будет коммунизм на земле, если его нет сначала в детском сердце и в безусловной вере.

    После узнав, что мужчины стремятся вступить в пролетариат, Чиклин пришел к выводу, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз следовал за ним и активно рыл землю; все бедные и средние мужчины работали с таким упорством в жизни, будто стремились спастись навсегда в глубине котлована». Жачев отказался помогать, заявив, что он больше не верит во что-либо и намерен убить товарища Пашкина, и быстро скрылся в городе.

    Чиклин выкопал глубокую могилу для Насти, «чтобы никогда не проникал шум жизни с уровня земли», и приготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее, чтобы похоронить, «молотобоец, проснувшись от движения, дал ему прикоснуться к Насте на прощание».

    Что в итоге произошло?

    Вощев привел мужчин из колхоза, которые хотят вступить в пролетариат, и печалится о покойной Насте.

    Чиклин готовит место для похорон Насти - глубокую могилу на дальнем конце котлована и готовит гранитную плиту.

    Жачев не соглашается рыть новый котлован, исчезает в городе и больше не возвращается.

    Настья тяжело заболевает после марша и умирает.

    Заключение

    В романе "Котлован" Андрей Платонов показывает конфликт между индивидуальностью и историческими реалиями. Автор искусно изображает душевное беспокойство и непрерывный поиск героями истины в новой ситуации - когда старое уже уничтожено, а новое еще не создано. Смерть Насти становится разочарованием в светлых надеждах тех, кто работал над котлованом: ребенок, символ будущего, умирает, и теперь некому его строить.

    Содержание квалифицированного изложения «Котлована» Платонова ограничивает только существенные моменты в книге, поэтому, чтобы получить более глубокое понимание истории, рекомендуется ознакомиться со всем ее полным вариантом.

    Комментарии

    Открыть диалоговое окно с формой по клику
    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Для родителей Для подростков

    Определите, что мешает получать пятёрки

    • Оставьте заявку на вводный урок
    • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
    • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость