b733e4

Новгородская республика

Новгородская республика
Новое

Господин Великий Новгород — один из крупнейших городов средневековой Европы, а Новгородская земля, войдя в состав Московского царства при Иване III в 1478 г., удвоила размеры страны. В статье собрали всё самое важное об устройстве Новгородской республики.

Территория и хозяйство

  • По одной из версий, основание Новгорода относят к времени княжения Рюрика, примерно 864 г.

  • Будущая Новгородская республика, населенная славянскими и финно-угорскими племенами, изначально была одним из двух центров образования Древнерусского государства.

  • К середине XII века Новгородские земли простирались на огромные расстояния — от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

  • Кроме Новгорода, важными городами Новгородской земли были Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок и Ладога. Среди них существовала строгая иерархия — все города рассматривались в качестве «пригородов» Новгорода и должны были нести по отношению к нему опредёленные повинности.

  • В Новгородской земле была своя специфика взаимодействия славянских и неславянских племен:

    • неславянские племена (ижора, водь, чудь, карела, весь, печера, югра) долго оставались обособленными, сохраняя традиционный внутренний уклад;

    • основной формой подчинения неславянских племен Новгороду была выплата дани.

  • Новгород претендовал и на сбор дани с племен Восточной Прибалтики. Но с конца XII в. сюда начинают проникать немецкие крестоносцы, с которыми Новгород позднее будет вести постоянную и тяжелую борьбу.

  • В этом регионе были суровые природные условия: холодная зима и короткое дождливое лето. Это не способствовало развитию земледелия, поэтому хлеб приходилось завозить из Низовой Руси (так новгородцы называли земли, лежащие к югу).

  • Жители Новгорода занимались промыслами (охотой, рыболовством, бортничеством), сельским хозяйством, ремёслами и торговлей.

Население Новгорода

  • В XII–XIII вв. Новгород Великий был огромным городом, река Волхов делила его на две стороны — левобережную Софийскую, на которой находился детинец (Кремль) и Софийский собор, и Торговую с рынком и вечевой площадью. Софийская сторона имела три района (конца), а Торговая была поделена на два конца.

  • Реальная власть принадлежала боярам, которые, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси:

    • по происхождению были не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати;

    • владели обширными вотчинами, землевладение не было основано на княжеском пожаловании;

    • помимо сельхозпродуктов, с вотчин получали оброк солью, пушниной, мёдом, воском, моржовой костью, что составляло основу новгородского экспорта;

    • были прочно связано с внешней пушной торговлей, что придавало боярству большую экономическую силу и корпоративную сплочённость;

    • совместно с крупными купцами нередко организовывали дальние экспедиции «ушкуйников» (речных и морских мореплавателей) в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины;

    • вплоть до начала XIII в. (до немецкой угрозы) военные резервы боярства обеспечивали охрану торговых караванов, тысячевёрстных путей и отдаленных факторий-погостов.

  • Купцы выступали торговыми агентами бояр, они:

    • установили тесные экономические и торговые связи со странами Европы, выступая посредниками между государствами Северной Европы и Византией, немецкими землями и арабским Востоком, в самом Новгороде существовали особые иноземные колонии — готландский и немецкий дворы, где жили иностранные купцы с семьями;

    • ранее чем в других городах Руси стали объединяться в братчины — торговые товарищества купцов-суконников, купцов-гречников, купцов-рыбников и т. д., братчины имели уставы и свою казну;

    • из Новгорода вывозили пушнину, кожу, смолу, соль, мёд, воск, оружие и гончарные изделия, а ввозили вина, ткани и ювелирные украшения;

    • не только торговали новгородскими товарами, но и занимались посредничеством, так как купцы-иноземцы должны были продавать свои товары исключительно новгородцам.

  • Основное население составляли ремесленники самых разнообразных специальностей (кузнецы, гончары, и мастера золотых и серебряных дел, щитники, лучники, седельники, гребенщики, гвоздочники и т.п.):

    • ремесло, существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII в. все больше связывалось с рынком;

    • изделия новгородских ремесленников пользовались спросом во всех регионах Руси и за её пределами, новгородских мастеров приглашали на работу в Киев;

    • ремесленники зависели от бояр, работали на них, их дворы нередко располагались на боярских землях;

    • объединений ремесленников, подобных западноевропейским цехам, не существовало.

Получи больше пользы от Skysmart:

Политическая организация

  • Новгород, расположенный на перекрёстке торговых путей, важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы, находился под пристальным вниманием Киева. В то же время удалённость от центра и связи с другими странами способствовали усилению независимости территории и формированию республиканской формы правления.

  • Основные элементы новгородского самоуправления:

    • Вече представляло собой продолжение обязательных «народных собраний», характерных для кровнородственных или территориальных родоплеменных объединений. В XII–XIII веках вече решало вопросы войны и мира, налогов, избирало посадника, приглашало и изгоняло князей. Символом вече был вечевой колокол. Локальные вопросы решало вече городских посадов-концов. На таких собраниях обычно обсуждались вопросы и претензии к исполнительной власти города.

    • Посадник: изначально киевские князья отправляли в Новгород своих несовершеннолетних детей, а вместе с ними посылали военачальников и посадников, которые фактически управляли городом от имени князей. Это способствовало укреплению института посадничества в Новгороде.

      В XII веке посадник стал высшим должностным лицом, ведавшим новгородскими землями и судом, контролировал деятельность князя и руководил внешней политикой. Символом его власти была вечевая трибуна и посох, изображаемые на новгородских печатях.

    • Тысяцкий, традиционная славянская выборная должность, выбирался из нетитулованных землевладельцев и верхушки купечества. Ему поручалось возглавить ополчение города и округи в случае военной опасности. В остальное время контролировал поступление налогов, ведал торговым судом.

    • Староста избирался из крещёных местных жителей выполнял хозяйственно-управленческие функции в организации жизни местных общин (пятин), которые подчинялись одному из концов (районов, посадов).

    • Епископ (позднее архиепископ) вершил церковный суд, хранил казну и архив, опекал летописание, зачастую исполнял роль посла. Только новгородский владыка назначался киевским митрополитом с согласия веча и носил белый клобук.

  • С момента возникновения единого Древнерусского государства Новгород, как и другие русские волости, управлялся великокняжеским наместником, в качестве которого, как правило, выступал старший сын Великого киевского князя. Изначально власть великокняжеского наместника не была разделена, и новгородский князь был един в двух лицах, исполняя одновременно и роль «посадника» Великого князя киевского.

  • В XI в. в Новгороде появилась система «выкармливания» князя, когда новгородцы приглашали к себе юного княжича из семьи влиятельного князя и с ранних лет приучали его к своим боярским порядкам (например, Мстислав Владимирович, сын Мономаха, княжил в Новгороде с 12 лет).

  • В XII веке новгородцы стали сами выбирать посадников из знатного боярства (ранее посадник был доверенным лицом великого князя, посланным из Киева), а в XIII веке утвердился принцип «вольности» новгородцев в выборе князей и посадников.

  • В 1136 г. новгородское вече «указало путь» новгородскому князю Всеволоду, сыну Мстислава Великого и внуку Владимира Мономаха с княжеского стола, предъявив тяжёлые обвинения.

  • После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Эти события стали решающими в процессе освобождения Новгородской земли от власти Великого князя Киевского, который утратил своё влияние, став одним из участников системы городского управления, а Новгород пошёл по пути полной независимости от других русских княжеств, образовав своеобразную аристократическую республику, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, посадник и архиепископ определяли всю внутреннюю и внешнюю политику.

  • 1136 г. стал точкой отсчёта феодальной раздробленности Руси.

Культура Новгорода

  • Новгород обладал высокой для своего времени культурой быта. Он был мощён деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, которая проявлялась в том, что многие новгородцы владели искусством письма на бересте. Берестяные грамоты в изобилии находят археологи при раскопке древних новгородских жилищ. Грамоты посылали друг другу не только бояре и купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к жене, приглашения на похороны, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи. Язык новгородцев отличался от языка центральных русских княжеств, он известен как новгородский диалект.

  • В Новгородской республике основной религией было православие. Константинопольский патриарх отметил верность новгородского епископа Нифонта во время смуты в 1155 году, предоставив ему титул архиепископа. Это дало новгородскому архиерею автономию от Киевского митрополита. В 1352 году константинопольский патриарх Филофей сделал ещё один подарок новгородскому архиепископу Василию — белый куколь (клобук). Позже такой головной убор стал символом всероссийских митрополитов и патриархов. В XIV веке в Новгороде возникло религиозное движение стригольников, которые выступали против церковной иерархии и практики продажи церковных должностей. А в конце XV века в Новгороде зародилось и начало распространяться движение жидовствующих, которое впоследствии проникло и в Москву. Православная церковь осудила это движение как ересь. Среди представителей других народов, населявших Новгородскую республику, было распространено язычество.

  • Формирование новгородской архитектурной школы началось в середине XI века со строительства Софийского собора в Новгороде, отличительными чертами новгородского стиля становятся монументальность, простота и отсутствие чрезмерного декора (Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения возле села Мячино, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и др.).

  • Древнейшим литературным памятником является Новгородская первая летопись, которая содержит описание событий по истории северо-западного края. В XIV веке появляется первое в русской литературе описание путешествия мирянина — «Хождение Стефана Новгородца». А в XV веке создаются произведения легендарно-повествовательного и житийного характера, такие как «Софийский временник», созданный в 1432 году.

  • Для иконописи Новгородской республики характерны простые сюжеты, лаконичность и яркость, чёткий художественный язык, яркий колорит, симметричная композиция и сближение с жизнью. Примеры известных икон Новгородской республики: «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы», «Чудо Георгия о змие» и другие.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость