Территория и хозяйство
-
По одной из версий, основание Новгорода относят к времени княжения Рюрика, примерно 864 г.
-
Будущая Новгородская республика, населенная славянскими и финно-угорскими племенами, изначально была одним из двух центров образования Древнерусского государства.
-
К середине XII века Новгородские земли простирались на огромные расстояния — от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.
-
Кроме Новгорода, важными городами Новгородской земли были Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок и Ладога. Среди них существовала строгая иерархия — все города рассматривались в качестве «пригородов» Новгорода и должны были нести по отношению к нему опредёленные повинности.
-
В Новгородской земле была своя специфика взаимодействия славянских и неславянских племен:
-
неславянские племена (ижора, водь, чудь, карела, весь, печера, югра) долго оставались обособленными, сохраняя традиционный внутренний уклад;
-
основной формой подчинения неславянских племен Новгороду была выплата дани.
-
-
Новгород претендовал и на сбор дани с племен Восточной Прибалтики. Но с конца XII в. сюда начинают проникать немецкие крестоносцы, с которыми Новгород позднее будет вести постоянную и тяжелую борьбу.
-
В этом регионе были суровые природные условия: холодная зима и короткое дождливое лето. Это не способствовало развитию земледелия, поэтому хлеб приходилось завозить из Низовой Руси (так новгородцы называли земли, лежащие к югу).
-
Жители Новгорода занимались промыслами (охотой, рыболовством, бортничеством), сельским хозяйством, ремёслами и торговлей.
Население Новгорода
-
В XII–XIII вв. Новгород Великий был огромным городом, река Волхов делила его на две стороны — левобережную Софийскую, на которой находился детинец (Кремль) и Софийский собор, и Торговую с рынком и вечевой площадью. Софийская сторона имела три района (конца), а Торговая была поделена на два конца.
-
Реальная власть принадлежала боярам, которые, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси:
-
по происхождению были не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати;
-
владели обширными вотчинами, землевладение не было основано на княжеском пожаловании;
-
помимо сельхозпродуктов, с вотчин получали оброк солью, пушниной, мёдом, воском, моржовой костью, что составляло основу новгородского экспорта;
-
были прочно связано с внешней пушной торговлей, что придавало боярству большую экономическую силу и корпоративную сплочённость;
-
совместно с крупными купцами нередко организовывали дальние экспедиции «ушкуйников» (речных и морских мореплавателей) в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины;
-
вплоть до начала XIII в. (до немецкой угрозы) военные резервы боярства обеспечивали охрану торговых караванов, тысячевёрстных путей и отдаленных факторий-погостов.
-
-
Купцы выступали торговыми агентами бояр, они:
-
установили тесные экономические и торговые связи со странами Европы, выступая посредниками между государствами Северной Европы и Византией, немецкими землями и арабским Востоком, в самом Новгороде существовали особые иноземные колонии — готландский и немецкий дворы, где жили иностранные купцы с семьями;
-
ранее чем в других городах Руси стали объединяться в братчины — торговые товарищества купцов-суконников, купцов-гречников, купцов-рыбников и т. д., братчины имели уставы и свою казну;
-
из Новгорода вывозили пушнину, кожу, смолу, соль, мёд, воск, оружие и гончарные изделия, а ввозили вина, ткани и ювелирные украшения;
-
не только торговали новгородскими товарами, но и занимались посредничеством, так как купцы-иноземцы должны были продавать свои товары исключительно новгородцам.
-
-
Основное население составляли ремесленники самых разнообразных специальностей (кузнецы, гончары, и мастера золотых и серебряных дел, щитники, лучники, седельники, гребенщики, гвоздочники и т.п.):
-
ремесло, существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII в. все больше связывалось с рынком;
-
изделия новгородских ремесленников пользовались спросом во всех регионах Руси и за её пределами, новгородских мастеров приглашали на работу в Киев;
-
ремесленники зависели от бояр, работали на них, их дворы нередко располагались на боярских землях;
-
объединений ремесленников, подобных западноевропейским цехам, не существовало.
-
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Политическая организация
-
Новгород, расположенный на перекрёстке торговых путей, важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы, находился под пристальным вниманием Киева. В то же время удалённость от центра и связи с другими странами способствовали усилению независимости территории и формированию республиканской формы правления.
-
Основные элементы новгородского самоуправления:
-
Вече представляло собой продолжение обязательных «народных собраний», характерных для кровнородственных или территориальных родоплеменных объединений. В XII–XIII веках вече решало вопросы войны и мира, налогов, избирало посадника, приглашало и изгоняло князей. Символом вече был вечевой колокол. Локальные вопросы решало вече городских посадов-концов. На таких собраниях обычно обсуждались вопросы и претензии к исполнительной власти города.
-
Посадник: изначально киевские князья отправляли в Новгород своих несовершеннолетних детей, а вместе с ними посылали военачальников и посадников, которые фактически управляли городом от имени князей. Это способствовало укреплению института посадничества в Новгороде.
В XII веке посадник стал высшим должностным лицом, ведавшим новгородскими землями и судом, контролировал деятельность князя и руководил внешней политикой. Символом его власти была вечевая трибуна и посох, изображаемые на новгородских печатях.
-
Тысяцкий, традиционная славянская выборная должность, выбирался из нетитулованных землевладельцев и верхушки купечества. Ему поручалось возглавить ополчение города и округи в случае военной опасности. В остальное время контролировал поступление налогов, ведал торговым судом.
-
Староста избирался из крещёных местных жителей выполнял хозяйственно-управленческие функции в организации жизни местных общин (пятин), которые подчинялись одному из концов (районов, посадов).
-
Епископ (позднее архиепископ) вершил церковный суд, хранил казну и архив, опекал летописание, зачастую исполнял роль посла. Только новгородский владыка назначался киевским митрополитом с согласия веча и носил белый клобук.
-
-
С момента возникновения единого Древнерусского государства Новгород, как и другие русские волости, управлялся великокняжеским наместником, в качестве которого, как правило, выступал старший сын Великого киевского князя. Изначально власть великокняжеского наместника не была разделена, и новгородский князь был един в двух лицах, исполняя одновременно и роль «посадника» Великого князя киевского.
-
В XI в. в Новгороде появилась система «выкармливания» князя, когда новгородцы приглашали к себе юного княжича из семьи влиятельного князя и с ранних лет приучали его к своим боярским порядкам (например, Мстислав Владимирович, сын Мономаха, княжил в Новгороде с 12 лет).
-
В XII веке новгородцы стали сами выбирать посадников из знатного боярства (ранее посадник был доверенным лицом великого князя, посланным из Киева), а в XIII веке утвердился принцип «вольности» новгородцев в выборе князей и посадников.
-
В 1136 г. новгородское вече «указало путь» новгородскому князю Всеволоду, сыну Мстислава Великого и внуку Владимира Мономаха с княжеского стола, предъявив тяжёлые обвинения.
-
После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Эти события стали решающими в процессе освобождения Новгородской земли от власти Великого князя Киевского, который утратил своё влияние, став одним из участников системы городского управления, а Новгород пошёл по пути полной независимости от других русских княжеств, образовав своеобразную аристократическую республику, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, посадник и архиепископ определяли всю внутреннюю и внешнюю политику.
-
1136 г. стал точкой отсчёта феодальной раздробленности Руси.
Культура Новгорода
-
Новгород обладал высокой для своего времени культурой быта. Он был мощён деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, которая проявлялась в том, что многие новгородцы владели искусством письма на бересте. Берестяные грамоты в изобилии находят археологи при раскопке древних новгородских жилищ. Грамоты посылали друг другу не только бояре и купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к жене, приглашения на похороны, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи. Язык новгородцев отличался от языка центральных русских княжеств, он известен как новгородский диалект.
-
В Новгородской республике основной религией было православие. Константинопольский патриарх отметил верность новгородского епископа Нифонта во время смуты в 1155 году, предоставив ему титул архиепископа. Это дало новгородскому архиерею автономию от Киевского митрополита. В 1352 году константинопольский патриарх Филофей сделал ещё один подарок новгородскому архиепископу Василию — белый куколь (клобук). Позже такой головной убор стал символом всероссийских митрополитов и патриархов. В XIV веке в Новгороде возникло религиозное движение стригольников, которые выступали против церковной иерархии и практики продажи церковных должностей. А в конце XV века в Новгороде зародилось и начало распространяться движение жидовствующих, которое впоследствии проникло и в Москву. Православная церковь осудила это движение как ересь. Среди представителей других народов, населявших Новгородскую республику, было распространено язычество.
-
Формирование новгородской архитектурной школы началось в середине XI века со строительства Софийского собора в Новгороде, отличительными чертами новгородского стиля становятся монументальность, простота и отсутствие чрезмерного декора (Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения возле села Мячино, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и др.).
-
Древнейшим литературным памятником является Новгородская первая летопись, которая содержит описание событий по истории северо-западного края. В XIV веке появляется первое в русской литературе описание путешествия мирянина — «Хождение Стефана Новгородца». А в XV веке создаются произведения легендарно-повествовательного и житийного характера, такие как «Софийский временник», созданный в 1432 году.
-
Для иконописи Новгородской республики характерны простые сюжеты, лаконичность и яркость, чёткий художественный язык, яркий колорит, симметричная композиция и сближение с жизнью. Примеры известных икон Новгородской республики: «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы», «Чудо Георгия о змие» и другие.