Что такое залог
Глаголы в английском языке обладают такой грамматической категорией, как залог. Залог глагола в английском языке нужен для того, чтобы показать отношение к действию. Есть два варианта:
Человек или предмет совершает действие сам. То есть конкретное лицо производит действие над объектом. В таком случае это называется активный залог (active voice):
Я сломал свою машину. – I broke my car.
На первый план выходит не действующее лицо, а объект. И действие совершается непосредственно над объектом. То есть сам объект действие не совершает, а подвергается влиянию извне (причем объектом в предложении может быть и человек, и предмет). Такое явление носит название пассивный залог (passive voice) или страдательный:
Машина была сломана. – The car was broken.
Как видите, ничего сложного здесь нет — в русском языке мы регулярно используем пассивный залог. В английском он тоже весьма распространен, вы наверняка уже с ним встречались: при прослушивании песен, чтении каких-либо статей или книг, при просмотре видео.
Давайте еще раз продемонстрируем разницу между активным и пассивным залогом с помощью цитаты:
- We have not passed that subtle line between childhood and adulthood until we move from the passive voice to the active voice – that is, until we have stopped saying “It got lost,” and say, “I lost it.” (Sydney J. Harris)
Мы не пересекли ту тонкую грань между детством и зрелостью, пока мы не перешли от пассивного к активному залогу, а именно, перестали говорить «Оно потерялось» и говорим «Я потерял это». (Сидни Дж. Харрис)
Для чего нужен залог
Некоторые спрашивают, можно ли обойтись без использования залога в своей речи. Теоретически — да. Носители языка, в конце концов, вас поймут. Однако вы рискуете использовать целую группу громоздких предложений и долго объяснять что-то в активном залоге вместо того, чтобы лаконично донести нужное в пассивном. Ко всему прочему, фразы могут звучать не совсем логично, и сама речь в целом будет будет звучать менее естественно.
Кроме того, вы сами можете испытывать затруднения, участвуя в дискуссиях и читая какую-либо информацию с потерей смысла. Пассивный залог, например, хорош тем, что его можно использовать в тех случаях, когда не хочется обвинять кого-то конкретного, а обсудить ситуацию хочется.
Пассивные конструкции также придают высказываниям более вежливый характер. Их часто используют в деловом общении и в различной документации.
Вам не обойтись без пассивного залога, если необходимо работать с описанием правил, законов или научных процессов на английском языке. Информация в подобных источниках подается объективно и независимо от личного мнения говорящего. Сообщать выводы от своего лица крайне нежелательно в таких случаях.
В общем, залоги — вещь полезная, пугаться их не стоит. Тем более, что в этой статье мы подробно разобрали использование активного и пассивного залогов, объяснили, как строить грамматические конструкции в разных временах и снабдили все это понятными примерами.
Предупреждаем: дальше в статье много таблиц! Чтобы быстро подтянуть тему с преподавателем и не закапываться в теорию, приходите на курсы английского языка для школьников.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Прокачивай знания на курсах английского языка.
-
Выбирай из 2600+ репетиторов по английскому языку.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Активный залог в английском языке
Как мы уже выяснили, активный залог показывает действие, которое совершается конкретным лицом или предметом. Фокус в этом залоге именно на том, кто или что выполняет действие. На самом деле, это такие стандартные предложения, которые мы постоянно используем, описывая, что мы что-то сделали.
Схема построения: подлежащее (субъект, производящий действия) + сказуемое (активная форма глагола) + дополнение (объект, на который направлено действие).
В активном залоге можно построить предложения для всех времен английского языка. При условии, что в них главное лицо самостоятельно выполняет действия.
В таблице мы разобрали формы образования активного залога, заодно и вспомнили систему времен английского языка. Посмотрите внимательно и убедитесь, что вы регулярно используете активный залог, возможно, даже не зная, что это именно он.
|
|||
Время |
Утвердительное предложение |
Отрицание |
Вопрос |
|
|||
Simple |
инфинитив (для формы 3 лица - используем инфинитив + окончание s (-es) |
don’t / doesn’t + инф. |
Do / does + инфинитив? |
Simple |
My sister writes fairy tales for children. Моя сестра пишет сказки для детей. We write tests every Monday. Мы пишем тесты каждый понедельник. |
My sister doesn’t write fairy tales for children. Моя сестра не пишет сказки для детей. We don’t write tests every Monday. Мы не пишем тесты каждый понедельник. |
Does your sister write fairy tales for children? Твоя сестра пишет сказки для детей? Do we write tests every Monday? Мы пишем тесты каждый понедельник? |
Continuous |
am/are/is + глагол с окончанием -ing |
am/are/is + not + глагол с окончанием -ing |
am/are/is + глагол с окончанием -ing ? |
Continuous |
Now I am cooking pancakes. Сейчас я готовлю блины. We are doing a school project now. Мы занимаемся школьным проектом. |
Now I am not cooking pancakes. Сейчас я не готовлю блины. We are not (aren’t) doing a school project now. Мы не занимаемся школьным проектом. |
Are you cooking pancakes now? Ты сейчас готовишь блины? Are we doing a school project now? Мы делаем сейчас школьный проект? |
Perfect |
has/have + глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола |
has/have + not + глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола |
has/have + глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола ? |
Perfect |
She has already solved this problem. Она уже решила эту проблему. I have already cleaned these rooms. Я уже убрал эти комнаты. |
Она еще не решила эту проблему. I have not (haven’t) cleaned these rooms yet. Я еще не убрал эти комнаты. |
Has she solved this problem already? Она уже решила эту проблему? Have you cleaned these rooms already? Ты уже убрал эти комнаты? |
Perfect Continuous |
has/have + been + глагол с окончанием -ing |
has/have + not + been + глагол с окончанием -ing |
has/have + been + глагол с окончанием -ing |
Perfect Continuous |
I have been writing my poem for an hour. Я пишу свое стихотворение уже час. She has been waiting for me for ten minutes. Она прождала меня 10 минут. |
I haven’t been writing my homework for half an hour. Я не пишу свое стихотворение уже час. She hasn’t been waiting for me for ten minutes. Она не ждала меня 10 минут. |
Have you been writing your homework for half an hour? Ты пишешь свое стихотворение уже час? Has she been waiting for you for ten minutes? Она прождала тебя 10 минут? |
|
|||
Simple |
инфинитив + окончание -d/—ed или 2 форма глагола |
didn’t + инфинитив |
Did + инфинитив ? |
Simple |
My friend wrote fairy tales for children. Мой друг писал сказки для детей. They wrote tests every Friday. Они писали тесты каждую пятницу. |
My friend didn’t write fairy tales for children. Мой друг не писал сказки для детей. They didn’t write tests every Friday. Они не писали тесты каждую пятницу. |
Did your friend write fairy tales for children? Твой друг писал сказки для детей? Did they write tests every Friday? Они писали тесты каждую пятницу? |
Continuous |
was/were + глагол с окончанием -ing |
was/were + not + глагол с окончанием -ing |
was/were + глагол с окончанием -ing? |
Continuous |
At 8 a.m. I was cooking pancakes. В 8 утра я готовила блины. We were doing a school newspaper at 4 p.m. В 4 часа мы делали школьную газету. |
В 8 утра я не готовила блины. We were not (weren’t) doing a school newspaper at 4 p.m. В 4 часа мы не делали школьную газету. |
Were you cooking pancakes at 8 p.m.? Ты готовила блины в 8 утра? Were you doing a school newspaper at 4 p.m.? Вы делали школьную газету в 4 часа? |
Perfect |
had+ глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола |
had + not + глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола |
had+ глагол в прошедшем времени с окончанием -d/-ed ИЛИ 3 форма глагола? |
Perfect |
By that time she had solved this problem. К тому времени она решила эту проблему. |
By that time she had not (hadn’t) solved this problem yet. К тому времени она еще не решила эту проблему. |
Had she solved this problem by that time? Она решила проблему к тому времени? |
Perfect Continuous |
had + been + глагол с окончанием -ing |
had + not + been + глагол с окончанием -ing |
had + been + глагол с окончанием -ing |
Perfect Continuous |
I had been writing my homework since 5 o’clock. Я писал свою домашнюю работу c 5 часов. |
I hadn’t been writing my homework since 5 o’clock. Я не писал свою домашнюю работу с 5 часов. |
Had you been writing your homework since 5 o’clock? Ты писал свою домашнюю работу с 5 часов? |
|
|||
Simple |
will + инфинитив |
will + not + инфинитив |
will + инфинитив |
Simple |
My friend will write fairy tales for children. Мой друг будет писать сказки для детей. |
Мой друг не будет писать сказки для детей. |
Will your friend write fairy tales for children? Будет твой друг писать сказки для детей? |
Continuous |
will + be + глагол с окончанием -ing |
will + not + be + глагол с окончанием -ing |
will + be + глагол с окончанием -ing |
Continuous |
I will be cooking pancakes at this time. Я буду готовить блины в это время. |
I won’t be cooking pancakes at this time. Я не буду готовить блины в это время. |
Will you be cooking pancakes at this time? Ты будешь готовить блины в это время? |
Perfect |
will + have + глагол с окончанием -d/-ed или глагол 2 формы |
will + not + have + глагол с окончанием -d/-ed или глагол 2 формы |
will + have + глагол с окончанием -d/-ed или глагол 2 формы? |
Perfect |
She will have solved this problem by 7 o’clock tomorrow. Она решит эту проблему завтра к 7 часам. |
She won’t have solved this problem by 7 o’clock tomorrow. Она не решит эту проблему завтра к 7 часам. |
Will she have solved this problem by 7 o’clock tomorrow? Она решит эту проблему завтра к 7 часам? |
Perfect Continuous |
will + have + been + глагол с окончанием -ing форма |
will + not + have + been + глагол с окончанием -ing форма |
will + have + been + глагол с окончанием -ing форма |
Perfect Continuous |
I will have been writing my homework from 5 to 6 o’clock. Я буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов. |
I won’t have been writing my homework from 5 till 6 o’clock. Я не буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов. |
Will you have been writing your homework from 5 till 6 o’clock? Ты будешь писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов? |
Пассивный залог в английском языке
Напомним, что главное отличие пассивного залога от активного в том, что здесь акцент на действие, которое совершается над объектом (а не самим объектом). Объектом может выступать человек или предмет.
Пассивный залог используется в конкретных случаях — давайте их рассмотрим.
Факт совершения действия гораздо важнее, чем его исполнитель.
В этом примере подлежащее обозначает предмет (полотенца), который подвержен действию со стороны кого-либо (исполнитель нам неизвестен), а сам при этом ничего не выполняет. В данном случае факт того, что полотенцами не пользовались, куда важнее для говорящего, чем то, кто именно ими не воспользовался. Мы не знаем, кто совершил действие
То есть что-то произошло, опять-таки важен сам факт произошедшего. Но в данном случае нам не то, чтобы не важно кто это сделал — мы просто не знаем. Когда мы не хотим говорить, кто именно это сделал. Например, если произошло что-то плохое, и мы не хотим никого обвинять.
|
Как построить пассивный залог
Рассмотрим общие правила, а потом разберем подробно форму пассивного глагола для каждого времени
- Ставим предмет/человека, над которым совершается действие на первое место в предложении:
- A boх (коробка)
- A car (машина)
- Animals (животные)
- Ставим на второе место глагол to be в нужном времени.
- Present Simple (простое настоящее время) — am, are, is
- Past Simple (простое прошедшее время) — was, were
- Future Simple (простое будущее время) — will be
Например:
- A boх is…. Коробка доставлена.
- A car was…. Машина была….
- Animals will be…. Животные будут…
- Само действие (глагол), которое совершается над объектом, ставим в форму причастия прошедшего времени (Past Participle).
Напомним, что в английском языке есть правильные и неправильные глаголы. Поэтому, в зависимости от глагола мы:
- либо добавляем окончание -ed, если глагол правильный (cook – cooked),
- либо глагол его в 3-ю форму, если глагол неправильный (break – broken)
Например:
- A box is delivered. Коробка доставляется .
- A car was sold. Машина продана.
- Animals will be saved. Животные будут спасены.
- Если необходимо упомянуть, что действие совершается кем-то или с помощью чего-то, то используем предлоги by и with.
Если действие осуществляется при помощи какого-либо предмета, то используется предлог with. Мы ставим with в конец предложения, а после него сам инструмент (with a knife, with a pen)
- The streets are covered with snow. – Улицы покрыты снегом.
- The picture will be painted with a pencil. – Картина будет нарисована карандашом.
Если действие осуществляется при помощи какого-либо человека или группы людей, то мы используем предлог by. Мы ставим его в конце предложения, а после него действующее лицо (by Tom, by Mary)
- The documents were sent by teacher. – Документы отправлены учителем.
- They were asked about the concert by journalists yesterday – Вчера журналисты спросили их о концерте.
Вот, как образуется страдательный залог в разных временах английского.
|
|||
Время |
Утвердительное предложение |
Отрицание |
Вопрос |
|
|||
Simple |
|
|
am/are/is + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме + ? |
Simple |
This fairy tale is written by my friend. Эта сказка написана моим другом. These tests are written by us every Friday. Эти тесты пишутся нами каждую пятницу. |
This fairy tale isn’t written. Эта сказка не написана. These tests aren’t written by us every Friday. Эти тесты не пишутся нами каждую пятницу. |
Is this fairy tale written by your friend? Эта сказка написана твоим другом? Are these tests written every Friday? Эти тесты пишут каждую пятницу? |
Continuous |
am/are/is + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
am/are/is + not + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
am/are/is + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме + ? |
Continuous |
Pancakes are being cooked now. Блины сейчас готовятся. The school newspaper is being done now. Школьная газета сейчас делается. |
Pancakes aren’t being cooked now. Блины сейчас не готовятся. The school newspaper isn’t being done now. Школьная газета сейчас не делается. |
Are pancakes being cooked now? Блины сейчас готовятся? Is the school newspaper being done now? Школьная газета сейчас делается? |
Perfect |
|
have/has + not + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
have/has + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме? |
Perfect |
The problem has already been solved. Эта проблема уже решена. The rooms have been cleaned. Комнаты убраны. |
The problem hasn’t been solved yet. Эта проблема еще не решена. The rooms haven’t been cleaned yet. Комнаты еще не убраны. |
Эта проблема решена? Have the rooms been cleaned already? Комнаты уже убраны? |
|
|||
Simple |
was/were + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
was/were + not + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
was/were + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме ? |
Simple |
This fairy tale was written by my friend. Эта сказка была написана моим другом. These tests were written by us every Friday. Эти тесты писались нами каждую пятницу. |
This fairy tale wasn’t written by my friend. Эта сказка не была написана моим другом. These tests weren’t written every Friday. Эти тесты не писались каждую пятницу. |
Was this fairy tale written by your friend? Эта сказка была написана твоим другом? Were these tests written every Friday? Эти тесты писались каждую пятницу? |
Continuous |
was/were + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
was/were + not + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
was/were + being + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
Continuous |
Pancakes were being cooked. Блины готовились. The school newspaper was being done at that moment. Школьная газета как раз делалась в тот момент. |
Pancakes weren’t being cooked at that moment. В тот момент блины не готовились. The school newspaper wasn’t being done at that moment. Школьная газета в тот момент не делалась. |
Were the pancakes being cooked at that moment? Блины в тот момент готовились? Was the school newspaper being done at that moment? В тот момент делали школьную газету? |
Perfect |
had + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
had + not + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
had + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме ? |
Perfect |
The problem had been solved by that time. К тому времени проблема была решена. |
The problem hadn’t been solved by that time. К тому времени проблема была решена. |
Had the problem been solved by that time? Проблема была решена к тому времени? |
|
|||
Simple |
will + be + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
will + be + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
will + be + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме? |
Simple |
This fairytale will be written by my friend. Эта сказка будет написана моим другом. |
This fairytale won’t be written by my friend. Эта сказка не будет написана моим другом. |
Will this fairytale be written by your friend? Эта сказка будет написана моим другом? |
Perfect |
will + have + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме |
will + have + been + глагол с окончанием -d/-ed или глагол в 3 форме? |
Perfect |
The problem will have been solved. Проблема будет решена. |
The problem won’t have been solved. Проблема не будет решена. |
Will the problem have been solved? Проблема будет решена? |