Безусловные и условные рефлексы
Рефлексы бывают безусловными (врождёнными) и условными (приобретёнными).
Безусловные рефлексы
Безусловные (врождённые) рефлексы — стабильные, врождённые ответные действия организма на определённые воздействия из окружающей среды. Эти реакции не требуют предварительного обучения или специальных условий для их проявления.
Классификация безусловных рефлексов |
||
---|---|---|
Основание классификации |
Вид рефлекса |
Пример |
Сложность |
Простой |
Рефлекс отдёргивания руки от включенного утюга |
Сложный |
Регуляция гомеостаза |
|
Биологическое значение |
Пищевой |
Слюноотделительный рефлекс при виде пищи |
Половой |
Эрекция |
|
Оборонительный |
Защита руками при угрозе удара |
|
Ориентировочно-исследовательский |
Реакция на громкий звук |
|
Отношение к раздражителю |
Биологически положительный |
Поиск пищи по запаху |
Биологически отрицательный |
Стремление уйти от источника шума |
Рефлекторные дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются на протяжении всей жизни.
Условные рефлексы
Условные (приобретённые) рефлексы — это реакции организма, которые формируются в процессе жизни.
В отличие от безусловных, условные рефлексы требуют предварительного обучения и возникают в результате установления связи между условным (нейтральным) и безусловным (естественным) стимулами.
Классификация условных рефлексов |
|
---|---|
Вид рефлекса |
Пример |
Пищевой |
Собака слышит звонок перед кормлением. Со временем она начинает выделять слюну при звонке, даже если еда отсутствует. |
Оборонительный |
Человек отдёргивает руку при виде предмета, похожего на змею, после неприятного опыта укуса. |
Эмоциональный |
Ребёнок испытывает радость при виде упаковки с подарком, ассоциируя её с приятными событиями. |
Условные рефлексы играют важную роль в процессах обучения и адаптации к изменениям в окружающей среде.
Рефлекторная дуга
Рефлекторная дуга — это путь, по которому проходит нервный рефлекс.
Рефлекторная дуга состоит из пяти элементов:
-
Рецептор — нервное окончание, расположенное в органах чувств и во внутренних органах. Здесь под воздействием раздражителей возникает возбуждение, которое преобразуется в нервный импульс.
-
Чувствительный путь, по которому импульс передаётся от рецептора в спинной или головной мозг (образован чувствительным нейроном).
-
Участок ЦНС — в осуществлении рефлекса участвует вставочный нейрон головного или спинного мозга.
-
Двигательный путь, по которому импульс передаётся от ЦНС к рабочему органу (образован двигательными нейронами).
-
Рабочий орган — мышца или железа.
Рефлекторные дуги представляют собой пути передачи нервных сигналов от органов чувств к мышцам или железам. Они бывают разных типов:
-
Моносинаптические (простые) — самые базовые рефлекторные дуги, включают всего два нейрона и один синапс. Примером может служить реакция на удар по коленной чашечке.
-
Полисинаптические (сложные) — в них участвуют дополнительные интернейроны, создавая более сложные пути. Например, отдёргивание руки от горячего предмета.
-
Вегетативные — эти дуги контролируют автоматические функции тела, такие как сердцебиение и дыхание.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Нейроны
Нейрон — основная структурная и функциональная (то есть элементарная) единица нервной ткани.
На рисунке показано строение нейрона. Его отличительной чертой являются множественные отростки. Также стоит отметить, что нейроны всегда имеют только одно ядро.
-
Аксон — длинный отросток нейрона, покрыт миелиновой оболочкой. Передает информацию от тела нейрона. Такое направление называется центробежным.
-
Дендриты — короткие, сильно ветвящиеся отростки нейрона, несут информацию к нейрону. Такое направление называют центростремительным.
-
Миелиновая оболочка — электроизолирующая оболочка, покрывающая отростки многих нейронов.
-
Клеточное тело нейрона (сома) — тело нейрона, где расположено множество органелл.
-
Ядро — это центральная часть нейрона, которая находится в клеточном теле и отвечает за выработку энергии для функционирования нервной клетки.
Синапсы
Информация в нервной системе передается с помощью нервного импульса — электрической волны, бегущей по отросткам нейронов. Чтобы передавать информацию от клетки к клетке, а также к исполнительным органам (мышцам, железам), существуют специальные контакты, которые называются синапсами.
Синапс ― место соединения аксона одной нервной клетки с дендритом (или телом) другой, а также с мышечным волокном или секретирующей железой.
Когда нервный импульс достигает конца аксона предыдущего нейрона, он вызывает высвобождение нейромедиаторов в синаптическую щель — пространство между нейронами. Эти химические вещества пересекают синаптическую щель и связываются с рецепторами на мембране следующего нейрона, вызывая изменения в электрическом потенциале этой клетки. Это может привести к возникновению нового нервного импульса, который будет передан дальше по нервной системе.
Синапсы бывают двух основных типов:
-
Наиболее распространены химические синапсы, в которых передача сигнала происходит через химические медиаторы.
-
Менее распространены электрические синапсы, в которых передача сигнала происходит напрямую через ионные каналы, соединяющие два нейрона.
Также встречаются смешанные синапсы, в которых возбуждение передаётся посредством и медиаторов, и ионов.
Синапсы играют ключевую роль в обработке информации в нервной системе, обучении и памяти.
Возбуждение и торможение
Возбуждение и торможение — это ключевые процессы, которые управляют активностью нейронов в нашей нервной системе.
-
В процессе возбуждения нейрон активизируется, что приводит к снижению его мембранного потенциала. Это обычно происходит из-за входа положительно заряженных ионов, таких как натрий, в клетку, что может вызвать возникновение нервного импульса.
-
В процессе торможения нейрон подавляется, что приводит к увеличению его мембранного потенциала. Это может быть вызвано выходом положительно заряженных ионов или входом отрицательно заряженных ионов, например хлора, что предотвращает возникновение нервного импульса.
Процессы возбуждения и торможения обеспечивают точную регуляцию активности нейронов, позволяя им адекватно реагировать на входящие сигналы и поддерживать необходимое равновесие активации и подавления в мозге. Это влияет на все аспекты нашей нервной деятельности: от базовых рефлексов до сложных процессов мышления и запоминания.
Примеры рефлексов
-
Детский подводный рефлекс: до определенного возраста дети обладают способностью инстинктивно задерживать дыхание под водой. Это связано с рефлекторным сужением голосовой щели и надгортанника, предотвращающим попадание воды в легкие.
-
Лень как защита: лень может быть рефлекторной реакцией на ограничения, способом внутреннего сопротивления, когда организм стремится избежать стресса.
-
Феномен «кино для заключённого»: в темноте мозг может генерировать визуальные образы, что является реакцией на психологическое напряжение или внешние факторы.
-
Польза любопытства: ориентировочный рефлекс стимулирует постоянное изучение нового, что способствует долголетию и благополучию.
-
Рефлекс «горшка»: звуки воды могут вызывать у людей рефлекторное желание посетить туалет, что связано с детскими воспоминаниями.
-
Нырятельный рефлекс: при контакте лица с холодной водой сердцебиение замедляется, что является частью защитной реакции организма.
-
Эмоциональные мурашки: реакция на резкую смену эмоций может проявляться через физические ощущения, такие как мурашки или озноб.
-
Эмоциональное заражение: мозг способен «заражаться» чужими эмоциями, принимая их за свои.
-
Вестибулоокулярный рефлекс: этот рефлекс помогает сохранять фокусировку взгляда при поворотах головы.
-
Световой чихательный рефлекс: некоторые люди чихают при взгляде на яркий свет, что является наследственной особенностью.