b733e4

Рефлекс и рефлекторная дуга

Рефлекс и рефлекторная дуга
1.1K

Рефлекс — это реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, и осуществляются посредством рефлекторной дуги.

Безусловные и условные рефлексы

Рефлексы бывают безусловными (врождёнными) и условными (приобретёнными).

Безусловные рефлексы

Безусловные (врождённые) рефлексы — стабильные, врождённые ответные действия организма на определённые воздействия из окружающей среды. Эти реакции не требуют предварительного обучения или специальных условий для их проявления.

Безусловный рефлекс

Классификация безусловных рефлексов

Основание классификации

Вид рефлекса

Пример

Сложность

Простой

Рефлекс отдёргивания руки от включенного утюга

Сложный

Регуляция гомеостаза

Биологическое значение

Пищевой

Слюноотделительный рефлекс при виде пищи

Половой

Эрекция

Оборонительный

Защита руками при угрозе удара

Ориентировочно-исследовательский

Реакция на громкий звук

Отношение к раздражителю

Биологически положительный

Поиск пищи по запаху

Биологически отрицательный

Стремление уйти от источника шума

Рефлекторные дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются на протяжении всей жизни.

Условные рефлексы

Условные (приобретённые) рефлексы — это реакции организма, которые формируются в процессе жизни.

В отличие от безусловных, условные рефлексы требуют предварительного обучения и возникают в результате установления связи между условным (нейтральным) и безусловным (естественным) стимулами.

Условный рефлекс

Классификация условных рефлексов

Вид рефлекса

Пример

Пищевой

Собака слышит звонок перед кормлением. Со временем она начинает выделять слюну при звонке, даже если еда отсутствует.

Оборонительный

Человек отдёргивает руку при виде предмета, похожего на змею, после неприятного опыта укуса.

Эмоциональный

Ребёнок испытывает радость при виде упаковки с подарком, ассоциируя её с приятными событиями.

Условные рефлексы играют важную роль в процессах обучения и адаптации к изменениям в окружающей среде.

Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга — это путь, по которому проходит нервный рефлекс.

Рефлекторная дуга состоит из пяти элементов:

  1. Рецептор — нервное окончание, расположенное в органах чувств и во внутренних органах. Здесь под воздействием раздражителей возникает возбуждение, которое преобразуется в нервный импульс.

  2. Чувствительный путь, по которому импульс передаётся от рецептора в спинной или головной мозг (образован чувствительным нейроном).

  3. Участок ЦНС — в осуществлении рефлекса участвует вставочный нейрон головного или спинного мозга.

  4. Двигательный путь, по которому импульс передаётся от ЦНС к рабочему органу (образован двигательными нейронами).

  5. Рабочий орган — мышца или железа.

Рефлекторная дуга

Рефлекторные дуги представляют собой пути передачи нервных сигналов от органов чувств к мышцам или железам. Они бывают разных типов:

  1. Моносинаптические (простые) — самые базовые рефлекторные дуги, включают всего два нейрона и один синапс. Примером может служить реакция на удар по коленной чашечке.

  2. Полисинаптические (сложные) — в них участвуют дополнительные интернейроны, создавая более сложные пути. Например, отдёргивание руки от горячего предмета.

  3. Вегетативные — эти дуги контролируют автоматические функции тела, такие как сердцебиение и дыхание.

Получи больше пользы от Skysmart:

Нейроны

Нейрон — основная структурная и функциональная (то есть элементарная) единица нервной ткани.

Строение нейрона

На рисунке показано строение нейрона. Его отличительной чертой являются множественные отростки. Также стоит отметить, что нейроны всегда имеют только одно ядро.

  1. Аксон — длинный отросток нейрона, покрыт миелиновой оболочкой. Передает информацию от тела нейрона. Такое направление называется центробежным.

  2. Дендриты — короткие, сильно ветвящиеся отростки нейрона, несут информацию к нейрону. Такое направление называют центростремительным.

  3. Миелиновая оболочка — электроизолирующая оболочка, покрывающая отростки многих нейронов.

  4. Клеточное тело нейрона (сома) — тело нейрона, где расположено множество органелл.

  5. Ядро — это центральная часть нейрона, которая находится в клеточном теле и отвечает за выработку энергии для функционирования нервной клетки.

Синапсы

Информация в нервной системе передается с помощью нервного импульса — электрической волны, бегущей по отросткам нейронов. Чтобы передавать информацию от клетки к клетке, а также к исполнительным органам (мышцам, железам), существуют специальные контакты, которые называются синапсами.

Синапс ― место соединения аксона одной нервной клетки с дендритом (или телом) другой, а также с мышечным волокном или секретирующей железой.

Когда нервный импульс достигает конца аксона предыдущего нейрона, он вызывает высвобождение нейромедиаторов в синаптическую щель — пространство между нейронами. Эти химические вещества пересекают синаптическую щель и связываются с рецепторами на мембране следующего нейрона, вызывая изменения в электрическом потенциале этой клетки. Это может привести к возникновению нового нервного импульса, который будет передан дальше по нервной системе.

Синапсы бывают двух основных типов:

  • Наиболее распространены химические синапсы, в которых передача сигнала происходит через химические медиаторы.

  • Менее распространены электрические синапсы, в которых передача сигнала происходит напрямую через ионные каналы, соединяющие два нейрона.

Также встречаются смешанные синапсы, в которых возбуждение передаётся посредством и медиаторов, и ионов.

Синапсы играют ключевую роль в обработке информации в нервной системе, обучении и памяти.

Возбуждение и торможение

Возбуждение и торможение — это ключевые процессы, которые управляют активностью нейронов в нашей нервной системе.

  • В процессе возбуждения нейрон активизируется, что приводит к снижению его мембранного потенциала. Это обычно происходит из-за входа положительно заряженных ионов, таких как натрий, в клетку, что может вызвать возникновение нервного импульса.

  • В процессе торможения нейрон подавляется, что приводит к увеличению его мембранного потенциала. Это может быть вызвано выходом положительно заряженных ионов или входом отрицательно заряженных ионов, например хлора, что предотвращает возникновение нервного импульса.

Процессы возбуждения и торможения обеспечивают точную регуляцию активности нейронов, позволяя им адекватно реагировать на входящие сигналы и поддерживать необходимое равновесие активации и подавления в мозге. Это влияет на все аспекты нашей нервной деятельности: от базовых рефлексов до сложных процессов мышления и запоминания.

Примеры рефлексов

  1. Детский подводный рефлекс: до определенного возраста дети обладают способностью инстинктивно задерживать дыхание под водой. Это связано с рефлекторным сужением голосовой щели и надгортанника, предотвращающим попадание воды в легкие.

  2. Лень как защита: лень может быть рефлекторной реакцией на ограничения, способом внутреннего сопротивления, когда организм стремится избежать стресса.

  3. Феномен «кино для заключённого»: в темноте мозг может генерировать визуальные образы, что является реакцией на психологическое напряжение или внешние факторы.

  4. Польза любопытства: ориентировочный рефлекс стимулирует постоянное изучение нового, что способствует долголетию и благополучию.

  5. Рефлекс «горшка»: звуки воды могут вызывать у людей рефлекторное желание посетить туалет, что связано с детскими воспоминаниями.

  6. Нырятельный рефлекс: при контакте лица с холодной водой сердцебиение замедляется, что является частью защитной реакции организма.

  7. Эмоциональные мурашки: реакция на резкую смену эмоций может проявляться через физические ощущения, такие как мурашки или озноб.

  8. Эмоциональное заражение: мозг способен «заражаться» чужими эмоциями, принимая их за свои.

  9. Вестибулоокулярный рефлекс: этот рефлекс помогает сохранять фокусировку взгляда при поворотах головы.

  10. Световой чихательный рефлекс: некоторые люди чихают при взгляде на яркий свет, что является наследственной особенностью.

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость