Как подготовиться к ЕГЭ по биологии

Как подготовиться к ЕГЭ по биологии
Новое

Если в будущем вы видите себя врачом, ЕГЭ по биологии не избежать. Этот экзамен не из простых, но при должной подготовке всё точно получится. А мы поможем: расскажем всё о его структуре, разберём сложные заданий и критерии.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Из чего будет состоять ЕГЭ по биологии в 2025 году

КИМ по биологии включают 28 заданий, разделённых на 2 части. 1 часть экзамена по биологии состоит из 21 задания, среди которых будут:

  • 1 задание, где нужно проанализировать информацию в виде картинки или таблицы;
  • 2 задания, где попросят дополнить недостающую информацию в таблице;
  • 2 задания, в которых предложат решить биологические задачи по цитологии и генетике;
  • 3 задания, в которых нужно будет установить последовательность биологических процессов, явлений и т. д.;
  • 3 задания, где предложат найти ответ по изображению;
  • 4 задания, в которых ученик должен установить соответствия элементов 2–3 множеств;
  • 6 заданий, где нужно выбрать несколько пунктов из списка.

2 часть экзамена посвящена заданиям с развёрнутым ответом. Там учеников ждут темы и вопросы высокой сложности:

  • Задания №22 и №23 — нужно ответить на вопросы о планировании, проведении и анализе биологических экспериментов;
  • Задание №24 — попросят проанализировать рисунок и ответит на вопросы;
  • Задания №25 и №26 — нужно будет выполнить задания по блокам «‎Система и многообразие органического мира», а также «‎Эволюция живой природы»;
  • Задания №27 и №28 — ученики должны будут решить задачи по цитологии и генетике.

Распределение заданий и баллов по частям ЕГЭ по биологии

Части

Типы заданий

Количество заданий

Первичные баллы

Часть 1

С кратким ответом

21

36

Часть 2

С развёрнутым ответом

7

21

Итого

28

57

При этом в экзамене будет 14 заданий базового, 8 — повышенного и 6 — высокого уровня сложности. За первую категорию можно получить максимум 22 первичных балла, за вторую — 17, за третью — 18

На выполнение всех заданий у школьников, сдающих биологию, будет 3 часа 55 минут или 235 минут.

Что изменится в ЕГЭ по биологии с прошлого года

В 2025 году экзамен по биологии ничем не будет отличаться от того, что ребята сдавали в прошлом году. Можно спокойно готовиться: все критерии, банки заданий и материалы остаются актуальными.

Разбор сложных заданий ЕГЭ по биологии 2025 года

Задание №6

Традиционно это всегда задание на проверку теории из блока общей биологии, поэтому оно может быть самым разнообразным. Исходя из результатов ЕГЭ 2024, задание на бивалент вызвало наибольшие трудности. Его и разберём.

Задание №6 на ЕГЭ по биологии

Установите соответствие между характеристиками и элементами бивалента, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Элементы бивалента

  1. располагается на экваторе клетки во время метафазы первого деления мейоза;
  2. будет двигаться к полюсу в анафазе первого деления мейоза;
  3. образуется в результате конъюгации;
  4. в конце второго деления мейоза станет самостоятельной хромосомой;
  5. содержит две молекулы ДНК;
  6. состоит из двух гомологичных хромосом.
  1. 1
  2. 2
  3. 3

Частые ошибки:

  1. Нет чёткого понимания темы, ученик не знает разницу между понятиями «бивалент», «двухроматидная хромосома», «хроматида».
  2. При решении ученик не идёт последовательно от пункта к пункту, поэтому по итогу возникает путаница при переносе ответов в бланк. Будьте внимательны!
  3. Есть заблуждение, что обязательно должно быть одинаковое количество в соответствии позиций 1, 2 и 3. Но это не так.

Решение:

Прежде чем решать подобные задания, сперва необходимо начать с чёткого понимания, что вы видите на рисунке. Конкретно в этом задании перед нами бивалент.

Бивалент — это структура, которая содержит 4 хроматиды или 2 гомологичные хромосомы.

В её составе 4 молекулы ДНК, т. к. 1 хроматида — это 1 молекула ДНК. Двухроматидная хромосома, соответственно, — это 2 молекулы ДНК.

Хроматида — это составная часть хромосомы, которая является 1 молекулой ДНК.

Затем нужно определить, что именно обозначено под соответствующими цифрами, ведь иначе задание решить станет невозможно:

1 — двухроматидная хромосома;

2 — бивалент;

3 — хроматида;

4 — теломера, т. е. концевой участок хромосомы;

5 — хиазма;

6 — центромера.

После этого приступаем к распределению характеристик и соответствующих элементов:

  1. Располагается на экваторе клетки во время метафазы первого деления — это бивалент (2);
  2. Будет двигаться к полюсу в анафазе 1 деления мейоза — это двухроматидная хромосома (1);
  3. Образуется в результате конъюгации — это бивалент (2);
  4. В конце второго деления мейоза становится самостоятельной хромосомой — это хроматида (3);
  5. Содержит 2 молекулы ДНК — это двухроматидная хромосома (1);
  6. Состоит из двух гомологичных хромосом — это бивалент (2).

Ответ: 212312.

Задание №8

В этом задании необходимо установить последовательность общебиологических событий. Оценивается задание в 2 балла, но сложность состоит в том, что если мы перепутаем даже две позиции в ответе, то уже получим 0 баллов.

Установите последовательность этапов трансляции. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

  1. вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру
  2. тРНК связывается с первым кодоном
  3. возникновение пептидной связи между аминокислотами
  4. формирование комплекса: малая субъединица рибосомы, иРНК
  5. перемещение рибосомы на один кодон
  6. дипептид в пептидильном центре

Лайфхак для решения:

Частая проблема с 8 заданием заключается в том, что ученику тяжело определить, что было в начале, а что — в конце процесса. Тут поможет метод с анализом каждого пункта относительно предыдущего.

То есть анализируем 1 и 2 пункт и определяем, что было раньше. Однозначно, что тРНК связывается с первым кодоном до того, как вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру. Теперь рассмотрим (3) пункт — возникновение пептидной связи между аминокислотами. Это произошло точно после того, как в рибосоме уже стало две аминокислоты. Значит, это будет после 2 и 1 события. Следовательно, у нас уже есть порядок 213.

Приступаем к анализу (4) — формирование комплекса: малая субъединица рибосомы, иРНК. Становится ясно, что это было в самом начале нашей цепочки, ведь тут у нас даже нет молекулы тРНК. Ответ уже 4213.

В конце так же разбираем оставшиеся позиции. Тут нам приходится анализировать события друг относительно друга.

Это важно

В конце советуем всегда пересчитывать готовую последовательность, чтобы определить, сходится логическая цепочка ответа или нет.

Решение:

Для начала определимся, что такое трансляция, чтобы вспомнить последовательность событий.

Трансляция — это процесс строительства белковой молекулы на матрице иРНК в цитоплазме на рибосомах

Теперь определяем последовательность этапов трансляции:

  1. В начале формируется комплекс из малой субъединицы рибосомы и иРНК (4), впоследствии к ним присоединяется большая субъединица рибосомы.
  2. тРНК связывается с первым кодоном АУГ (2), который располагается в пептидильном центре, аминоацильный центр остается свободным. На этом заканчивается инициация, после неё начинается элонгация.
  3. Затем вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру (1), которая комплементарна второму кодону иРНК. Она приносит вторую аминокислоту.
  4. Затем между аминокислотами, которые уже оказались в рибосоме формируется пептидная связь (3).
  5. Далее рибосома перемещается на один кодон благодаря ферменту транслоказе (5).
  6. Благодаря перемещению в пептидном центре оказывается уже две аминокислоты в пептидильном центре (6).

Ответ: 421356.

Задание №27.1

Один из вариантов этого задания — проверка знаний ученика, связанных с биосинтезом белка. Разберём одну такую задачу.

В начале кодирующей части инфузории рода Euplotes встречаются стоп-кодоны. Однако в начале гена рибосома при встрече с таким стоп-кодоном в иРНК сдвигает рамку считывания на один нуклеотид в сторону 3’ конца и продолжает синтез полипептида. Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется от 5’ к 3’ концу зрелой иРНК. Фрагмент начала гена инфузории имеет следующую последовательность (нижняя цепь  — матричная (транскрибируемая)):

5’-АЦТТЦАТГТЦАЦААТААТЦГТТЦТ-3’

3’-ТГААГТАЦАГТГТТАТТАГЦААГА-5’

Определите нуклеотидную последовательность информационной РНК и образующийся на ней фрагмент полипептида. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается с аминокислоты мет. Ответ поясните. Для выполнения используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Генетический код

Частые ошибки:

  1. Ученики забывают ученики менять штрих-концы, из-за чего теряют баллы на биологических ошибках.
  2. Нет понимания хода решения и условия задачи, из-за чего ребята пропускают не 1 нуклеотид, а полностью весть стоп-кодон.

Чтобы такого не произошло, советуем быть внимательными при построении цепей, строить цепочки молекул по строгой комплементарности. И не забывайте, что в молекуле иРНК вместо Т (тимина) нуклеотид У (урацил).

Решение:

  1. По принципу комплементарности на основе транскрибируемой цепи ДНК определяем последовательность участка иРНК:

    5’-АЦУУЦАУГУЦАЦААУААУЦГУУЦУ-3’

    Это важно

    Не забудьте, что необходимо соблюдать антипараллельность!

  2. На иРНК присутствует 5’-АУГ-3’ (старт-кодон) (или 3’-ТАЦ-5’ на ДНК; или 5’-АТГ-3’ на смысловой ДНК).
  3. На иРНК присутствует 5’-УАА-3’ (стоп-кодон) (или 3’-АТТ-5’ на ДНК; или 5’-ТТА-3’ на смысловой ДНК).
  4. Открытая рамка считывания:

    5’-АУГУЦАЦААУААУЦГУУЦУ-3’.

    Получается с 6-го нуклеотида.

    При встрече с таким стоп-кодоном в иРНК сдвигает рамку считывания на один нуклеотид в сторону 3’ конца, поэтому после сдвига рамка считывания будет выглядеть так:

    5’-АУГУЦАЦААААУЦГУУЦУ-3’.

    Обратите внимание: из цепи пропадает нуклеотид У.

  5. Последовательность аминокислот: мет-сер-глн-асн-арг-сер. Определяем её по таблице генетического кода.

Задание №27.2

Разберём ещё один вариант задания №27 — тот, что связан с законом популяционного равновесия Харди-⁠Вайнберга.

В популяции гороха посевного (Pisum sativum) из 700 особей 112 растений имеют зелёную окраску семян. Рассчитайте частоты аллелей жёлтой и зелёной окраски семян, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-⁠Вайнберга. Ответ поясните.

Частые ошибки:

Это задание построено на понимании очень узкой теории, поэтому важно знать, для чего она нужна. Также ученики часто теряют баллы на обидных ошибках, связанных с математическими вычислениями. Чтобы попасть в эту ловушку, советуем считать внимательно.

Решение:

Для начала вспомним уравнение Харди-Вайнберга, т. е. сам закон популяционного равновесия.

Уравнение Харди-Вайнберга

Далее следуем такому алгоритму рассуждений и вычислений:

  1. Частота растений с зелёными семенами составляет 112 : 700 = 0,16.
  2. Зелёную окраску семян имеют растения с генотипом аа, в равновесной популяции доля таких растений составляет q2. Следовательно, q2 = 0,16.
  3. Частота аллеля q в популяции составляет 0,4. Чтобы вычислить это, извлекаем квадратный корень из 0,16.
  4. Частота аллеля p в популяции составляет 1 − q  =  0,6.
  5. Частота генотипа Аа (жёлтая окраска семян) в равновесной популяции равна 2pq  =  0,48.
  6. Частота генотипа AA (жёлтая окраска) в равновесной популяции равна p2  =  0,36.

Ещё больше разборов заданий и лайфхаки, которые помогут сохранить баллы на ЕГЭ по биологии, — в телеграм-канале нашего преподавателя Кати. Она готовит ребят к экзамену уже 5-й год и хорошо знает все его ловушки.

Получи больше пользы от Skysmart:

Как будут оценивать готовые работы на ЕГЭ по биологии

Критерии для заданий с кратким ответом

Задания №1, №3–5, №9 и №13 могут принести максимум 1 первичный балл. Чтобы получить его, ответ должен соответствовать эталону. Если не соблюсти это условие, поставят 0 баллов.

За задания №2–№21 можно получить по 2 балла. При этом ответ должен быть записан по условию и совпадать с эталоном: каждый символ на своём месте, нет лишних. За несоответствие эталону, лишний или неверный символ, в зависимости от задания, балл могут снизить до 1. В остальных случаях поставят 0.

Критерии для заданий с развёрнутым ответом

Задания №2–№28 требуют развёрнутого ответа. За верный ответ в каждом из них можно получить 3 первичных балла. Однако в некоторых случаях баллы могут снизить или вообще оценить задание на 0. Эти критерии — ниже.

Задание №22, №23

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 2 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №24.1

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 5–6 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

ИЛИ

Ученик неверно определил 1 расу.

1

Ученик включил 3–4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

ИЛИ

Ученик неверно определил 2 расы.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №24.2

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №25

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 5–6 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 3–4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №26

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 2–3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 1 нужный элемент в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №27.1, №28

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 2 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 1 нужный элемент в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

Задание №27.2, №27.3

Баллы

Критерии

3

Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет.

2

Ученик включил 5 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

1

Ученик включил 4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет.

0

Все остальные случаи.

3

Максимальный балл

5 советов тем, кто хочет набрать 100 баллов на ЕГЭ по биологии в 2025 году

Совет №1. Подберите полезные пособия

Чтобы сдать экзамен на высший балл, одних школьных учебников не хватит. Понадобятся дополнительные материалы базового и углублённого уровней, а также практика. Такие смогут обеспечить только специализированные пособия.

Мы советуем обратить внимание на такие материалы:

  • «Биология. Справочник для школьников и поступающих в вузы», Т. Л. Богданова, Е. Л. Солодова;
  • «Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ», Г.И. Лернер;
  • «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка», Д. А. Соловков;
  • «Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы», Т. А. Шустанова;
  • «Биология. Полный курс» Г. Билича и В. Крыжановского и др.

Совет №2. Разнообразьте практику

На ЕГЭ вам могут встретиться задания разных форматов. Где-то условие будет изложено текстом, где-то — в виде графика или таблицы. Чтобы не допустить ошибок, советуем включить в план по практике несколько видов заданий.

Кроме того, в ЕГЭ по биологии есть задания, которые связаны с проведением опытов. А значит, необходимо изучить разные методы биологических исследований:

  • методику микроскопии;
  • методы определения количественных характеристик организмов;
  • методы генетического анализа и др.

Также рекомендуем много практиковаться на типичных заданиях экзамена. Например, такие можно найти в Открытом банке заданий ЕГЭ от ФИПИ.

Совет №3. Разузнайте всё об экзамене

Всякая подготовка будет бесполезна, если вы не представляете, что ждёт вас на реальном экзамене. Без этого невозможно составить план, включить в него нужные темы, разработать стратегию работы во время самого ЕГЭ, подобрать правильные типы заданий и т. д.

Более того, неизвестность пугает. Чем больше у вас неотвеченных вопросов об экзамене, тем больше вы будете волноваться. А это прямой путь к ошибкам по невнимательности.

Разобраться в структуре и условиях ЕГЭ поможет сайт ФИПИ. Там вы найдёте раздел по биологии, где можно будет посмотреть:

  • Демоверсию. Пробный вариант экзамена 2025 года, где можно познакомиться со всеми заданиями, просмотреть ответы на них и критерии, по которым их будут работу.
  • Спецификацию. Документ с общей информацией о ЕГЭ по биологии: количестве заданий и частей, их сложности, распределении баллов и т. д.
  • Кодификатор. Сборник тем, задания по которым могут попасться вам на экзамене.

Совет №4. Готовьтесь с преподавателем

ЕГЭ — это большое испытание. Тем, кто хочет бросить себе вызов, подойдёт и самостоятельная подготовка. Но если вы хотите набрать побольше баллов и пройти конкурс на бюджет в крутой вуз, лучше не рисковать. Вместо этого стоит упростить себе задачу и заручиться поддержкой преподавателя. Например, в Skysmart.

Подготовка к ЕГЭ по биологии вместе с нами — это:

  • авторские материалы: только актуальная теория, которую мы изложили понятным языком;
  • обратная связь от преподавателя и система, которая поможет самому отслеживать реальный прогресс в баллах;
  • комплексная программа: пройдём все темы, которые могут быть на экзамене, ничего не упустим;
  • никаких экспериментов: образовательный трек, проверенный учениками, которые уже сдали ЕГЭ на 85+ баллов;
  • много практики: домашка, задания всех форматов, разбор ошибок и пробные экзамены с ручной проверкой каждый месяц.

В Skysmart можно заниматься с гарантией результата. Мы пропишем в договоре, что ученик сдаст 3 ЕГЭ на 240+ баллов, если выполнит необходимый минимум от программы. А если не получится, вернём деньги.

До встречи на бесплатном вводном уроке!

Комментарии

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость