Из чего будет состоять ЕГЭ по биологии в 2025 году
КИМ по биологии включают 28 заданий, разделённых на 2 части. 1 часть экзамена по биологии состоит из 21 задания, среди которых будут:
- 1 задание, где нужно проанализировать информацию в виде картинки или таблицы;
- 2 задания, где попросят дополнить недостающую информацию в таблице;
- 2 задания, в которых предложат решить биологические задачи по цитологии и генетике;
- 3 задания, в которых нужно будет установить последовательность биологических процессов, явлений и т. д.;
- 3 задания, где предложат найти ответ по изображению;
- 4 задания, в которых ученик должен установить соответствия элементов 2–3 множеств;
- 6 заданий, где нужно выбрать несколько пунктов из списка.
2 часть экзамена посвящена заданиям с развёрнутым ответом. Там учеников ждут темы и вопросы высокой сложности:
- Задания №22 и №23 — нужно ответить на вопросы о планировании, проведении и анализе биологических экспериментов;
- Задание №24 — попросят проанализировать рисунок и ответит на вопросы;
- Задания №25 и №26 — нужно будет выполнить задания по блокам «Система и многообразие органического мира», а также «Эволюция живой природы»;
- Задания №27 и №28 — ученики должны будут решить задачи по цитологии и генетике.
Распределение заданий и баллов по частям ЕГЭ по биологии |
|||
---|---|---|---|
Части |
Типы заданий |
Количество заданий |
Первичные баллы |
Часть 1 |
С кратким ответом |
21 |
36 |
Часть 2 |
С развёрнутым ответом |
7 |
21 |
Итого |
28 |
57 |
При этом в экзамене будет 14 заданий базового, 8 — повышенного и 6 — высокого уровня сложности. За первую категорию можно получить максимум 22 первичных балла, за вторую — 17, за третью — 18
Что изменится в ЕГЭ по биологии с прошлого года
В 2025 году экзамен по биологии ничем не будет отличаться от того, что ребята сдавали в прошлом году. Можно спокойно готовиться: все критерии, банки заданий и материалы остаются актуальными.
Разбор сложных заданий ЕГЭ по биологии 2025 года
Задание №6
Традиционно это всегда задание на проверку теории из блока общей биологии, поэтому оно может быть самым разнообразным. Исходя из результатов ЕГЭ 2024, задание на бивалент вызвало наибольшие трудности. Его и разберём.
Установите соответствие между характеристиками и элементами бивалента, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики |
Элементы бивалента |
|
|
Частые ошибки:
- Нет чёткого понимания темы, ученик не знает разницу между понятиями «бивалент», «двухроматидная хромосома», «хроматида».
- При решении ученик не идёт последовательно от пункта к пункту, поэтому по итогу возникает путаница при переносе ответов в бланк. Будьте внимательны!
- Есть заблуждение, что обязательно должно быть одинаковое количество в соответствии позиций 1, 2 и 3. Но это не так.
Решение:
Прежде чем решать подобные задания, сперва необходимо начать с чёткого понимания, что вы видите на рисунке. Конкретно в этом задании перед нами бивалент.
Бивалент — это структура, которая содержит 4 хроматиды или 2 гомологичные хромосомы.
В её составе 4 молекулы ДНК, т. к. 1 хроматида — это 1 молекула ДНК. Двухроматидная хромосома, соответственно, — это 2 молекулы ДНК.
Хроматида — это составная часть хромосомы, которая является 1 молекулой ДНК.
Затем нужно определить, что именно обозначено под соответствующими цифрами, ведь иначе задание решить станет невозможно:
1 — двухроматидная хромосома;
2 — бивалент;
3 — хроматида;
4 — теломера, т. е. концевой участок хромосомы;
5 — хиазма;
6 — центромера.
После этого приступаем к распределению характеристик и соответствующих элементов:
- Располагается на экваторе клетки во время метафазы первого деления — это бивалент (2);
- Будет двигаться к полюсу в анафазе 1 деления мейоза — это двухроматидная хромосома (1);
- Образуется в результате конъюгации — это бивалент (2);
- В конце второго деления мейоза становится самостоятельной хромосомой — это хроматида (3);
- Содержит 2 молекулы ДНК — это двухроматидная хромосома (1);
- Состоит из двух гомологичных хромосом — это бивалент (2).
Ответ: 212312.
Задание №8
В этом задании необходимо установить последовательность общебиологических событий. Оценивается задание в 2 балла, но сложность состоит в том, что если мы перепутаем даже две позиции в ответе, то уже получим 0 баллов.
Установите последовательность этапов трансляции. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.
- вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру
- тРНК связывается с первым кодоном
- возникновение пептидной связи между аминокислотами
- формирование комплекса: малая субъединица рибосомы, иРНК
- перемещение рибосомы на один кодон
- дипептид в пептидильном центре
Лайфхак для решения:
Частая проблема с 8 заданием заключается в том, что ученику тяжело определить, что было в начале, а что — в конце процесса. Тут поможет метод с анализом каждого пункта относительно предыдущего.
То есть анализируем 1 и 2 пункт и определяем, что было раньше. Однозначно, что тРНК связывается с первым кодоном до того, как вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру. Теперь рассмотрим (3) пункт — возникновение пептидной связи между аминокислотами. Это произошло точно после того, как в рибосоме уже стало две аминокислоты. Значит, это будет после 2 и 1 события. Следовательно, у нас уже есть порядок 213.
Приступаем к анализу (4) — формирование комплекса: малая субъединица рибосомы, иРНК. Становится ясно, что это было в самом начале нашей цепочки, ведь тут у нас даже нет молекулы тРНК. Ответ уже 4213.
В конце так же разбираем оставшиеся позиции. Тут нам приходится анализировать события друг относительно друга.
Это важно
В конце советуем всегда пересчитывать готовую последовательность, чтобы определить, сходится логическая цепочка ответа или нет.
Решение:
Для начала определимся, что такое трансляция, чтобы вспомнить последовательность событий.
Трансляция — это процесс строительства белковой молекулы на матрице иРНК в цитоплазме на рибосомах
Теперь определяем последовательность этапов трансляции:
- В начале формируется комплекс из малой субъединицы рибосомы и иРНК (4), впоследствии к ним присоединяется большая субъединица рибосомы.
- тРНК связывается с первым кодоном АУГ (2), который располагается в пептидильном центре, аминоацильный центр остается свободным. На этом заканчивается инициация, после неё начинается элонгация.
- Затем вторая тРНК с аминокислотой присоединяется к аминоацильному центру (1), которая комплементарна второму кодону иРНК. Она приносит вторую аминокислоту.
- Затем между аминокислотами, которые уже оказались в рибосоме формируется пептидная связь (3).
- Далее рибосома перемещается на один кодон благодаря ферменту транслоказе (5).
- Благодаря перемещению в пептидном центре оказывается уже две аминокислоты в пептидильном центре (6).
Ответ: 421356.
Задание №27.1
Один из вариантов этого задания — проверка знаний ученика, связанных с биосинтезом белка. Разберём одну такую задачу.
В начале кодирующей части инфузории рода Euplotes встречаются стоп-кодоны. Однако в начале гена рибосома при встрече с таким стоп-кодоном в иРНК сдвигает рамку считывания на один нуклеотид в сторону 3’ конца и продолжает синтез полипептида. Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется от 5’ к 3’ концу зрелой иРНК. Фрагмент начала гена инфузории имеет следующую последовательность (нижняя цепь — матричная (транскрибируемая)):
5’-АЦТТЦАТГТЦАЦААТААТЦГТТЦТ-3’
3’-ТГААГТАЦАГТГТТАТТАГЦААГА-5’
Определите нуклеотидную последовательность информационной РНК и образующийся на ней фрагмент полипептида. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается с аминокислоты мет. Ответ поясните. Для выполнения используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Частые ошибки:
- Ученики забывают ученики менять штрих-концы, из-за чего теряют баллы на биологических ошибках.
- Нет понимания хода решения и условия задачи, из-за чего ребята пропускают не 1 нуклеотид, а полностью весть стоп-кодон.
Чтобы такого не произошло, советуем быть внимательными при построении цепей, строить цепочки молекул по строгой комплементарности. И не забывайте, что в молекуле иРНК вместо Т (тимина) нуклеотид У (урацил).
Решение:
По принципу комплементарности на основе транскрибируемой цепи ДНК определяем последовательность участка иРНК:
5’-АЦУУЦАУГУЦАЦААУААУЦГУУЦУ-3’
Это важно
Не забудьте, что необходимо соблюдать антипараллельность!
- На иРНК присутствует 5’-АУГ-3’ (старт-кодон) (или 3’-ТАЦ-5’ на ДНК; или 5’-АТГ-3’ на смысловой ДНК).
- На иРНК присутствует 5’-УАА-3’ (стоп-кодон) (или 3’-АТТ-5’ на ДНК; или 5’-ТТА-3’ на смысловой ДНК).
Открытая рамка считывания:
5’-АУГУЦАЦААУААУЦГУУЦУ-3’.
Получается с 6-го нуклеотида.
При встрече с таким стоп-кодоном в иРНК сдвигает рамку считывания на один нуклеотид в сторону 3’ конца, поэтому после сдвига рамка считывания будет выглядеть так:
5’-АУГУЦАЦААААУЦГУУЦУ-3’.
Обратите внимание: из цепи пропадает нуклеотид У. - Последовательность аминокислот: мет-сер-глн-асн-арг-сер. Определяем её по таблице генетического кода.
Задание №27.2
Разберём ещё один вариант задания №27 — тот, что связан с законом популяционного равновесия Харди-Вайнберга.
В популяции гороха посевного (Pisum sativum) из 700 особей 112 растений имеют зелёную окраску семян. Рассчитайте частоты аллелей жёлтой и зелёной окраски семян, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
Частые ошибки:
Это задание построено на понимании очень узкой теории, поэтому важно знать, для чего она нужна. Также ученики часто теряют баллы на обидных ошибках, связанных с математическими вычислениями. Чтобы попасть в эту ловушку, советуем считать внимательно.
Решение:
Для начала вспомним уравнение Харди-Вайнберга, т. е. сам закон популяционного равновесия.
Далее следуем такому алгоритму рассуждений и вычислений:
- Частота растений с зелёными семенами составляет 112 : 700 = 0,16.
- Зелёную окраску семян имеют растения с генотипом аа, в равновесной популяции доля таких растений составляет q2. Следовательно, q2 = 0,16.
- Частота аллеля q в популяции составляет 0,4. Чтобы вычислить это, извлекаем квадратный корень из 0,16.
- Частота аллеля p в популяции составляет 1 − q = 0,6.
- Частота генотипа Аа (жёлтая окраска семян) в равновесной популяции равна 2pq = 0,48.
- Частота генотипа AA (жёлтая окраска) в равновесной популяции равна p2 = 0,36.
Ещё больше разборов заданий и лайфхаки, которые помогут сохранить баллы на ЕГЭ по биологии, — в телеграм-канале нашего преподавателя Кати. Она готовит ребят к экзамену уже 5-й год и хорошо знает все его ловушки.
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Как будут оценивать готовые работы на ЕГЭ по биологии
Критерии для заданий с кратким ответом
Задания №1, №3–5, №9 и №13 могут принести максимум 1 первичный балл. Чтобы получить его, ответ должен соответствовать эталону. Если не соблюсти это условие, поставят 0 баллов.
За задания №2–№21 можно получить по 2 балла. При этом ответ должен быть записан по условию и совпадать с эталоном: каждый символ на своём месте, нет лишних. За несоответствие эталону, лишний или неверный символ, в зависимости от задания, балл могут снизить до 1. В остальных случаях поставят 0.
Критерии для заданий с развёрнутым ответом
Задания №2–№28 требуют развёрнутого ответа. За верный ответ в каждом из них можно получить 3 первичных балла. Однако в некоторых случаях баллы могут снизить или вообще оценить задание на 0. Эти критерии — ниже.
Задание №22, №23 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 2 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №24.1 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 5–6 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. ИЛИ Ученик неверно определил 1 расу. |
1 |
Ученик включил 3–4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. ИЛИ Ученик неверно определил 2 расы. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №24.2 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №25 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 5–6 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 3–4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №26 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 2–3 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 1 нужный элемент в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №27.1, №28 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 2 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 1 нужный элемент в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
Задание №27.2, №27.3 |
|
---|---|
Баллы |
Критерии |
3 |
Ученик включил все нужные элементы в ответ. Биологических ошибок нет. |
2 |
Ученик включил 5 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
1 |
Ученик включил 4 нужных элемента в ответ. Биологических ошибок нет. |
0 |
Все остальные случаи. |
3 |
Максимальный балл |
5 советов тем, кто хочет набрать 100 баллов на ЕГЭ по биологии в 2025 году
Совет №1. Подберите полезные пособия
Чтобы сдать экзамен на высший балл, одних школьных учебников не хватит. Понадобятся дополнительные материалы базового и углублённого уровней, а также практика. Такие смогут обеспечить только специализированные пособия.
Мы советуем обратить внимание на такие материалы:
- «Биология. Справочник для школьников и поступающих в вузы», Т. Л. Богданова, Е. Л. Солодова;
- «Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ», Г.И. Лернер;
- «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка», Д. А. Соловков;
- «Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы», Т. А. Шустанова;
- «Биология. Полный курс» Г. Билича и В. Крыжановского и др.
Совет №2. Разнообразьте практику
На ЕГЭ вам могут встретиться задания разных форматов. Где-то условие будет изложено текстом, где-то — в виде графика или таблицы. Чтобы не допустить ошибок, советуем включить в план по практике несколько видов заданий.
Кроме того, в ЕГЭ по биологии есть задания, которые связаны с проведением опытов. А значит, необходимо изучить разные методы биологических исследований:
- методику микроскопии;
- методы определения количественных характеристик организмов;
- методы генетического анализа и др.
Также рекомендуем много практиковаться на типичных заданиях экзамена. Например, такие можно найти в Открытом банке заданий ЕГЭ от ФИПИ.
Совет №3. Разузнайте всё об экзамене
Всякая подготовка будет бесполезна, если вы не представляете, что ждёт вас на реальном экзамене. Без этого невозможно составить план, включить в него нужные темы, разработать стратегию работы во время самого ЕГЭ, подобрать правильные типы заданий и т. д.
Более того, неизвестность пугает. Чем больше у вас неотвеченных вопросов об экзамене, тем больше вы будете волноваться. А это прямой путь к ошибкам по невнимательности.
Разобраться в структуре и условиях ЕГЭ поможет сайт ФИПИ. Там вы найдёте раздел по биологии, где можно будет посмотреть:
- Демоверсию. Пробный вариант экзамена 2025 года, где можно познакомиться со всеми заданиями, просмотреть ответы на них и критерии, по которым их будут работу.
- Спецификацию. Документ с общей информацией о ЕГЭ по биологии: количестве заданий и частей, их сложности, распределении баллов и т. д.
- Кодификатор. Сборник тем, задания по которым могут попасться вам на экзамене.
Совет №4. Готовьтесь с преподавателем
ЕГЭ — это большое испытание. Тем, кто хочет бросить себе вызов, подойдёт и самостоятельная подготовка. Но если вы хотите набрать побольше баллов и пройти конкурс на бюджет в крутой вуз, лучше не рисковать. Вместо этого стоит упростить себе задачу и заручиться поддержкой преподавателя. Например, в Skysmart.
Подготовка к ЕГЭ по биологии вместе с нами — это:
- авторские материалы: только актуальная теория, которую мы изложили понятным языком;
- обратная связь от преподавателя и система, которая поможет самому отслеживать реальный прогресс в баллах;
- комплексная программа: пройдём все темы, которые могут быть на экзамене, ничего не упустим;
- никаких экспериментов: образовательный трек, проверенный учениками, которые уже сдали ЕГЭ на 85+ баллов;
- много практики: домашка, задания всех форматов, разбор ошибок и пробные экзамены с ручной проверкой каждый месяц.
В Skysmart можно заниматься с гарантией результата. Мы пропишем в договоре, что ученик сдаст 3 ЕГЭ на 240+ баллов, если выполнит необходимый минимум от программы. А если не получится, вернём деньги.
До встречи на бесплатном вводном уроке!