Учебная тревога: 4 проблемы родительства в XXI веке
Инна Прибора
21.11.2021
402
Растить детей всегда было делом непростым. Но если трудности наших бабушек описывались проблемами бытового характера и касались стирки, доступа к качественной еде, одежде и игрушкам, то сегодня родители жалуются на психологическое давление.
В самом деле, респонденты опросов говорят , что, если сравнивать работу родителя сейчас и пару десятилетий назад, сегодня быть взрослым рядом с ребенком гораздо сложнее.
Встает вопрос: почему наука и технологии не решают задачи прошлого и не приближают нас к ясности, пониманию и эмоциональному комфорту? Дело в том, что чем сложнее и интереснее становится мир, тем больше вызовов он нам предлагает. Но если мы о них задумываемся — есть шанс добраться до решений. Мы собрали несколько таких вызовов.
1. Мы ничего не знаем о будущем, а значит, и о том, что делать прямо сейчас
Сегодня мы живем в мире VUCA. Этот шаманский термин составлен из первых букв слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), а они, в свою очередь, характеризуют происходящее вокруг.
Если в прошлом родитель, глядя на ребенка, мог сказать: «Будет, как и я, сапожником, оставлю ему свою мастерскую», или хотя бы так: «Учиться на инженера перспективнее», то сегодня все понимают: что будет впереди — непонятно. Может, всех специалистов заменят роботы, может, мы окажемся в новом средневековье, может, колонизируем Марс, а может, погрузимся в хаос и смуту.
В любом случае у нас нет подходящей стратегии для успеха в этом новом мире. Единственное, что мы можем — позаботиться о здоровье ребенка и его образовании. Но и с этим проблемы: ни в чем нет уверенности. Сейчас мы выбираем какую-то особую цельнозерновую кашу, чтобы снизить риск развития ожирения через 20 лет, но какой в этом подвох: каша — лишь один из многих более или менее значимых факторов, а что будет через 20 лет — ни один ученый не скажет.
С психологическими выводами и того сложнее. У психологов есть свои профессиональные наблюдения, но однозначно в этой сфере простые советы не работают. Все зыбко.
В поисках верного и надежного люди обращаются к специалистам, а те разводят руками: каждый уникален, мы все индивидуальны, доверяйте себе. Впрочем, тренд на доказательную медицину и доказательное образование свидетельствует о том, что за что-то держаться в этом бушующем мире все-таки надо. И такой опорой работают многочисленные, порой противоречивые результаты исследований.
2. От родителей требуют много, но им тоже не хватает поддержки
Если спросить сегодняшнего родителя, каким он хочет вырастить своего ребенка, вы не услышите: «Лишь бы здоровенький».
Сегодня, когда мы много знаем и говорим об эмоциональном благополучии, мы стремимся вырастить не только здоровых, образованных, уравновешенных, порядочных людей, но еще и счастливых. Им должно быть интересно жить и развиваться, они должны уметь находить общий язык с другими, дружить и играть, лидировать и уступать — и каждый раз при этом личностно расти. И подходить к миру и к себе осознанно.
Эта задача — формирование осознанности и правильного взгляда на мир — легла на взрослых только с развитием психологической грамотности. Но, кажется, пока что нам забыли рассказать, как именно это сделать, если твой опыт ограничивается несколькими научно-популярными статьями и встречами с психологом раз в две недели.
Психологи отчасти возмещают ту неформальную поддержку, которую родители испокон веков получали от расширенной семьи и соседей. Только в XX веке, родив, человек оказывался в изоляции собственной квартиры. До того забота о ребенке распространялась на всю его большую семью.
Мы ищем поддержки в соцсетях, в интернете, где вместо поддержки рискуем получить новую порцию невыполнимых советов. При этом единственно верного способа растить детей так и не изобрели. Чем более индивидуализированным становится общество, тем более возникает разных вариантов — как в отношении устройства семьи, так и в отношении детско-родительских приоритетов.
Кто-то положит все силы на создание эмоционально благожелательной среды дома, кому-то важно вложиться в частную школу, кто-то и вовсе отправится на год дауншифтить с ребенком на берегу моря, потому что ему важен экологический фон.
Выбирайте то, что подходит вам и вашей семье. А эксперты в образовании и психологии готовы вас поддержать: на бесплатном курсе «Мама в порядке» разберемся, что делать, если ребенок залипает в гаджетах и не хочет учиться, как ему помочь найти интерес и выбрать профессию по душе и что делать, чтобы отношения в семье становились только крепче.
3. У нас появилось больше возможностей, а сил и времени — нет
Беспроводные сети и возможность работать из любого места застали нас врасплох. Можно проводить совещания с детской площадки, учиться отвозя ребенка в школу и планировать выходные с детьми в соседнем окне — прямо рядом с рабочим отчетом.
Режим «всегда на связи» обязывает: в каждый момент у нас есть выбор — работать, учиться, развивать ребенка, и этот вечно висящий над головой дамоклов меч выбора изматывает.
Всего несколько десятилетий назад просто проводить время с ребенком, ничего не делать считалось нормальным и здоровым делом. Сегодня мы озабочены продуктивностью и результативностью во всем. Ок, раз мы ничего не делали с ребенком, а просто ходили по улице за ручку, хорошо ли мы перезагрузились? Насыщенный ли это был отдых? Способствовал ли он развитию наших гармоничных отношений? Забота о том, чтобы каждый секунда была не зря, — утомительная задача. И связана она с повышенными требованиями к себе, своему времени и особенно ко времени, проведенному с ребенком.
Чем дальше, тем больше мы тревожимся об успеваемости и конкурентоспособности наших детей. Ты сидишь, но ведь в эту самую минуту можно слушать лекцию по геометрии, читать классику, решать уравнения в онлайн-школе, учиться игре на скрипке — все под рукой.
4. Мы многое знаем и умеем, но все равно тревожимся
Продвинутые родители пытаются сохранить баланс между воспитанием, семейной жизнью и своей профессиональной карьерой. Отцы все чаще полноправно участвуют в заботе о детях, а матери не спешат отказываться от работы.
Одновременно родители приобретают профессиональные компетенции родителя: изучают психологию и теорию развития детей, погружаются в мир детской литературы, детских игрушек и других товаров, учатся ориентироваться в образовательных предложениях, а то и сами формируют запрос.
Родители, которые приходят сегодня в школу или детский сад, сообщают о том, что им нужно от образовательного заведения. Например, они могут сказать, что им важен психологический комфорт ребенка, развитие гибких навыков или его интерес к математике.
Обретение баланса и выработка приоритетов требует постоянного анализа происходящего и умения доверять себе. Однако общий информационный фон создает беспокойство: а вдруг я неадекватен? Вдруг нанесу психологическую травму ребенку? Вдруг я ошибаюсь, и завтра специалисты выяснят, что вместо психологического комфорта нужны испытания и невзгоды, а вместо математики — игра на арфе?
Здесь же возникают все радости информационной перегрузки, такие как синдром FOMO (fear of missing out) — навязчивый страх упустить хорошую возможность. А что, если надо было учить китайскому с пеленок или дать навыки рукопашного боя? В случае с ребенком FOMO работает еще острее: здесь мы не просто переживаем за себя, но и несем ответственность за другого человека, отвечая за его успех, психологическое состояние и здоровье.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0