Почему решили уйти из обычной школы
Давно смущало, что в школьной программе много «воды» вроде физкультуры, трудов, классных часов, уроков идеологического воспитания. Хотелось, чтобы акцент был всё-таки на знаниях. Второй фактор — само качество преподавания. Семья Акима переехала в Москву из области, и мальчик пошёл в новую школу. По словам Александра, преподавание там не дотягивало до уровня, к которому они привыкли, — так появилась идея забрать ребёнка из школы и начать учиться дома.

Семья часто переезжает и путешествует — и это тоже было аргументом в пользу семейного обучения. Летом Аким занимался английским онлайн: формат занятий ему очень понравился, плюс было удобно, что вся учёба в ноутбуке, и её легко взять с собой куда угодно. Когда лето закончилось, в обычную школу решили уже не возвращаться и поступили в Домашний лицей.

Какие документы понадобились, чтобы перевести ребёнка на семейное обучение
Родителям понадобилось написать заявление в местное управление образования. Это наполовину формальность, наполовину ритуал, где родитель соглашается с тем, что теперь ответственность за обучение ребёнка и успеваемость полностью лежит на нём.
Затем из школы забрали личное дело: в него заносят информацию о том, что ребёнок переведён на семейное обучение, и там же хранится ведомость об оценках за прошлые годы. Она понадобится для поступления в лицей и для аттестаций.
Для поступления в Домашний лицей нужны:
- паспорт родителя;
- свидетельство о рождении ребёнка (или паспорт, если ребёнок старше 14 лет);
- ведомость об оценках (если ребёнок в 9-м классе или старше, понадобится аттестат).

Новое
Как перейти на домашнее обучение: 4 шага
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам
Приходите на бесплатные курсы для детей
Как изменился график ребёнка с переходом на семейное обучение
Акиму всегда было трудно вставать в школу — он «сова». Сейчас он встаёт за 30 минут до начала урока (где-то в 9:30), и в 10:00 начинается первый вебинар. Уроки заканчиваются в 11:45–13:45, и весь остальной день остаётся свободным, плюс не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно.

Специально обустраивать рабочее место ребёнка не пришлось: главное, что есть компьютер и веб-камера. Вебинары Аким смотрит с компьютера, в поездки берёт с собой ноутбук.
Аким занимается спортом, ходит на тренировки трижды в неделю и ведёт свой ютуб-канал с летсплеями видеоигр. Этому хобби уже больше года, и время для него появилось, когда мальчик начал учиться онлайн. Он выпускает ролики по графику и не нарушает его: очень дисциплинированный подход, который в учёбе тоже помогает.

Как дела с домашками и оценками
Отец Акима, Александр, рассказывает, что на старте помогал сыну с домашними работами и объяснял сложные темы. Сейчас Аким справляется сам: пишет классному руководителю, в чат с одноклассниками или спрашивает старшую сестру.
Как правило, этой помощи хватает. Но если попадается сложная тема, например, по информатике, то приходится ждать, пока классный руководитель свяжется с преподавателем, передаст ему вопрос, а потом передаст ответ ученику. Хочется, говорит Аким, иметь связь с преподавателем напрямую.
Как следить за успеваемостью
Каждую неделю классный руководитель присылает на почту родителям отчёт: сколько вебинаров ребёнок посетил на этой неделе, сколько домашек сделал, какие баллы получил. По словам Александра, сейчас он уже не изучает отчёты так подробно, как раньше: видит, что сын заинтересован в учёбе, оценки получает хорошие, вебинары не пропускает, — поэтому доверяет самостоятельности Акима.

Дисциплина, делится Александр, — навык, без которого с семейным обучением может не сложиться, и у многих не складывается. Важно, чтобы ребёнок понимал, зачем он учится, хотел ходить на уроки и разбираться в предмете. Если родителю приходится стоять над душой, чтобы домашки были сделаны, а вебинары посмотрены, семейное обучение, конечно, не сработает.
Как дела с социализацией
Большинство друзей Акима — это интернет-друзья: одноклассники в Домашнем лицее и тиммейты в видеоиграх. Есть ещё ребята из спортивной секции, но из-за частых переездов бывает сложно поддерживать с кем-то длительную дружбу.

Родители немного обеспокоены, но относятся к этому философски: мир изменился, дети больше не проводят всё свободное время на улице, если учёба онлайн и хобби онлайн — неудивительно, что друзья тоже будут в интернете.
Как прошла аттестация
Аким сдавал аттестацию за пятый класс онлайн. Сначала были мысли сдать в школе, но там пришлось бы писать от руки контрольные по физкультуре и музыке, так что этот вариант отпал. К тому же семья планировала поехать в отпуск, привязываться к школе не хотелось: так и остановились на онлайн-аттестации.
В онлайн-аттестации нет строгого графика — главное, успеть сдать все работы в срок. А писать можно в своём темпе: без камер и таймеров.
В конце 5-го класса сдают 12 предметов:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- География
- История
- Литература
- Биология
- Физкультура
- Музыка
- ИЗО
- Технология
- Основы духовно-нравственной культуры народов России
Последние пять предметов — в виде рефератов или теоретических вопросов.
Вся аттестация делится на 3 блока по количеству триместров в году, и в каждом блоке 12 контрольных. Первые два блока были доступны заранее: их Аким делал дома, по 1–2 предмета в день. С предметами, которых нет в программе Домашнего лицея (например, музыка или физкультура), поначалу помогал папа — в основном с теорией.

В поездке Аким писал контрольные из третьего блока — за последний триместр года. График остался прежним: 1–2 контрольные в день. Отдельно к аттестации готовиться не пришлось: знаний, полученных на уроках, хватило.

Аттестацию за шестой класс планируют точно так же сдавать онлайн.
Что в итоге
Наши собеседники рассказывают, что главное, ради чего переходили на семейное обучение, они нашли в Домашнем лицее. Здесь нет факультативных предметов и классных часов, для учёбы нужен только ноутбук, а начинаются и заканчиваются занятия в комфортное время. Такое обучение более удачно вписалось в стиль жизни семьи: можно не привязываться к месту и свободно путешествовать, не прерывая учёбу.
У самого Акима с переходом на семейное обучение освободилось время для полноценного сна утром, спорта и новых хобби.
Дисциплинированность Акима помогает в учёбе: родители следят за успеваемостью по еженедельным отчётам от классного руководителя, контролировать и вместе делать уроки не приходится.