В 1973 году Валентин Распутин написал рассказ «Уроки французского». Опубликовано произведение впервые в газете «Советская молодежь». Рассказ представляет собой пример деревенской прозы, жанра, популярного в русской литературе того времени. Автобиографический характер произведения рассказывает об эпизоде из жизни самого Распутина.
Краткое содержание «Уроки французского» можно прочитать на нашем сайте.
Место и время действия
События рассказа происходят примерно в 1948-1949 годах в одном из региональных центров Иркутской области.
Главные персонажи
- Одиннадцатилетний мальчик из бедной семьи является главным героем и рассказчиком рассказа.
- Лидия Михайловна– молодая преподавательница французского языка, около двадцати пяти лет.
- Вадик– ученик седьмого класса, был «главой» среди ребят, игравших в игру «чику».
Краткое содержание
Загадочно, почему мы всегда, так же как и перед родителями, испытываем чувство вины перед нашими учителями? И не за то, что произошло в школе, нет, а за то, что случилось с нами после этого.
Основной герой пошел в пятый класс в 1948 году. В их деревне была только начальная школа, поэтому ему пришлось переехать в райцентр, который находился в пятидесяти километрах от его дома. Его мать договорилась, что он «проживет в квартире» у своего знакомого.
Семья основного героя жила в невероятной бедности, они всегда испытывали голод. Кроме рассказчика, у матери было еще двое младших детей, и они жили без отца. Основной герой был отличным учеником, «в деревне его признавали грамотным».
В новой школе ученик проявлял успехи во всех предметах, за исключением французского языка, с которым у него были определенные трудности, особенно с произношением. Учительница французского, Лидия Михайловна, наблюдая за тем, как школьник ошибается в произношении, испытывала неподдельное беспокойство и часто закрывала глаза.
В новой обстановке главный герой сильно похудел, в основном из-за недостатка продуктов, которые мать передавала ему. Из-за этого он все время чувствовал голод.
Однажды знакомый сын попросил главного героя присмотреть за тем, как остальные дети играют на деньги в игру "чику". Узнав правила, рассказчик решил попробовать. Регулярно его мама давала ему по пять рублей на молоко - это было необходимо для его крепкого здоровья. Обменяв полученные деньги, он отправился играть. Вскоре мальчик научился выигрывать по одному рублю ежедневно и сразу уходить. За эти деньги он покупал молоко. Однажды местный хулиган Вадик заметил, что главный герой "слишком быстро выходит из игры" и вызвал его на драку. Рассказчика жестоко избили.
На последующую дату инструктирование началось с курса французского языка. Увидев побитое лицо мальчика, преподавательница мгновенно обратилась с вопросом о причине происшествия. Один из одноклассников, осведомленный о произошедшем, с возгласом заявил, что его избили из-за азартной игры. Учительница приказала главному герою задержаться после окончания занятий. Мальчик опасался, что его доставят перед директора, однако Лидия Михайловна всего лишь расспросила о том, как он распоряжается выигранными средствами. Учительница была поражена фактом, что мальчик ограничивается одним рублем и растрачивает его на молоко.
Главный персонаж прекратил занятие. В это время мама практически не высылала пищу, и у него "все время хотелось есть". Вынести эту пытку, он снова вернулся к азартной игре. Мальчик стремился выигрывать постепенно. Однако, когда он на очередной день, выиграв один рубль, разбирался с удалением, его снова избили.
Заметив на протяжении следующей даты снова избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.
Учительница с большим энтузиазмом углубляла звукопроизношение у мальчика. Вскоре они начали учиться у нее на дому - учительница была сожалеливой и хотела немного снабдить мальчика. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз испуганно отказывался и быстро уходил.
Однажды главному герою принесли посылку прямо в школу. Сначала он подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что внутри лежат макароны, сахар и гематоген, он понял, что это посылка от учительницы - в деревне было трудно раздобыть такие продукты. Мальчик сразу пошел домой к Лидии Михайловне, несмотря на уговоры учительницы, он отказался взять себе продукты.
Продолжались занятия по французскому языку. Со временем главный герой стал говорить французские слова достаточно хорошо и почувствовал себя более расслабленно в присутствии своей учительницы. Постепенно он заинтересовался языком и начал получать удовольствие от учебы, вместо того чтобы рассматривать это как наказание.
Однажды учительница рассказала мальчику, что она тоже в детстве играла на деньги, но в другую игру. Она попросила мальчика не рассказывать никому и показала ему, как играть в "замеряшки". После нескольких пробных игр на просчёт, Лидия Михайловна предложила сыграть настоящую игру. Мальчик быстро научился и стал выигрывать. У них часто возникали игровые ситуации. Как результат, у мальчика снова появились деньги, и он мог позволить себе покупать молоко сливками. Хотя ему было неловко принимать деньги от учительницы, он успокаивал себя тем, что это были честно заработанные деньги.
"Как бы хорошо знать, чем всё это закончится..."
В один из дней, во время активной игры у Лидии Михайловны в дом зашел ее сосед и начальник. Увидев, что она играет на деньги с учеником, он возмутился.
«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она повстречалась с главным героем и сообщила о своем отъезде домой, на Кубань, который никому не будет причинять вреда: вся вина за это лежит на ней самой.
«И больше я ее никогда не видел». Только в зимнее время, после январских каникул, ему была доставлена посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он ранее видел только на картинках.
И в конечном итоге что?
Мальчик-рассказчик продолжает учиться в школе и больше не встречается с Лидией Михайловной.
Лидия Михайловна уезжает на свою родину, на Кубань, а затем отправляет мальчику посылку с макаронами и тремя красными яблоками.
Василий Андреевич сильно возмущается, узнав, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и называет ее поступок преступлением.
Заключение
Рассказ «Уроки французского» автора Валентина Распутина рассматривает отношения между учителем и учеником. Лидия Михайловна представлена как действительно талантливый педагог и наставник. Увидев, что мальчик не принимает помощь безвозмездно, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Таким образом, она буквально спасает мальчика от голода, при этом не унижая его гордость.
Советуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Уроков французского», но и с полной версией этого произведения.