В 1976 году Распутин впервые опубликовал повесть «Прощание с Матерой». События происходят в 1960-х годах. В произведении автор затрагивает такие темы, как отношения отцов и детей, передача опыта от одного поколения к другому, поиск смысла жизни, а также вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет две эпохи: старую и новую. Он показывает людей, которые ценят традиции прошлого и имеют глубокую связь с родным землей, и тех, кто готов отказаться от прошлого, чтобы начать новую жизнь.
Если вы хотите ознакомиться с кратким содержанием «Прощания с Матерой» по главам, можете прочитать его на нашем сайте онлайн. Это будет полезно при подготовке к уроку литературы или проверочной работе.
Место и время действия
События повести разворачиваются в России, в деревне Матёра, которая находится в Восточной Сибири, в 1960-х годах.
Главные персонажи
- Дарья Васильевна Пинигина – родом из Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Она была известна как «самая старая женщина», с высоким и загорелым лицом, столь же строгим, как и бескровным.
- Павел Пинигин – второй сын Дарьи, пятидесятилетний мужчина, проживающий в соседнем поселке со своей женой Софьей. Он работал в колхозе, где сначала был бригадиром, а затем заместителем директора.
Остальные персонажи
- Андрей Пинигин – внук Дарьи.
- Богодул – старик, который заблудился и притворялся поляком, любил ругаться матом на русском языке и жил в бараке, словно таракан.
- Сима – пожилая женщина, которая приехала в Матеру менее десяти лет назад.
- Екатерина – одна из жительниц Матеры и мать Петрухи.
- Петруха – беспутный сын Екатерины.
- Настя и Егор– пожилые жители Матеры.
- Воронцов– занимает должность председателя сельсовета и поссовета в новом поселке.
- Хозяин острова, известный как «царственный листвень».
Краткое изложение
Глава 1
«Снова наступила весна» – «последняя весна для Матеры, острова и деревни, которые называются одним словом» . Матера была основана триста лет назад.
Внизу по реке Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего уровень воды должен был подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, после чего всем нужно было переезжать.
Глава 2
У Дарьи за чайным самоваром часто собирались старушки – Настя и Сима. «Несмотря на свой возраст, Дарья была способна самостоятельно управлять своим хозяйством».
Настасья потеряла своих детей и осталась жить со своим мужем Егором. У них уже была квартира в городе по распределению, но старики не торопились с переездом.
Сима недавно приехала на Матеру и у нее здесь не было никого, кроме внука Коли.
Глава 3
На кладбище санитарная бригада очищала территорию - мужчины убирали кресты, тумбочки и оградки с могил, чтобы сжечь их. Старухи прогнали бригаду и всю ночь ставили кресты на свои места.
Глава 4
На следующий день после инцидента Богодул пошел к Дарье. Женщина поделилась с ним, что ей лучше было бы не дожить до всего этого. Прогуливаясь по острову, Дарья вспоминала о прошлом и думала, что, хотя прожила долгую и трудную жизнь, но ничего в ней не поняла.
Глава 5
Вечером в квартиру прибыл Павел, второй сын Дарьи, которому «первого унесла война», а третий «нашел смерть на лесоповале». Дарье было непонятно, как она будет жить в квартире без огорода, без места для коровы и кур, а также без собственной бани.
Глава 6
Когда наступила ночь и Матера уснула, из-под берега на мельничной протоке вылез существо маленькое, почти как кошка, непохожее ни на одно другое животное – Хозяин острова. «Никто никогда его не видел, не встречал, но он здесь знал всех и все знал острова».
Глава 7
Пришло время Настасье и Егору уезжать. Женщина не спала всю ночь перед отъездом. Утром старики упаковали свои вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старикам было очень тяжело оставить родной дом, свою Матерь, поэтому они долго собирались.
Глава 8
Однажды ночью один из местных жителей, Петруха, решил поджечь свой дом. Его мать, Катерина, заранее перенесла все свои скромные вещи к Дарье и начала жить у старухи.
В то время как дом горел все сильнее, хозяин смотрел на деревню. В свете этого яркого пламени он ясно видел слабые огоньки над оставшимися живыми домами, планируя, в каком порядке они должны были загореться.
Глава 9
Когда Павел прибыл в Матеру, он не оставался здесь надолго. Когда Екатерина переехала к Дарье, он почувствовал облегчение, так как теперь у его матери будет поддержка.
Павел усознавал необходимость переезда с Матеры, однако не понимал причину выбора этого поселка, который, хоть и был богато декорирован, выглядел нелепо и неестественно. "Павел удивлялся, наблюдая за Соней, своей женой", она пришла в новую квартиру как будто всегда жила здесь. "Она была адаптирована в тот же день". "Павел осознавал, что его мать не привыкнет здесь. Для нее это незнакомый район".
Глава 10
После пожара Петруха исчез. В пожаре сгорел самовар Екатерины, и женщина "чувствовала себя совсем одинокой". Катерина и Дарья проводили все время вместе, и им стало легче.
Глава 11
Наступило время сенокоса. "Полдеревни вернулись в Матеру". Вскоре Петруха приехал в новом костюме — он получил значительную сумму денег за сожженную усадьбу, но мать отдала ему всего 25 рублей.
Глава 12
Внезапно в дом Дарьи явился Андрей, внук и младший сын Павла. Ранее он занимался работой на заводе, но решил бросить ее и отправиться "на большую стройку". Для Дарьи и Павла было трудно понять мотивы внука, который говорил: "В наши дни невозможно оставаться на одном месте".
Глава 13
Петруха, решив отправиться на стройку вместе с Андреем, получил указание от Воронцова "не ждать последнего дня и постепенно избавиться от всего, что не является крайне необходимым".
Глава 14
Дарья, ведя разговор с внуком, выразила свою точку зрения о том, что люди сейчас живут слишком быстро: "Бежишь куда-то вперед, оглянись, а уже там-то". "Ты же, Андрюшка, тоже вспомнишь об этом, когда я умру, после меня сам изнеможешь от усилий".
Глава 15
Дарья просила своего сына и внука переместить гробницы родных. Андрея это страшило, казалось очень пугающим. Павел обещал выполнить это, но на следующий день его на долго вызвали в село. Вскоре и Андрей уехал.
Глава 16
Постепенно люди стали "эвакуировать из деревни мелкую живность", сжигали постройки. "Все спешили уехать, уйти с опасного острова подальше. И деревня была серой, обнаженной, безжизненной". Вскоре Дарья забрала к себе Симу и Колю.
Глава 17
Одна жительница рассказала, что Петруха "получает деньги за сжигание оставленных домов". "Катерина, примирившаяся с потерей своего жилища, не могла простить Петрухи за то, что он жжет чужие".
Глава 18
Павел, когда забирал корову Майку, намеревался забрать и свою мать, но Дарья категорически отказалась. Вечером женщина отправилась на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она размышляла о том, что «кто знает истину о человеке, зачем он живет? Ради самой жизни, ради потомков, чтобы они тоже оставили потомков, или ради чего-то другого?»
Глава 19
«Матерь, остров, деревня – неразрывно связаны с лиственницей на поскотине». «“Царь лиственниц” вечно, могуче и господственно стоял на холме в полверсте от деревни, привлекая внимание практически со всех сторон и известный всем». «И пока будет стоять он, будет стоять и Матера». Старые люди относились к дереву с уважением и страхом.
Вот наступил день, когда к нему пришли незнакомцы. Изо все сил не могли срубить или сжечь старое дерево, ни одна бензопила не справилась с этой задачей. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Не смотря на то, что избу Дарьи вскоре планировали сжечь, она все же решила побелить дом. Утром она разжигала печь и убиралась в своем жилище. "Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей энергией - и чем меньше работы оставалось, тем меньше оставалось и у нее самой".
Глава 21
На следующий день Настя вернулась к Матери. Женщина рассказала о смерти своего мужа Егора.
Глава 22
После сжигания изб, старухи переехали в бараки. Узнав об этом, Воронцов сильно разозлился и заставил Павла и Петруху немедленно отправиться забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
…В ночи Богодул распахнул двери барака. «Из открытой двери, словно из бездны, вырвался туман и раздался грустный вой - это был прощальный голос Хозяина». «Откуда-то, будто из низины, донёсся слабый, едва различимый шум мотора».
И так каков был итог?
Дарья Васильевна Пинигина, Настасья, Сима, Богодул– после того, как избу сожгли, они продолжили жить в Матёре, в бараке; затем, вероятно, их забрали с острова Павел, Воронцов и Петруха.
Павел Пинигин, Воронцов, Петруха– блуждали на катере в тумане, пытаясь найти Матёру, чтобы забрать оттуда Дарью, Настасью и остальных оставшихся жителей.
Вывод
В романе «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, воплощающем литературное течение «деревенской прозы», особое внимание уделяется описаниям природы острова, которые передают настроение героев. Художник вводит в книгу персонажей, происходящих из фольклора - Хозяина острова и Богодулу, которые символизируют старый, уходящий мир, на который продолжают опираться пожилые люди.
В 1981 году роман был экранизирован (режиссерами Л. Шепитько и Э. Климов) под названием «Прощание».
Настоятельно советуем не ограничиваться кратким изложением «Прощания с Матерой» и прочитать полную версию произведения.