b733e4

«Тёплый хлеб» — краткое содержание

«Тёплый хлеб» - краткое содержание
Новое

Константин Паустовский — 5 класс — 9 мин.

  • Бабушка Настасья — старая женщина, добрая и мудрая, которая всегда готова помочь другим;
  • Алеша — мальчик, внук Настасьи, который весьма щедро делится своим теплом и добротой;
  • Злая Зима — персонификация мороза и жестокости, которая пытается уничтожить тепло и счастье в деревне;
  • Добрая Весна — персонификация оттепели и надежды, которая противостоит Злой Зиме и помогает восстановить тепло и благополучие.
  • Филька – мрачный, замкнутый мальчик, в сердце которого не жил ни малейший след доброты по отношению к животным и людям.
  • Прочие персонажи

    • Панкрат – старый мельник, мудрый, практичный, разумный мужчина.
    • Бабушка – настоящая бабушка Фильки, добродушная и заботливая женщина.
    Modal window id: popup-professionsbox

    Краткое содержание

    Когда кавалерийский отряд проезжал неподалеку от деревни Бережки, произошел взрыв и обломок "ранил в ногу подпольного коня". Командиру отряда оставалось только оставить его в деревне и продолжить свой путь.

    Раненого коня взял к себе старый мельник Панкрат, которого местные дети считали волшебником. Старику удалось вылечить коня, и он стал его верным помощником, часто помогая Панкрату с ремонтом плотины, перевозя глину, навоз и деревянные бревна.

    Кормление коня стало проблемой для мельника, и вскоре он начал пройтись по деревне, прося пищу у местных жителей. Многие пожалели умное животное, пострадавшее во время войны, и кормили его, используя все возможные средства.

    В поселении Бережки жил маленький мальчик Филька, чья бабушка называла его "Ну Тебя". Он был мрачным и замкнутым ребенком, который всегда вставлял свою любимую фразу "Да ну тебя!" в любой разговор, по любому поводу, из-за этого и возникло его прозвище.

    К началу зимы Панкрату удалось отремонтировать мельницу. В деревне осталось всего ничего муки, и мельник собирался приступить к помолу хлеба немедленно.
    В это время раненый скакун бродил по деревне в поисках пищи. Он «стукнул мордой в калитку к Филькиной бабушке». Мальчик нерадостно вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь попытался достать хлеб, но Филька «с силой ударил коня по губам» и бросил кусок в снежную сугроб.

    Скакун протяжно вскрикнул, из его глаз стекла слеза. Внезапно поднялся сильный ветер, заметая пурга. Филька с трудом добрался до избы. Среди рева безумного ветра мальчику показался «тонкий и короткий свист — именно так свистит лошадиный хвост, когда рассерженный конь бьет себя им по бокам».

    Под вечер метель успокоилась. Придя домой, бабушка Филькина поведала, что вся вода в поселке замерзла. Мощный мороз, который обрушился на Бережки в ночи, вызвал тревогу среди местных жителей: если погода не изменится, грядет голод. У всех на исходе мука, вода в реке замерзла, а мельница не в состоянии работать.

    С в домике стало настолько холодно, что мыши начали выбираться из-под пола, чтобы спрятаться «под печкой, где еще хранилось немного тепла в соломе». Филька испугался и заплакал, а бабушка, чтобы успокоить внука, решила рассказать ему забытую историю.

    В одно прекрасное время произошло страшное происшествие - великое холодное ненастье, уничтожившее всю жизнь. И причиной этому стала злоба обычных людей. Когда бедный старик, раненый солдат, попросил кусок хлеба у богатого человека, тот бросил его на землю. С трудом подняв его, пожилой солдат увидел, что он покрыт зеленой плесенью и несъедобен. Именно в то же мгновение налетела снежная буря, которая вихрем разрушила деревню и сбила крыши, и жадный человек немедленно умер.

    Бабушка Филькина верит, что и на этот раз причиной страшного мороза стал злой человек, появившийся в деревне. Единственная надежда заключается в том, что "дурной человек исправит свои злодеяния", и в этом может помочь только мудрый и всеучительный мельник.

    В темное время суток Филька, взяв с собой свою толстовку, поспешил к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что он сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если придумает «способ защиты от холода».

    Филька принял решение собрать всех своих знакомых друзей и вместе разбить лед на реке, чтобы мельница заработала. В ранние утренние часы собрались ребята и пожилые люди, и можно было слышать звук разбиваемого льда. Все были так заняты работой, что никто не заметил, как погода начала улучшаться: дунул теплый ветер, ветки на деревьях начали таять, а воздух наполнился ароматом весны. Возвращенная из дальних стран сорока причинила свой щебет, сказывая, что именно она разбудила южный ветер, который принес тепло в эти места.

    К вечеру лед растаял, и мельница заработала на полную мощность. Жители Бережков были в восторге: в каждом доме распространялся «аромат свежеиспеченного хлеба с хрустящей коркой».

    На следующий день Филька явится к Панкрату с целью покормить коня свежим хлебом. Сначала Панкрат не хочет принимать подарок от своего обидчика, но мельник уговаривает его помириться с мальчиком. После того, как конь съел всю буханку хлеба, он положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

    И что происходит в конце?

    Филька – осознает, что его поступок был неправильным, и угощает коня свежим хлебом с солью, примирился с ним.

    Панкрат – подсказывает Фильке, как искупить свою вину перед людьми и конем, уговаривает коня принять подарок от мальчика и помириться с ним.

    Заключение

    Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, как важно проявлять доброту и сострадание к чужой беде, не оставаться равнодушными.

    После прочтения краткого пересказа сказки "Теплый хлеб" рекомендуем познакомиться с полным текстом произведения Паустовского.

    Комментарии

    Открыть диалоговое окно с формой по клику
    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Бесплатный вебинар
    Для родителей Для подростков

    Определите, что мешает получать пятёрки

    • Оставьте заявку на вводный урок
    • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
    • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость