Произведение Антона Павловича Чехова «Размазня» было создано в 1883 году. В центре повествования находится состоятельный дворянин, который безжалостно обманывает молодую застенчивую гувернантку. Однако на самом деле он дает ей важный жизненный урок, побуждая отстаивать свои интересы.
Чтобы лучше подготовиться к изучению этого рассказа в 7 классе, рекомендуем ознакомиться с кратким изложением его содержания на нашем ресурсе.
Время и место действия
Сюжет разворачивается в России 1880-х годов.
Главные персонажи
- Рассказчик— глава семейства, уверенный в себе и волевой дворянин средних лет.
- Юлия Васильевна— скромная, застенчивая и безответная гувернантка.
Другие герои
- Коля и Варя— дети рассказчика, подопечные Юлии Васильевны.
Краткое содержание
Сеньор этого дома пригласил к себе в кабинет гувернантку, которая лишь недавно переступила порог его дома в качестве работницы. Без долгих предисловий он, словно заправский торговец, начал подсчитывать расходы, безапелляционно заявив, что их договор был заключен «из расчета тридцать рублей за месяц». Юлия Васильевна, робея, осмелилась напомнить, что речь шла о сорока рублях ежемесячно, но мужчина отмел её слова, заявив, что «прежним гувернанткам всегда платил по тридцати».
С той же лёгкостью он укоротил и срок её службы: вместо двух месяцев и пяти дней, на которые она могла рассчитывать, он взял в расчет лишь два месяца. Юлия Васильевна, ошеломленная такой наглостью, не нашла в себе сил возразить.
Но и это было не все: хозяин дома, словно одержимый жаждой экономии, стал вычеркивать из жалованья гувернантки все воскресенья, «да еще три праздничных дня». Не забыл он упомянуть и о нескольких днях болезни Коли, когда «занятия не проводились», а также о зубной боли самой Юлии Васильевны, из-за которой ей пришлось сократить уроки с детьми.
Слова упрёка больно ранили сердце молодой женщины. Она судорожно пыталась сдержать подступающие слёзы, пряча дрожь в руках за приступом кашля. Её скудный заработок, и без того мизерный, таял с каждым словом хозяина, но тот, казалось, наслаждался её унижением. Мужчина сыпал обвинениями, словно из рога изобилия: то Коля по её недосмотру на дерево забрался и порвал сюртучок, то горничная у Вари ботинки украла – и во всём, разумеется, виновата гувернантка. Достал он из закромов памяти даже « злосчастную чайную пару », что разбилась по неосторожности ещё под Новый год.
Переполнила чашу терпения нелепая история с выдуманным долгом в десять рублей. Но даже эта вопиющая несправедливость не вынудила Юлию Васильевну вступиться за себя.
После вычитания всех необходимых сумм у нанятой домашней наставницы оставалось лишь одиннадцать рублей. Tихо прошептав «Спасибо», она собиралась уйти из комнаты, но хозяин дома остановил её. Он принялся негодовать по поводу слабости и безвольности девушки, готовой благодарить обманщика. Владелец поместья искренне не понимал, как « можно быть такой беспомощной », но весь вид Юлии Васильевны говорил о том, что это вполне возможно.
В итоге повествователь попросил у гувернантки прощения за суровый жизненный урок и в полном объёме рассчитался с ней.
И что вышло в результате?
Повествователь — извиняется перед гувернанткой за жестокий жизненный опыт и выплачивает ей полный расчёт.
Юлия Васильевна — получает полную оплату за свои услуги.
Заключение
В своих произведениях Чехов призывает нас не молчать перед несправедливостью и всегда бороться за истину, невзирая на трудности. Иногда, чтобы пробудить в человеке внутреннюю силу и решимость противостоять собственной слабости, необходима жёсткая встряска.
Ознакомившись с кратким содержанием рассказа «Размазня», обязательно прочтите его полную версию, чтобы прочувствовать всю глубину авторского замысла.