b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Слепой музыкант» — краткое содержание

«Слепой музыкант» - краткое содержание
1.4K

Владимир Короленко — 6 класс — 12 мин.

В 1886 году была впервые опубликована повесть «Слепой музыкант» Короленко, в которой автор затрагивает важные темы смысла человеческой жизни, искусства, любви и воспитания. Сам Короленко писал своим друзьям, что его целью в «Слепом музыканте» было не только проследить психологию слепого, но и отразить всеобщую мечту об идеале и тоску по полноценному существованию.

На нашем веб-сайте доступно краткое содержание повести «Слепой музыкант» в формате онлайн чтения. Этот пересказ будет полезен школьникам, которые заполняют читательский дневник или готовятся к уроку литературы.

Место и время действия

События повести развертываются на западе современной Украины, на Волыни, в конце 1860-х — начале 1880-х годов.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные персонажи

  • Петр Попельский– главный герой произведения, слепой музыкант, рожденный с этим недостатком.
  • Максим Яценко (Дядя Максим) – дядя Петра, Анны Михайловны брат; его обязанности включали воспитание племянника.
  • Эвелина Яскульская – Петром возлюбленная.

Другие персонажи

  • Анна Михайловна Попельская – Петрова мать.
  • Иохим – конюх у Попельских, который играл на дудочке для Петра.
  • Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с кем Петр посетил Почаев.
  • Егорий – слепой звонарь.
  • Братья Ставрученко – студенты, которые останавливались у Попельских.

Сжатое содержание

Глава первая

Ночью в богатой семье Юго-западного края родился ребенок. На первых порах никто не обратил внимания на то, что мальчик слепой. Только спустя несколько недель после осмотра врач подтвердил опасения матери о его незрячести.

В семье Петра жили мать, отец и "дядя Максим". Отец мальчика был очень похож на остальных деревенских помещиков. Дядя Максим же был известен как самый опасный болван. Он успел побывать в Австрии, стать сторонником Гарибальди, а после серьезного ранения вернулся в родные края уже без одной ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя Максим проявил интерес к своему слепому племяннику и посоветовал матери не быть такой заботливой. Женщина послушала его совет и вскоре ребенок начал активно ползать по дому. Было видно, что он компенсировал свою слепоту отличным слухом и осязанием.

Весной в один день мама и дядя Максим привели Петю к берегу реки. Мальчик был ошеломлен новыми ощущениями, запахами и звуками и от волнения потерял сознание.

Вторая часть

Когда Пете исполнилось пять лет, он уже хорошо знал каждый уголок дома. Наблюдая за ним, можно было подумать, что он просто очень умный ребенок.

Петя заинтересовался свирелью конюха Иохима. Вскоре он начал приходить в конюшню и самостоятельно изучать игру на дудочке. Анна, чувствуя ревность к сыну отношения конюху, решила купить пианино. Но Пете не понравилась сложная пьеса, которую сыграла женщина. Однако, слушая игру Иохима, Анна стала выражать свои эмоции через музыку. Петя с удовольствием начал изучать и играть на пианино.

Третья часть

Благодаря воспитанию дяди Максима, Петя на шестом году уже овладел навыком поддержания порядка в своей комнате, а также научился оседлать лошадь и управлять ею при помощи Иохима. Но у мальчика не было друзей – деревенские парни относились к нему недоверчиво из-за его потери зрения.

Вскоре в рядом расположенном поместье поселились старики Яскульские вместе со своей дочерью Агнешкой, которая была почти ровесницей Пети. Девочка проводила большую часть времени в одиночестве, и казалось, будто она – «маленькая взрослая женщина».

Когда Петя играл у реки, Эвелина обнаружила его присутствие и попыталась с ним поговорить, но мальчик отверг ее попытки. Следующая встреча девочки с Петей произошла несколько дней спустя, и они наконец-то начали разговаривать. Вначале Эвелина не заметила, что Петя слепой. Однако, когда мальчик случайно начал ощупывать лицо девочки, чтобы понять, как она выглядит, она испугалась и заплакала. Позже она осознала истину. На следующий день Эвелина сама решила навестить Петю, и с этого дня они стали друзьями.

Четвертая глава

Петя испытывал внутреннюю неудовлетворенность. Он желал видеть мир, свет, цвета, и его душа стремилась найти способ «дать выход силам, спящим в его глубине».

Пятая глава

К Дяде Максиму на прием заглянул его старый приятель Ставрученко, у которого молодое поколение находилось на проживании: сыновья Ставрученко, учащиеся филологического факультета и консерватории, и один молодой кадет. Пришедшие молодые люди активно дискутировали на различные темы, однако в ходе беседы они не обращались к Петрушке.

В процессе одной из их бесед, Петя тихо встал и покинул комнату. Эвелина моментально побежала за ним и нашла его у старой, заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой своим ощущением, будто он "ненужный человек на этой земле". Взволнованная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и молодой человек сначала согласился, но затем вспомнил, что он слепой. Эвелина ответила, что это не имеет значения, ведь они любят друг друга. По возвращению к гостям, Петя сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы музыкой Петра, в которой присутствовали элементы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко заявил, что Петр обладает "исключительным стилем" и ему нужно получить серьезное музыкальное образование.

Глава шестая

Осенью Попельские семьи пошли в гости к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу известного разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в его походах.

Во время посещения монастыря они познакомились со глухим послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со глухим звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился глухим, но у них есть послушник Роман, который оглох в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел услышать звуки и свою мать. Звонарь производил впечатление человека злобного, сердитого.

Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все глухорожденные злые.

Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и мрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно глухому?» После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.

В ходе одной беседы Максим стал объяснять Петру взаимосвязь между символикой звуков и цветов. Слепой алчно схватывал каждое слово и сразу же пытался воспроизвести это на фортепиано. Петр выразил свое разочарование в том, что он не может видеть и был бы рад поменяться с последним нищим - тогда он был бы менее несчастным, потому что думал бы только о выживании.

Неподалеку от усадьбы Попельских находилась чудотворная католическая икона. В день ее праздника Максим, Петр и Иохим пришли к иконе. У выхода сидели слепые нищие, по очереди исполняя унылую песню. Петр, словно испугавшись услышанного, хотел быстрее уйти. Максим же заметил, что это те самые "счастливцы", которыми он недавно завидовал, и заставил своего племянника подать милостыню.

Одинаково и приоритетно они приняли решение отправиться летом в Киев, с целью того, чтобы осенью Петр начал обучение у известного музыканта. В одну из июльских ночей, находясь на дороге, два слепых стали свидетелями странного происшествия. Их подозвали к бричке, в результате чего к ним присоединился третий слепец: старец Кандыба с серыми волосами, высокий Кузьма и молодой человек, одетый в новую деревенскую одежду. Их назначение было связано с Почаевом. В то время, как Максим отправился в Киев самостоятельно, он скрыл от родных, что Петр ушел вместе со слепцами.

С каждым шагом на пути Петра встречались нищие, которые приносили в его жизнь новые звуки, принадлежащие неизвестному и необъятному простору. Глаза слепцов расширялись, грудь наполнялась широтой, а слух еще больше обострялся. Вскоре Петр выучил песню слепцов. К концу осени он вернулся домой. Были слухи, что он посетил Почаевский монастырь, чтобы вымолить исцеление у почаевской богоматери. Несмотря на то, что он оставался незрячим, его душа, без сомнения, стала чудесно исцеленной.

Седьмая глава

Эвелина объявила своим родителям о своем стремлении выйти замуж за Петра, и они провели свадьбу. Временами музыкант заходил к Федору Кандыбе и проводил с ним длительные разговоры. Новость о том, что у Петра скоро будет ребенок, вызвала у него беспокойство. Несмотря на опасения Петра, у ребенка родилась зрячая.

Завершение

Прошло три года. Петр выступал на ярмарке "Контракты" в Киеве, играя на фортепиано. "Толпа была пленена глубокой искренностью его выражения", народной мелодией, "которая вытекала из рук слепого музыканта". Слушая музыку, Максим ясно узнавал знакомый мотив песни слепых. Максим думал о том, что Петр "увидел и сможет напомнить счастливым о несчастных", что "вот этот [Максим] совершил свое дело и прожил на свете смысловую жизнь".

"Так начал свою карьеру слепой музыкант".

И в итоге чего получилось?

Главный герой Петр Попельский совершает брак с Эвелиной, а после трех лет выступает на ярмарке «Контракты» в Киеве, исполняя музыку на фортепиано.

Дядя Максим, также известный как Яценко Максим, уезжает в Киев.

Эвелина Яскульская становится женой Петра и рожает их сына, который рождается со способностью видеть.

Заключительные слова

В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает процесс становления и взросления главного героя, слепого Петра. Автор с мастерством описывает, как мальчик постепенно познает мир, сталкивается с его сложностями и переживает на этом пути, а также как он осознает и обретает истинные ценности. Несмотря на свое физическое препятствие, Петр проявляет свой талант в музыке и находит личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был снят фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).

Краткий обзор повести «Слепой музыкант» позволит быстро ознакомиться с сюжетом и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость