В 1938 году, вдали от родных берегов, Иван Алексеевич Бунин создает проникновенный рассказ «Тёмные аллеи», ставший частью одноименного сборника, посвященного вечной теме любви. Впервые мир увидел это произведение в 1943 году на страницах нью-йоркского издания «Новая земля». Ностальгия по России, щемящая боль эмиграции – всё это нашло отражение в строках рассказа.
«Тёмные аллеи» – произведение, написанное в русле неореализма. Любовь, со всеми её светлыми и тёмными гранями, является центральной темой как самого рассказа, так и всего цикла.
Ознакомиться с кратким содержанием «Тёмных аллей» И.А. Бунина вы можете на нашем сайте.
Место и время действия
Действие рассказа переносит нас во вторую половину XIX века, в Российскую империю, на одну из почтовых станций где-то в пределах Тульской губернии.
Главные герои
- Николай Алексеевич – статный мужчина за шестьдесят, с военной выправкой и следами прожитых лет на лице. В юности его сердце пылало страстью к Надежде, но судьба распорядилась иначе, и он оставил ее. Обремененный семейными узами, он вырастил сына.
- Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора, хранящая в своей душе неугасающее пламя любви к Николаю Алексеевичу. Эта любовь стала и ее счастьем, и ее проклятием, не позволив построить собственное семейное гнездо.
- Клим – верный кучер Николая Алексеевича, молчаливый спутник в его жизненных странствиях.
Мрачные краски осени
Холодный осенний ветер гнал по небу тяжелые тучи, поливая землю проливным дождем. Сквозь пелену ненастья, к одинокой избе на Тульском тракте, с трудом пробирался заляпанный грязью тарантас с полуопущенным верхом. Это пристанище путников служило одновременно и почтовой станцией, и постоялым двором, где уставшие путники могли найти приют, тепло и ночлег.
Крепкий, темноликий «мужчина-кучер», похожий на старинного разбойника, уверенно правил экипажем тарантаса. В самом экипаже восседал высокий и стройный старик с военной выправкой, взгляд которого отличался вопрошающей строгостью и усталостью, будто напоминая силуэт самого Александра II.
Когда кучер остановил тарантас, военный вошел в уютную, теплую и опрятную горницу. В левом углу комнаты красовался новый золотистый образ, а в правом - побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился аромат аппетитных щей. Приезжий, сняв верхнюю одежду, тут же окликнул хозяев.
Вдруг в комнату вошла загадочная женщина, чья внешность поразительно напоминала пожилую цыганку. Ее темные волосы и черные брови придавали ей неординарную красоту, не свойственную ее возрасту. Хозяйка тепло пригласила гостя отведать домашней еды, и он с благодарностью принял предложение, попросив поставить самовар. В ходе беседы приезжий узнает, что женщина не замужем и ведет хозяйство самостоятельно. Неожиданно она называет его по имени - Николай Алексеевич. Мужчина замер, его глаза расширились, и он покраснел, узнав в этой гостеприимной хозяйке свою давнюю любовь - Надежду.
Переполненный эмоциями, Николай Алексеевич пытается вспомнить, сколько же воды утекло с их последней встречи: «Лет тридцать пять, не меньше?». Надежда мягко поправляет его: «Тридцать, Николай Алексеевич». Все эти годы он не знал о ее судьбе ровным счетом ничего. Надежда поведала, что вскоре после их расставания получила вольную от господ, а замуж так и не вышла, потому что все это время берегла в сердце любовь к нему. Смутившись, мужчина проронил: «Время лечит, дорогая моя. Юность, любовь — все проходит бесследно». Но женщина не разделила его меланхолии: «Молодость, может, и уходит безвозвратно, а вот любовь — совсем другое дело». Надежда призналась, что не смогла вычеркнуть его из своей жизни, "дышала им одним", и с горечью вспомнила, как «жестоко» он с ней обошёлся — она даже подумывала о самоубийстве. В ее памяти он навсегда остался Николенькой, который читал ей стихи про «таинственные аллеи».
Погружаясь в воспоминания, Николай Алексеевич резюмирует: «Ничто не вечно. Всё забывается», на что Надежда отвечает: «Всё проходит, но не все стирается из памяти». Прослезившись, мужчина просит подать экипаж, говоря: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видать, уже простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «Как тогда ничего не было для меня дороже вас, так и потом ничего не заменило вас».
Николай Алексеевич просит прощения у женщины и рассказывает, что сам был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила ему и бросила его еще более оскорбительно, чем он когда-то Надежду. Сына обожал, «а вырос негодяй, транжира, нахал, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я утратил в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он – ей. Впоследствии кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна.
Охваченный чувством стыда, Николай Алексеевич отправляется в путь, сожалея о том, что поцеловал руку Надежде. Его мысли устремляются в прошлое, где он вспоминает цветущие кусты шиповника и тенистые аллеи липовых деревьев. Задумываясь о том, что могло бы быть, если бы он не оставил ее, Николай Алексеевич представляет, как Надежда была бы не хозяйкой постоялого двора, а его женой, хозяйкой его петербургского дома и матерью его детей. Качая головой, он закрывает глаза, погружаясь в размышления.
И что в итоге?
Николай Алексеевич— поцеловав руку Надежде, уезжает с постоялого двора, размышляя о том, как могла бы сложиться его жизнь, если бы они остались вместе.
Надежда— остаётся на постоялом дворе, провожая взглядом уезжающего Николая Алексеевича.
Заключение
И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» своим наиболее успешным произведением во всем сборнике, считая его своим лучшим творением. В нем автор размышляет о природе любви, о том, способно ли истинное чувство противостоять течению времени: может ли настоящая любовь сохраниться на протяжении десятилетий или она остается лишь в наших воспоминаниях, а все остальное – это лишь «история пошлая, обыкновенная».
Краткий пересказ «Темных аллей» будет полезен для подготовки к уроку или при ознакомлении с сюжетом произведения.