Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик», опубликованная в 1948 году, стала первой частью трилогии писателя («Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»), которая является классикой детской литературы. Действие произведения разворачивается во время Гражданской войны в вымышленном городе Ревске.
Эта книга повествует о дружбе, честности и о сохранении человеческого достоинства в трудные времена.
Рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание «Кортика» по главам (частям). Пересказ произведения может пригодиться для ведения читательского дневника и подготовки к урокам литературы.
Место и время действия
Сюжет повести разворачивается в 1920-х годах, в период Гражданской войны, на территории России, в вымышленном городе Ревске и в Москве.
Главные герои
- Миша Поляков– подросток, в чьи руки попадает загадочный кортик.
- Валерий Никитин – бывший белогвардейский офицер, возглавляющий преступную банду.
- Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик.
Другие персонажи
- Геннадий Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.
- Вячеслав Эльдаров – пианист, друг Миши.
- Филин – денщик Валерия Никитина.
- Борис Филин, по прозвищу Жила – жестокий и расчетливый мальчик, сын Филина.
- Товарищ Свиридов – следователь НКВД.
- Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.
Краткое содержание
Часть первая. Ревск
Главы 1-4
С рассветом Мишу Полякова выдернуло из сна навязчивое желание обзавестись рогаткой. Тихонько, как мышь, проскользнул он в чулан и, раздобыв старую камеру от дядисеменова велосипеда, выкроил из нее полоску резины.
Внезапно Миша заметил соседа, Сергея Ивановича Полевого, бывшего моряка. Тот вышел во двор и что-то спрятал в собачьей будке. Дождавшись ухода соседа, мальчик заглянул в тайник и обнаружил там стальной клинок кинжала – настоящий морской кортик без ножен. Вернув находку на место, Миша никак не мог выбросить кортик из головы. Зачем же Полевой его прячет?
Едва солнце озарило город, дядя Семён, к своему удивлению, обнаружил острую необходимость в своем видавшем виды велосипеде. Миша, словно почуяв неладное, решил раствориться в утренней суете и пулей вылетел на улицу. День обещал быть насыщенным: сначала он успел схлестнуться в словесной перепалке со своими заклятыми врагами – ребятами с Огородной, затем, предаваясь философским размышлениям с лучшим другом Генкой, вонзал нож в податливую землю. Вдоволь набродившись по шумному, как улей, украинскому базару, где жизнь била ключом, Миша был пойман бдительным оком бабушки и препровожден домой на обед.
Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого нагоняя, он попал в эпицентр семейного совета. Взрослые, с тревогой в голосах, обсуждали личность Валерия Никитского – грозы всей округи и главаря местной банды, за плечами которого маячило туманное прошлое белогвардейского офицера.
Следующий день встретил Мишу домашним арестом – суровым наказанием за вчерашние проделки. Тоска одолевала мальчишку, но, вспомнив о недавней находке, он воспрял духом. Выждав момент, Миша прокрался к тайнику и извлек кортик. Каждая из трёх граней украшалась искусной гравировкой: хищный волк, ядовитый скорпион и царственная лилия – будто символы неведомой тайны. Вернуть реликвию на место Мише помешали голоса с улицы, заставив его спешно спрятать кортик в недрах своего дивана.
Внезапное появление Генки стало последней каплей для томящегося взаперти Миши. Не раздумывая ни секунды, он выскользнул из дома через окно, навстречу приключениям.
Главы 5-9
Старое дерево гостеприимно распахнуло перед друзьями двери их тайного убежища – шалаша, заботливо сооружённого из досок, веток и листьев. С этой импровизированной смотровой площадки родной Ревск был виден как на ладони. Неожиданно мальчики заметили, как в город ворвалась белая пелена, словно предвестник чего-то тревожного. Чувствуя неладное, друзья поспешили вернуться домой.
Миша стал свидетелем ожесточенной схватки между Полевым и злоумышленниками. Когда матроса все же задержали, Никитский потребовал от него отдать кортик, но тот упорно молчал. Во время обыска Мише удалось незаметно изъять оружие и передать его Полевому. Матрос вырвался и скрылся, но на мальчика обрушился сокрушительный удар рукоятью нагана.
Придя в себя, Миша обнаружил рядом с собой приехавшую из Москвы маму. Узнав об этом, он уговорил Генку тайно отправиться в столицу, спрятавшись в ящике под вагоном. Там, в одном доме с Поляковыми, проживала родная тетка Гены, Агриппина Тихоновна.
В гостях у Миши Полевой поведал ему удивительную историю морского кортика. Матрос с линкора «Императрица Мария» собственнолично видел, как Никитский хладнокровно лишил жизни офицера Владимира из-за этого самого клинка. Полевой пытался предотвратить трагедию, но в этот момент могучий корабль сотряс страшный взрыв. В суматохе кортик оказался у матроса, а ножны – у Никитского. С тех пор Никитский не оставлял попыток разыскать матроса и вернуть себе клинок. Причины такой одержимости оставались для Полевого тайной, но он твердо решил не отдавать кортик: «То, что служит врагу, нам принесет лишь беду».
Главы 10-14
Эшелон несколько недель простоял на станции Низовка. Из-за нехватки продовольствия Мишка и Генка отправились в лес за грибами, но не успели вернуться до наступления темноты и вынуждены были попросить ночлег у местного обходчика. Ночью на них напала банда Никитского, которая требовала остановить проходящий состав. Обходчик отказался, и бандиты начали разбирать пути.
Мальчики поспешили к своему эшелону и предупредили о происходящем Полевого. После схватки матрос подарил Мише кортик, раскрыв при этом его тайну – внутри рукоятки находилась тончайшая металлическая пластина с зашифрованной информацией, а ключ от шифра был у Никитского. Кроме того, матрос предостерег Мишу от жителя Ревска по фамилии Филин, вспомнив, что и во дворе их московского дома проживает человек с такой же фамилией.
Часть вторая. Двор на Арбате
Главы 15-19
Пролетел год с момента, как кортик стал тайной Миши, спрятанной в недрах шкафа. Мальчик мучился загадкой личности Филина – таинственного завсклада и отца Борьки. Прошлое этого человека окутывала пелена молчания, которую хранила Агриппина Тихоновна, обронив лишь раз, что Филин – личность весьма сомнительная.
Генка оставался верным другом Миши, а их тандем пополнился Эльдаровым Славой – хрупким и бледным, словно лунный свет, мальчиком, виртуозно владеющим фортепиано. С Борькой же, прозванным Жилoй, отношения не сложились с самого начала – слишком явными оказались его корысть и низменность натуры.
Шура Огуреев, великан двора, известный также как Шурка Большой, блистал не только ростом, но и актерским талантом в драмкружке местного клуба. Вдохновленные его примером, ребята загорелись идеей создать свой собственный детский театр.
Главы 20-28
Управдом Миша случайно узнал, что «Филин приказал заблокировать вход в подвал», что вызвало у него подозрение. В полуподвальном помещении, где находился клуб, Миша обнаружил проход в подвал и вместе с Генкой и Славой начал его изучать.
В подвале друзья обнаружили большие деревянные ящики. Вскоре туда спустился Филин в сопровождении высокого мужчины, чей голос показался знакомым Мише. Он не разглядел его лица, но предположил, что это был Никитский.
Однажды во время ссоры с Борькой Гена упомянул, что им известно «и про подвал, и про ящики». Миша решил раскрыть друзьям тайну кортика. Генка был уверен, что шифр указывает на местонахождение клада. Ребята решили проследить за высоким незнакомцем.
Часть третья. Новые знакомства
Главы 29-33
В один из дней, Генка, неустанно следя за складом Филина, заметил фигуру незнакомца высокого роста. Он поспешил позвать Мишку, и вместе они стали свидетелями того, как этот человек вошел в филателистический магазин, а затем, минуя центральный вход, скрылся через черный ход. Внимательный Мишка успел заметить, как старик-филателист торопливо спрятал продолговатый предмет черного цвета, украшенный кольцом и шариком. Все указывало на то, что это были ножны от кортика.
Главы 34-41
Мише требовалось неопровержимое доказательство того, что Филин родом из Ревска. Благодаря помощи Агриппины Тихоновны, ему удалось подтвердить эту информацию. Теперь перед ребятами стояла новая задача: выяснить, был ли Филин моряком в прошлом, и если да, то довелось ли ему служить на линкоре.
Тем временем, подготовка к долгожданному спектаклю детского театрального кружка подошла к концу. Представление прошло с триумфом, собрав восторженные отзывы зрителей. После его окончания было принято решение организовать пионерский отряд.
Часть четвертая. Отряд №17
Главы 42-46
Задумали приятели хитростью выведать, не ходил ли Филин когда-то под парусом. Мишка нашептал Борьке, будто бы затеяли они спектакль ставить, «про морские приключения», да и попросил чего-нибудь из флотского обмундирования раздобыть. За свой перочинный ножик получил Борька отцовскую, выцветшую от времени ленточку с гордой надписью «Императрица Мария».
Главы 47-53
Когда развеялись последние сомнения в причастности Филина к их тайне, принялись ребята строить планы, как бы им заполучить заветные ножны. В филателистическую лавку соваться больше не было смысла: старик-продавец знал их всех как облупленных. Лишь к концу лета созрел у них новый план действий.
Приспособив к старой тележке фанерные щиты с киноафишами, ребята каждый день парковали её напротив лавки и под этим прикрытием вели своё наблюдение. Так им удалось выведать, что передают злоумышленники ножны от кортика через Борьку. Улучив момент, ловко вытащили они их из его свёртка.
В уютной обстановке своего убежища юные следопыты принялись изучать трофей. Каково же было их изумление, когда «футляр клинка распустился подобно экзотическому цветку». На его внутренней стороне, словно выгравированная посланием самой судьбы, красовалась таинственная шифровка, в точности повторяющая ту, что украшала кортик.
Часть пятая. Седьмая группа «Б»
Главы 54-57
Наступили будни школьной жизни. Во время урока царицы наук, математики, Миша невольно привлек внимание строгий взор учительницы. Причиной тому послужила книга о старинном оружии, покоившаяся на его парте. Не медля ни секунды, она доложила о находке директору школы – Алексею Ивановичу, человеку мудрому и проницательному.
Директор, к удивлению Миши, проявил неподдельный интерес к увлечению мальчика. Более того, ему было известно о страсти Миши и его друзей к разгадке запутанных шифров. Юному кладоискателю не оставалось ничего иного, как поведать директору захватывающую историю о таинственном кортике.
Взгляд Алексея Ивановича моментально распознал в шифре литорею – тайный язык древнерусских манускриптов. Общими усилиями директор и Миша распутали хитросплетение символов. Фраза, открывшаяся им, гласила: «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть».
Внимательно изучая кортик, Алексей Иванович пришел к выводу, что бронзовая змейка, обвивающая рукоять, и есть тот самый загадочный «гад». Ею необходимо было завести часы, вероятно, принадлежавшие хозяину кортика – офицеру Владимиру. Ключ к разгадке тайны, очевидно, крылся в поисках его родных.
Главы 58-63
Ребята, используя специальную литературу, обнаружили, что кортик принадлежал «полковому оружейному мастеру, жившему во времена царствования Анны Иоанновны, то есть в середине восемнадцатого века». Они поделились этой информацией с директором и его гостем – товарищем Свиридовым, который подтвердил их предположения.
В свою очередь, Иван Алексеевич установил фамилии всех Владимировых, погибших при взрыве на линкоре. Все данные указывали на В.В. Терентьева – «выдающегося инженера Российского флота». Также выяснилось, что он был потомком известного оружейника, и кортик, вероятно, достался ему по наследству.
Случайная беседа открыла Мише любопытный факт: дед его одноклассницы Лели Подволоцкой, оказывается, был не просто профессором, но и адмиралом! Более того, среди его учеников числился сам Владимир Терентьев. Не теряя времени, ребята отправились к вдове профессора. Пожилая женщина с теплотой вспомнила одаренного студента и даже отыскала его старые письма. В разговоре выяснилась еще одна интересная деталь: родным братом супруги Терентьева был некий Валерий Никитский.
Часть шестая. Домик в Пушкине
Главы 64-71
Письма, найденные у профессорской вдовы, указывали на то, что мать Владимира Терентьева, Мария Гавриловна, проживала в Пушкине. Прибыв на место, Миша заметил возле её дома высокого мужчину, лицо которого показалось ему знакомым. Внезапно до него дошло: «Да ведь это же Никитский!»
Ошеломленный этим открытием, Миша поспешил поделиться увиденным со своим товарищем Свиридовым. Тот, выслушав рассказ, дал мальчику категоричный приказ больше не приближаться к Пушкину.
Молодые друзья активно готовились к вступлению в комсомольскую организацию. После проведенного собеседования, их пригласили к Свиридову, который работал в отделении на Петровке. Он сообщил, что Никитский был задержан, но тот упорно отрицал свою причастность к преступлению. Следователь попросил Мишу принять участие в очной ставке.
Главы 72-74
В присутствии свидетелей Миша рассказал о нападении бандитов в Ревске и предъявил кортик. Терентьева подтвердила, что это оружие принадлежало ее сыну. Она пояснила, что Никитский обманным путем завоевал ее доверие.
Мария Гавриловна поведала, что в ее семейном роду многие мужчины занимались водолазным делом, участвовали в экспедициях по подъему затонувших судов. Из поколения в поколение в их семье передавался секретный код, «указывающий местонахождение тайника», построенного оружейником Терентьевым.
Спрятанная в часах тайна раскрылась, когда при помощи особого механизма были открыты их внутренние сокровища. В них хранились карты с координатами затонувших судов, полных ценностей.
Узнав об этой семейной тайне, Никитский решил присвоить себе эти бесценные документы.
Миша Поляков передал найденный список в организацию «Судоподъем», где работал его старый знакомый - матрос Полевой.
Финал истории
Миша Поляков раскрывает махинации Никитского, рассказывая о преступном налете в Ревске и представляя кортик как доказательство.
Никитский Валерий Сигизмундович задержан сотрудниками НКВД.
Свиридов, после задержания Никитского, просит Мишу помочь и принять участие в очной ставке.
Эпилог
Повесть Рыбакова демонстрирует, что даже в самые трудные жизненные периоды необходимо сохранять человечность и не поддаваться низменным чувствам и желаниям.
После ознакомления с кратким обзором произведения «Кортик» мы советуем полностью прочитать эту захватывающую историю.