«Молодая гвардия» — краткое содержание

«Молодая гвардия» - краткое содержание
Новое

Александр Фадеев — 9 класс — 10 мин.

Роман "Молодая гвардия" Фадеева был написан в 1946 году (вторая редакция - 1951 год). Сюжет основан на реальных событиях - подвиге, совершенном в годы Великой Отечественной войны членами молодежной подпольной организации города Краснодона.

Главная идея произведения - это храбрость, стойкость и мужество молодых людей и девушек, которые были готовы отдать свои жизни за Родину. В романе также поднимаются вопросы героизма, предательства и морального выбора.

Рекомендуем прочитать краткое содержание "Молодой гвардии" онлайн по главам, чтобы лучше подготовиться к уроку литературы.

Место и время событий

События романа происходят в период с 1942 по 1943 годы в СССР, в городе Краснодоне.

Главные персонажи

  • Олег Кошевой - мужественный, решительный парень, один из лидеров организации.
  • Ульяна Громова - молодая девушка с яркой личностью, обладающая глубоким интеллектом и сильным характером. Она радует своей начитанностью и завоевала авторитет среди сверстников.
  • Любовь Шевцова - уверенная в себе и артистичная девушка, проявляющая яркость и независимость. Она собирает важную информацию, взаимодействуя с немецкими властями.
  • Сергей Тюленин - активный участник подпольного движения, всегда готовый выполнять сложные задачи. Он отличается смелостью и преданностью идеалам организации.
  • Елена Николаевна - мать Олега Кошевого, заботливая и любящая женщина.

Другие персонажи

  • Володя Осьмухин, Иван Земнухов, Валерия Борц, Иван Туркенич, Жора Арутунянц и другие - участники молодежной подпольной организации "Молодая гвардия". Они все разные, но их объединяет общая цель и стремление изменить мир к лучшему.
  • Мария Андреевна Борц - талантливая учительница литературы, которая совершает попытки эвакуировать своих учеников старших классов.
  • Игнат Фомин - бывший кулак, теперь полицейский, являющийся жестоким и безжалостным человеком.
  • Андрей Валько– горный рабочий, участник подпольного движения.

Содержание

Главы 1–5

Наступил тяжелый 1942 год. Все ученики старших классов и выпускники Краснодона трудились рядом со взрослыми на коллективных и государственных фермах, шахтах, паровозостроительной фабрике. Несмотря на то, что война была неподалеку, молодежь с ее здоровьем, радостью жизни, наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не останавливалась.

Немецкие войска захватили практически всю Украину, и через Краснодон прошел непрерывный поток беженцев и отступающих военных частей. Фронт приближался все больше, и местные власти приняли решение об эвакуации.

В этот день две подружки прощались с родным краем, любимым городом, где они счастливо провели годы своей молодости и где остались их мечты и планы на будущее. Расставание Ули Громовой и Вали Филатовой оказалось тяжелым, так как Валя не могла оставить свою старенькую маму.

Главы 6–15

"Толпы беженцев вторые сутки проходили через Краснодон", и центр города стал необычно тихим и безлюдным. Клава Ковалева и Ваня Земнухов, забыв про все на свете, проявляли свою любовь. Клава просила парня пойти на эвакуацию вместе со своей семьей, но он отказался, так как он и Жора Арутунянц пообещали эвакуировать больного товарища, которому открылся шов после операции. Когда друзья отправились в путь, Ваня Земнухов постоянно пытался найти "машину, на которой ехали Ковалевы", но безуспешно.

Когда Ваня прибыл на переправу, он увидел Клаву среди машин, телег и толп утомленных людей. Внезапно прогремел мощный взрыв, который ясно дал понять, что переправа была взорвана и остается единственным путем отступления.

К тому времени, когда это произошло, многие успели покинуть опасную зону. Но группа старшеклассников из дальнего района оказалась запертой и не смогла выбраться из окружения. В роли руководителя эвакуации группы выступила учительница Мария Андреевна Борц, которая испытывала крайнюю заинтересованность в успешном выполнении этого задания: ее собственная дочь, Валя, была среди учащихся. Девушка была очень хорошо знакома со Степой Сафоновым, который решил противостоять немцам в подпольной борьбе. Взорванная переправа заставила Марию Андреевну вернуться в город вместе с детьми.

Сережа Тюленин, который не спал несколько суток, вернулся домой со своей наградой: лимонками, револьверами и патронами, которые он спрятал в саду. Парень уже убил двух немцев и не собирался останавливаться на этой цифре.

Главы 16–23

Вскоре в городе появились первые автомобили с немцами. В доме Елены Николаевны Кошевой поселился «генерал, барон фон Венцель», заняв две комнаты. Во-первых, немецкие солдаты вырубили все палисадники, чтобы улица была хорошо видна и партизаны не имели возможности свободно проникать на территорию. В короткие сроки весь город стал «наполнен мундирами грязно-серого цвета».

В доме Володи Осьмухина также постоянно останавливались немцы, которые сразу начали домогаться к его сестре Люсе. Ночью к ребятам пришел Сережа Тюленин, рассказавший имена остальных знакомых. Воспользовавшись подходящим случаем, он поджег склад.

Местные жители в ожидании немцев были в недоумении, но каждая семья пыталась как-то адаптироваться к «новому и ужасному положению». Всех, кто не успел перебраться через Донец, немцы разделили на две категории: мирных жителей и военнослужащих. Первых разрешили вернуться домой, а военных отправили в неизвестном направлении.

Олег Кошевой обратился к Андрею Валько с просьбой найти в городе кого-то из участников подполья. Валько посоветовал ему самому найти «ребят, годных к делу, таких, что опытных» . Олег встретился с Валей Борцом и Степой Сафоновым, чтобы обсудить, «ребят и девушек, которые могли бы находиться в городе» .

От друзей Олег узнал, что Володя Осьмухин «нашел связь с одним участником подполья и уже получил задание» . На следующий день к Кошевому прибежала Люба Шевцова с поручением «от дяди Андрея» . Она была « «Любка-артистка, хитрая, как лиса», она всю жизнь выступала» .

Части 24–29

Инженер-экономист по имени Стеценко был довольно рад приходу немцев, так как ему не нравилось устройство советской жизни. Как только у него появился удобный случай, он отправился в немецкую комендатуру, где обнаружил известного краснодонского шахтера Игната Фомина. Фомин раньше был жестоким и страшным кулаком. Стеценко получил должность бургомистра.

В это время молодежь, желающая сражаться с захватчиками, провела совещание, на котором было решено создать потайную организацию молодежи.

Части 30–42

Германцы активно начали арестовывать разных людей: комсомольцев, большевиков, сотрудников Советского Союза, инженеров, учителей и шахтеров. Среди арестованных оказались два подпольщика - Андрей Валько и Матвей Шульга, которых предал Фомин. Когда Валько был допрошен, ему предложили должность главного инженера в местной дирекции, но он сильно ударил офицера в лицо.

Многих заключенных, в том числе Валько и Шульгу, немцы привели в парк, где была вырыта длинная яма. В эту яму они закопали арестантов, оставив их живыми.

Комсомольцы сделали торжественное клятву следовать интересам подпольной организации, известной как "Молодая гвардия". Организация быстро стала сильной и успешно выполнила много важных заданий.

Люба Шевцова, успешно пройдя курсы военно-десантной подготовки, активно знакомилась с немцами, представляя себя дочерью шахтовладельца, ставшего жертвой политических репрессий. Благодаря естественному таланту актрисы, она легко добыла разнообразную секретную информацию и передала ее партизанам.

Уля Громова активно занималась борьбой с вербовкой и угоном молодежи. Сопротивляющимся удалось поджечь биржу труда и тем самым уничтожить списки людей, которых немцы планировали отправить на принудительные работы в Германию.

Великим событием для местных жителей стало известие о крушении немецких войск под Москвой, которое стало известно благодаря работе участников движения «Молодая гвардия». Ребята выписывали листовки, используя тушь на страницах своих школьных тетрадей.

Фомина был пойман сопротивляющимися и повешен на открытом месте.

Елена Николаевна, как и многие другие родители юных подпольщиков, находилась в затруднении — должна ли она препятствовать деятельности своего сына или помочь ему. Ули и Олег сообщили ей, что в честь Октябрьской годовщины в городе будут развенчаны красные знамена. Все члены молодежной организации собрались у Кошевых, чтобы отметить это важное событие.

Главы 46–54

30 декабря 1942 года ребята обнаружили немецкую машину, переполненную новогодними подарками. Они решили провернуть обчистку и тут же продать часть подарков на рынке. Но это решение стало гибельным для "Молодой гвардии", поскольку после этого было обнаружено полицией. Стало известно об аресте "Мошкова, Стаховича и Земнухова".

Stakhovich, after enduring terrible torture, "revealed the headquarters of the Young Guard along with the accomplices." Arrests began, and only a few underground members managed to evade persecution. Each of the captured boys was brutally interrogated but none of them confessed to belonging to the Young Guard and "did not betray their comrades."

The tortured Uli Gromova had a five-pointed star burned into her back, but even this inhumane ordeal did not break her will and faith that victory would be with the Soviet people.

All the arrested underground members were taken to "mine No. 5." On the way, the boys sang revolutionary songs. The Germans brought out the tormented Young Guardsmen "in small groups and threw them down the shaft one by one."

Немцы появились в Краснодоне, где уже были вчерашние школьники, но советские танки и советская власть вернулись в город. Подпольщиков казнили и похоронили в братской могиле в парке.

И как все закончилось?

Олег Кошевой, Уля Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и другие участники "Молодой гвардии" были схвачены и пытками доставлены в шахту, где их казнили.

Стахович, не выдержав пыток, выдал "Молодую гвардию".

Вывод

Произведение А. Фадеева направлено на демонстрацию мужества и устойчивости советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Подвиг молодых гвардейцев оставался примером истинной патриотической любви к Родине.

После ознакомления с кратким пересказом "Молодой гвардии" рекомендуем прочитать полную версию романа.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость