В 1509 году Роттердамский Энкомий был написан. Это произведение представляет собой критику общественной и частной жизни европейского общества и представлено от лица Глупости. В критике рассматриваются убеждения, традиции, суеверия, а также церковный быт и обычаи современников.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуется прочитать краткое содержание «Похвалы глупости» на нашем сайте. Пересказ сатиры также будет полезен для читательского дневника.
Главные герои
- Глупость– аллегорический образ, представляющий собой совокупность многих человеческих пороков.
Другие персонажи
- Род человеческий– все люди, которые, в той или иной мере, подвержены глупости.
Краткое содержание
Главы 1–10
Глупость не имеет значения, когда "грубые смертные" говорят о ней. Само ее присутствие способно развеселить "богов и людей". В этот раз она хочет показать себя публике, подражая "древним грекам, которые предпочли назваться софистами, чтобы избежать стыдной клички мудрецов". Глупость точит свой мундштук: "Хвали сам себя, если люди не хвалят." И это имеет свое объяснение - люди многие века с усердием пользуются ее благодеяниями.
Плутос – «единственный и настоящий отец богов и людей» – является отцом Глупости. Глупость считает, что по воле этого бога «все совершается – как священное, так и мирское». Если Плутос милостив, то тот, кто имеет его благоволение, не должен бояться самого Юпитера со своими молниями и громами. Глупость родилась на "Счастливых островах, где никто не сеет, не пашет, а только собирают хлебные запасы". В этих местах нет старости, болезней и изматывающего труда.
Две прекрасные нимфы – Метэ (Опьянение) и Апедия (Невоспитанность) – вырастили Глупость. В свите Глупости можно встретить Колакиию (Лесть), Лету (Забвение), Мисопонию (Лень), Гедонэ (Наслаждение), Анойю (Безумие), Трифэ (Чревоугодие), а также попали в этот хоровод Космос (Разгул) и Негретос Гипнос (Непробудный сон). Благодаря своим верным сподвижникам Глупость подчиняет себе весь род человеческий и отдает приказы самим императорам.
Главы 11-21
Согласно Глупости, только благодаря ей и ее преданным сторонникам люди решают создавать семьи, рожать и воспитывать детей. Если бы мужчины и женщины хорошенько подумали перед вступлением в брак, они, вероятно, бы не решились на этот шаг.
Глупость также утверждает, что именно благодаря ей детство и юность считаются самыми прекрасными периодами в жизни человека. Это потому, что "мудрая природа окутала малышей привлекательной вуалью глупости, которая привлекает родителей и воспитателей, вознаграждает их за их труды и дарит малышам любовь и заботу, которые им необходимы". Даже старость обладает особой прелестью, поскольку она имеет много общего с детством - "та же белая прядь волос, отсутствие зубов, маленький рост, пристрастие к молоку, нелепая речь, болтливость, бестолковость, забывчивость, поспешность".
Счастье и радость приносит только Глупость, благодаря ей женщины привлекают мужчин, друзья закрывают глаза на недостатки своих товарищей, а супруги мирятся после ссоры. В общем, Глупость является основой любого общества. Без нее «ни одно сообщество, никакая связь не были бы радостными и прочными».
Главы 22–30
Глупость уверена, что без нее никто не сможет выжить. Если ее отвергнуть, «не только все остальные люди станут вам неприятны, но и каждый из вас самому себе станет отвратителен и ненавистен».
По словам Глупости, война – это абсурдное «соревнование, в котором каждая из сторон обязательно испытывает больше неудобств, чем получает выгоды». Только благодаря Глупости и происходят войны на земле.
Государства, власть, суды и религия возникли благодаря глупости, которая играет важную роль в жизни.
Главы 31–39
По мнению глупости, все науки являются результатом влияния демонов, которые несут нам несчастье. Золотым веком она считает период, когда люди жили в гармонии с природой, не используя науки. Самыми счастливыми считаются глупцы и юродивые, которые не стремятся стать богами и не боятся смерти. Для них жизнь не имеет цели. Безумие считается божественным даром.
Главы 40–54
Имеются в виду люди, которые наивно верят в существование магических амулетов и обманных заклинаний, разработанных неким мошенником, с целью добиться удовольствия или личной выгоды, и предаются надежде на накопление богатства, почестей, удовольствий, изобилия во всех сферах жизни, постоянного здоровья, долголетия, активную старость, а в конечном итоге - место в близи от самого Христа в Царствии Небесном».
Глупость особо удивляется тем людям, которые являются актерами, певцами, ораторами и поэтами. Многие из них не обладают никаким талантом, но вместе с тем испытывают огромное самомнение. Глупость подтверждает факт, что «чем менее одарен человек, тем больше у него поклонников».
Самовлюбленным глупцам пальму первенства отдают юристы, софисты, диалектики, философы и богословы. Последние себя высоко оценивают, смотря с презрением и жалостью на остальных людей, будто они скот, барахтающийся в грязи. Они заботятся о том, чтобы не быть похожими друг на друга, а целью ставят не стать как можно более подобным Христу, а быть как можно больше отличными от монахов других орденов.
Главы 55–60
Обсуждение глупости королей и знатных придворных является популярным занятием. Если бы у них хотя бы немного было здравого смысла, их жизнь была бы куда более интересной и счастливой.
Когда дело касается придворных вельмож, их поведение не может быть раболепным, низкопоклонным, пошлым и гнусным. Они всегда стремятся быть лучшими, но на самом деле являются никчемными.
Придворные украшают себя золотом, драгоценными камнями и пурпуром, чтобы скрыть свою ничтожность, но им это не удается.
Государи и знатные вельможи соревнуются с папами, кардиналами и епископами в роскоши и изысканности. Тем не менее, мало кто помнит, что слово "епископ" означает труд, заботу и прилежание.
Главы 61–68
Дураки не ценят мудрых, которые живут в нищете и страданиях. Зато, деньги сами плывут к глупцам, которые управляют государством и процветают.
В качестве доказательства своей ценности, глупость приводит пословицы и высказывания ученых. Она утверждает, что даже простая подражательность и обманчивая тень глупости вызывают похвалу со стороны людей ученых.
Заключение
Эразм Роттердамский в своем произведении с иронией выявляет главные пороки человечества. Несмотря на то, что произведение было написано много веков назад, его основные идеи остаются актуальными до сегодняшнего дня.
Рекомендуем прочитать полную версию произведения после ознакомления с кратким пересказом "Похвалы глупости".