b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Максим Максимыч» — краткое содержание

«Максим Максимыч» - краткое содержание
Новое

Михаил Лермонтов — 9 класс — 7 мин.

Глава «Максим Максимыч» Лермонтова представляет собой продолжение истории о Бэле и является второй частью романа «Герой нашего времени». Эта глава содержит ценную информацию о сущности Печорина.

В данной главе главный герой представлен со стороны, и читатель может ознакомиться с его внешним видом. Рассказ ведется от лица путешественника-рассказчика.

Для более полной подготовки к уроку литературы рекомендуется прочитать краткое содержание «Максим Максимыч» онлайн на нашем сайте. Пересказ данной главы также может быть полезен для написания читательского дневника.

Место и время действия

События этой главы романа происходят в начале XIX века в России, во Владикавказе.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Максим Максимыч– пятидесятилетний штабс-капитан, моложавый, открытый, порядочный мужчина.
  • Григорий Александрович Печорин– офицер, достигший возраста тридцати лет, но по-прежнему закрытый, своевольный и холодный в своих отношениях с людьми.

Другие персонажи

  • Рассказчик– путешественник и друг Максима Максимыча.

Краткое содержание

Во время своего путешествия по Кавказу рассказчик встретил Максима Максимыча. Судьба снова свела их вместе в постоялом дворе, где они провели вечер, словно старые друзья.

Когда они увидели элегантную коляску, остановившуюся во дворе, они решили узнать, кто приехал в этот удаленный уголок. Оказалось, что коляска принадлежит Печорину, и это заинтересовало Максима Максимыча. Он попросил слугу сообщить Печорину, что на него желает встретиться его старый знакомый штабс-капитан. Максим Максимыч надеялся, что Печорин обрадуется этой вестью и тут же придет приветствовать его.

С нетерпением я ожидал появления Печорина, о чём рассказывал Максим Максимыч. Молодой офицер меня заинтриговал, но сам Печорин не собирался приходить, и было ясно, что старика огорчало, что они не встречаются. Я не мог заснуть всю ночь, ожидая своего старого друга, и не понимал, почему он не спешит увидеться со мной.

На заре следующего дня появился Печорин, и рассказчик получил возможность внимательно рассмотреть его. Молодой человек среднего роста был представлен перед ним, его руки были маленькими и всегда держались в аристократической позе. Хотя его походка была ленивой и небрежной, никогда он не размахивал руками - это являлось «надежным признаком некоторой скрытности в характере». С первого взгляда на Печорина можно было подумать, что ему не больше двадцати трех лет, но при более пристальном рассмотрении становилось очевидно, что он пересек тридцатилетний рубеж. Его позы были некоторым образом изящными и пленительными, а в его улыбке было что-то детское. Черные усы и брови в сочетании с его светлыми кудрями отличали его от остальных, «как черная грива и черный хвост у белой лошади».

Особую внимания заслуживали его глаза, которые "не расцветали радостью, когда он смеялся". Холодный, ослепительный их блеск напоминал "блеск гладкой стали", а взгляд оставался всегда серьезным и проницательным. В общем, Печорин был очень привлекателен, и "имел одну из тех уникальных внешностей, которые особенно нравятся женщинам из высшего общества".

Утром Максим Максимыч отправился по делам к коменданту. Когда он увидел, что Печорина уже готовятся отправиться, рассказчик послал мальчишку позвать старого офицера. Максим Максимыч побежал изо всех сил, боясь опоздать. Он хотел радостно обнять Печорина, но молодой человек только протянул ему руку, "очень холодно, хотя с улыбкой". Он сказал, что все это время скучал и теперь отправляется в Персию, не задерживаясь здесь. При вопросе о Бэле Печорин слегка побледнел и отвернулся, а затем вынужденно зевнул.

Старик умолял Печорина остаться хотя бы на некоторое время, чтобы поговорить и вспомнить прошлое. Однако офицер вежливо, но решительно отказался от совместного обеда, на котором настаивал Максим Максимыч. Он сказал, что каждому своя дорога и просил не держать на него зла.

Максим Максимыч хотел передать Печорину его старые бумаги, которые остались со времен их пребывания вместе в крепости, но молодой человек отказался от них. Когда его спросили, когда он вернется из Персии, Печорин махнул рукой, что можно толковать так: не скоро! и зачем.

Старик не ожидал такой безразличности, он «был грустен и раздражен, хотя пытался скрыть свои чувства». Презрение Печорина глубоко задело его, ведь он считал молодого человека своим давним другом, с которым они пережили многое. Максим Максимыч предсказал плохую судьбу Печорину, которая ожидает всех, «кто забывает старых друзей».

Штабс-капитан спросил у рассказчика, что он собирается делать с записками Печорина. Ответив, что собирается "сделать патроны", штабс-капитан с презрением начал выбрасывать тетради своего бывшего друга на землю. В этот момент у старика вызвалось чувство жалости.

Рассказчик схватил бумаги и быстро унес их, боясь, что штабс-капитан передумает. Они прощались достаточно холодно: Максим Максимыч так и не смог преодолеть унижение от встречи с Печориным. Грустно было видеть, как раньше открытый и дружелюбный офицер превратился в упрямого штабс-капитана. Рассказчик понял, что Максим Максимыч закроет свое сердце и душу для новых знакомств, потеряв веру в дружбу.

Так как всё закончилось?

Максим Максимыч очень обиделся и разочаровался от холодного отношения Печорина при встрече. Он отдал свои бумаги рассказчику-офицеру, став при этом упрямым и сварливым.

Печорин холодно поздоровался с Максимом Максимычем и даже не прокомментировал его, уехав в Персию.

Вывод

Главная мысль этой истории заключается в том, что нужно бережно относиться к чувствам других людей, особенно если они старше нас. У людей старшего поколения нет возможности заменить потерянные мечты и иллюзии, поэтому их доброе расположение следует уважать.

Если вас заинтересовал краткий пересказ «Максим Максимыч», мы рекомендуем вам прочитать полную версию произведения Лермонтова.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость