b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Луч света в тёмном царстве» — краткое содержание

«Луч света в тёмном царстве» - краткое содержание
13.4K

Николай Добролюбов — 10 класс — 7 мин.

В 1860 году была написана знаменитая критическая статья Добролюбова "Луч света в тёмном царстве", которая посвящена драме А.Н. Островского "Гроза". Быстро ставший популярным фразеологизмом, заголовок обозначает яркое, обнадеживающее явление в сложной и запутанной ситуации. Он связан с главной героиней пьесы - Катериной.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуется прочитать краткое содержание "Луч света в тёмном царстве" онлайн. Пересказ статьи Добролюбова будет полезен и для читательского дневника.

Краткое содержание

Николай Александрович начинает свою статью с признания, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и умением ярко и резко изображать ее существенные аспекты. Упоминая несколько критических статей о пьесе "Гроза", Добролюбов поясняет, что многие из них не раскрывают полностью суть произведения.

Перед нами предстает высказывание критика, где он определяет "главные законы драмы". Особое внимание уделяется "борьбе страсти и долга", где долг обязательно должен побеждать. Кроме этого, истинная драма должна придерживаться "строгого единства и последовательности", где развязка логически продолжает завязку. Все персонажи и диалоги должны непосредственно участвовать в развитии сюжета. Язык должен быть "литературным и не приближаться к вульгарности".

Начиная анализировать пьесу Островского, Добролюбов отмечает, что автор не полностью осветил главную задачу драмы: «внушить уважение к нравственным обязанностям и показать опасные последствия пристрастия к страсти». Катерина изображена в облике страдальца, а не преступницы. По мнению Добролюбова, сюжет чрезмерно перегружен деталями и персонажами, а язык «превосходит все пределы терпимости хорошо воспитанного человека».

Однако Добролюбов сразу же признает, что критика, запутанная в цепких объятиях доминирующей теории, заключает себя во вражде «против любого прогресса, против всего нового и оригинального в литературе». В качестве примера он приводит творчество Шекспира, которому удалось поднять уровень человеческого мышления на до этого недостижимую высоту.

Известный публицист делает вывод, что все пьесы А. Н. Островского можно назвать настоящими "жизненными пьесами", потому что в них преобладает "общая, не зависящая от конкретных персонажей ситуация жизни". В своих произведениях писатель не осуждает ни злодеев, ни их жертв: оба этих типа часто являются смешными и не достаточно энергичными для сопротивления судьбе. Таким образом, "борьба, требуемая теорией от драмы", в пьесах Островского протекает не через монологи персонажей, а благодаря обстоятельствам, которые диктуют им свою волю.

Так же, как и в реальной жизни, отрицательные персонажи не всегда получают заслуженное наказание, так же, как и положительные герои не всегда достигают счастья в конце произведения. Публицист детально изучает внутренний мир каждого из второстепенных и эпизодических персонажей. Он подчеркивает, что в пьесе «особенно видна необходимость так называемых “ненужных” персонажей», которые наиболее точно характеризуют главную героиню и делают смысл произведения более понятным.

Добролюбов отмечает, что «Гроза» является «самым решительным произведением Островского», но при этом оно производит «менее тяжелое и грустное впечатление», чем все остальные пьесы автора. В «Грозе» можно почувствовать «что-то освежающее и ободряющее».

Далее Добролюбов осуществляет анализ образа Катерины, который является "прогрессом" не только в творчестве Островского, но и во всей русской литературе. Реальность достигла того, что нуждается в "людях, даже менее прекрасных, но более активных и энергичных". Сила Катерины заключается в ее цельности и гармонии: она предпочитает свою собственную гибель, чем жизнь в неблагоприятных и неприятных обстоятельствах. Ее душа полна "естественными стремлениями к красоте, гармонии, удовлетворению, счастью".

В семье Катерины, где царит тоскливая атмосфера, она стремится найти свет, свежий воздух, возможность мечтать и радоваться. Сначала она ищет утешение в религии и душевных беседах, но не находит тех ярких и волнующих впечатлений, которые она так нуждается. Когда она осознает, чего ей действительно необходимо, проявляется ее сильный характер, неизрасходованный на мелкие выходки.

Катерина полна любви и творческого вдохновения. В своем воображении она пытается преобразить реальность, окружающую ее. Она сильно чувствует любовь к другому человеку и желает найти отклик в сердце другого. Однако ее супруг – Тихон Кабанов, закрытый и молчаливый, не понимает сущности Катерины. Она верит, что он – ее судьба, именно в нем она надеется найти счастье, которого так жаждет, но вскоре все ее иллюзии разрушаются.

Замечательное сравнение героини с могучей рекой, которая легко и свободно обходит все преграды, впечатляет. Даже разыгравшись и преодолевая дамбы, она не проявляет гнева и злости, а лишь стремится продолжить свой путь.

Анализируя характер и поступки Катерины, Добролюбов приходит к выводу, что лучшим решением для героини будет бегство с Борисом. Она не винит никого в своей несчастной судьбе и единственным утешением видит смерть, как спокойную гавань. "Грустно и горько это освобождение", но у Катерины просто нет другого выхода. Именно решимость женщины сделать этот сложный шаг производит на читателей "освежающее впечатление".

Modal window id: popup-professionsbox

Вывод

В своем тексте Добролюбов отмечает, что необходимо обладать достаточным мужеством и честностью перед собой, чтобы носить внутри себя живой, согревающий свет.

После ознакомления с кратким изложением статьи "Луч света в темном царстве" рекомендуется ознакомиться со статьей Добролюбова в полной версии.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость