В 1914 году Максим Горький завершил работу над повестью «В людях». В центре повествования – история мальчика-сироты Алексея, вынужденного скитаться по чужим углам и добывать пропитание тяжёлым трудом. Именно этот аспект жизни, полную лишений и невзгод, подразумевает название, выбранное автором – «в людях».
Чтобы блеснуть знаниями на уроке литературы, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием повести на нашем сайте. А проверить себя поможет специальный тест.
Где и когда разворачивается действие?
Действие повести переносит нас в Россию, в Нижний Новгород, в 1870–1880-е годы.
Главный герой
- Алексей Пешков – осиротевший подросток, честный и добросовестный. Несмотря на жажду знаний, он вынужден посвящать всё своё время тяжёлой работе, чтобы выжить.
Второстепенные персонажи
- Саша – старший брат Алексея, высокомерный и жестокий юноша.
- Василий Васильевич Каширин– грозный и суровый дедушка Алексея, скупой и требовательный мужчина.
- Акулина Ивановна– добрая и ласковая бабушка Алеши, источник любви и тепла для внука.
- Людмила– хромая девушка, верная подруга и помощница Алеши.
- Матрена– сварливая и завистливая сестра Акулины Ивановны, жадная до всего женщина.
- Василий– средних лет, добрый и снисходительный чертежник, старший сын Матрены, хозяин Алеши.
- Иван Ларионович– управляющий иконописной мастерской, терпеливый и мудрый наставник.
- Павел Одинцов– честный, бойкий и умный подмастерье в иконописной мастерской, верный друг Алеши.
- «Королева Марго»– прекрасная соседка, тайно завоевавшая сердце Алеши.
- Осип – умудренный опытом плотник, человек проницательного ума и несгибаемой воли.
В двух словах о сюжете
Глава первая
Одиннадцатилетний Алеша Пешков трудится «мальчиком» в магазине «модной обуви». Хозяин не упускает случая напомнить ему, что тот работает «в лучшем магазине на главной улице» и обязан стоять у входа, словно статуя, не кривляясь и не почесываясь.
В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, который старше его «и по возрасту, и по положению». Саша вовсю пользуется своим преимуществом и при любой возможности не прочь поиздеваться над братом.
Каждое утро кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу же приступает к своим обязанностям: чистит «обувь и одежду хозяев, приказчика, Саши», ставит самовар, носит дрова. Мальчику нелегко свыкнуться с новой жизнью, которая неожиданно открыла ему «свою неприглядную, фальшивую изнанку».
Между двумя братьями разгорается ожесточенная ссора, и Алеша решается на побег. Но его планам не суждено сбыться: юноша случайно проливает на себя кипящие щи и оказывается в больнице.
Алеше кажется, что больница – место, где его ждет только смерть. Невыносимо болят ожоги на руках, и он с трудом пытается написать письмо бабушке, умоляя ее прийти и забрать его. Один из солдат, сжалившись над мальчиком, сообщает о его страданиях бабушке, и та уже на следующее утро забирает Алешу домой.
Глава II
Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, полностью разорен. Желая помочь супругу, Акулина Ивановна тайком раздает милостыню, пытаясь «задобрить господ».
Костромская деревня становится свидетелем трагических событий в жизни Алеши. Он узнает о кончине некоторых своих друзей и тяжелой болезни других. Однако судьба его не оставляет: Алеша знакомится с новыми соседями, чья старшая дочь Людмила покоряет его своей красотой, несмотря на хромоту.
Алеша и Людмила быстро находят общий язык и проводят много времени вместе, чему всячески способствует бабушка Алеши. Местные жители рассказывают мальчику жуткую историю о местном охотнике, который, по слухам, после смерти встает из гроба и бродит по кладбищу. Это наводит на ребят ужас, и они спорят, кто сможет переночевать в гробу. Только Алеша, по совету бабушки, решается на это испытание, всю ночь читая молитвы, и даже умудряется заснуть. На следующий день он становится настоящим героем в глазах односельчан.
Глава III
В трагическом повороте событий умирает младший брат Алеши, Коля, болезненный и убогий мальчик. Бабушка даже испытывает облегчение, понимая, что теперь он не будет мучиться всю жизнь.
Вместе с любимыми бабушкой и дедушкой, Алёша окунается в чарующий мир леса, где они собирают не только дрова для очага, но и ценные дары природы – лекарственные травы. Мудрая Акулина Ивановна, ловко управляясь с травами, посвящает внука в тайны их целебных свойств, раскрывая секреты зверобоя, буквицы и подорожника.
Лесная идиллия пленила сердце мальчика, и каждый новый день он с нетерпением ждал возможности вновь отправиться в чащу. Бабушка, радуясь энтузиазму внука, не могла ему отказать. Так и текли их счастливые летние дни, плавно переходя в золотую осень, наполненные ароматами трав, сладостью ягод, лесным очарованием грибов и ценным запасом орехов.
Но однажды дед огорчил Алёшу неожиданной новостью: приближалась пора отправляться к сестре бабушки, Матрене, чтобы учиться на чертёжника.
Глава IV
И вот Алёша снова в городе, в мрачном двухэтажном доме, напоминающем белокаменную гробницу. Хозяйкой здесь была строгая Матрена, вечно сердитая и громогласная. Лишь её старший сын отличался добротой и честностью, служа лучиком света в этом суровом доме.
Жизнь у дальней родни превратилась для Алеши в тягостное испытание. Дом Матрены кишел склоками и пересудами, а сам мальчик был вынужден выполнять массу обязанностей: от бесконечного мытья полов и чистки самовара с медной утварью до походов на базар и исполнения мелких хозяйских прихотей.
Долгожданное начало обучения обернулось разочарованием. Первая попытка скопировать эскиз дома провалилась, и Алеша решил прибегнуть к «помощи фантазии», украсив чертеж стаей ворон, голубей и воробьев, а у крыльца изобразив «кривоногих человечков под зонтиками». Третья попытка оказалась ближе к истине, но тут в дело вмешалась «старуха-хозяйка», яростно противившаяся обучению Алеши. Ее козни не знали границ, и мальчику пришлось оставить мечты о постижении премудростей чертежного искусства.
Глава V
Устав от постоянных ссор и придирок родственников, с первыми лучами весеннего солнца Алеша решается на побег. Однако, на этот раз он не спешит к бабушке, а, последовав совету, устраивается посудником на пароход с многообещающим названием «Добрый». Без согласия родни не обойтись – требуется паспорт. Бабушка, пустив в ход всё своё обаяние, уговаривает деда помочь внуку.
Судьба сводит Алешу с корабельным коком – добродушным мужчиной по прозвищу Смурый. Узнав о грамотности юного посудника, Смурый часто просит его почитать вслух, не уставая повторять: «Книги – источник мудрости, но выбирать их нужно с умом». Он искренне жалеет, что не может позволить себе дать Алеше достойное образование.
Глава VI
На освободившееся место второго посудника, покинувшего пароход, берут «с берега вятского солдатика, худощавого, с маленькой головой и рыжими глазами». Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур – и выпускает птиц на палубу. Пассажиры начинают всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.
Алеше не раз приходила мысль о побеге с парохода, но его всегда останавливало беспокойство за Смурого. Но привычный уклад жизни на пароходе оборвался весьма неожиданно: Алешу уволили из-за того, что официант воровал посуду и продавал ее пассажирам. Он получил «около восьми рублей — первые большие деньги» в его жизни, а Смурый на память подарил ему бисерный кисет.
Глава VII
Вернувшись домой, Алеша ощутил себя совсем большим и, осмелев, закурил прямо на глазах у деда. Такая выходка старика не обрадовала, и бабушке пришлось шутливо отчитать внука, чтобы немного успокоить разгневанного деда.
Дед предлагает Алеше вновь отправиться к Матрене, чтобы переждать зиму у нее, а с приходом весны скрыться от всех на теплоходе. Однако такой план мальчику не по душе. Поразмыслив, он решает попробовать себя в "ловле певчих птиц". К всеобщему изумлению, это занятие оказывается на удивление прибыльным. Но больше всего Алешу прельщает обретенная свобода и независимость, которые заглушают в его душе даже уколы совести по отношению к птицам.
Дед считает, что внуку пора оставить ловлю птиц: нужно думать о будущем, о том, как найти свое место в жизни. Алешу же все больше манит жизнь казаков и солдат – "простая и полная приключений". Он частенько сбегает на учения солдат, где его угощают махоркой.
Однажды Алексея постигло тяжелое и поразительное переживание, когда он стал свидетелем жестокого избиения и изнасилования женщины. При этом ее насильник, пьяный казак, гордился своим ужасным поступком. Мальчик с ужасом осознавал, что в подобной чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.
Глава VIII
С первым снегом Алексея вновь отправляют к Матрене. В ее доме все оставалось неизменным: гнетущая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алексей с усердием принимается за работу.
Он часто помогает прачкам полоскать белье, которые поначалу подшучивали над мальчиком, но со временем привыкли к нему и перестали обращать внимание. Алексею «было весело и интересно» с ними: прачки прекрасно знали о жизни города и охотно делились свежими новостями друг с другом.
Стремясь к уединению и погружению в собственные мысли, Алеша отправляется колоть дрова в сарай. Там его обнаруживают денщики, которые, зная о грамотности юноши, просят его написать письма своим родным или любовные послания для возлюбленных. В ходе разговора они поведали Алеше историю о жене портного.
Молодая женщина, страстно увлеченная чтением, часто посещала библиотеку. Однажды группа скучающих офицеров решила развлечься за ее счет, затеяв жестокую и оскорбительную игру – они начали писать ей любовные письма. Женщина, глубоко задетая их поступком, умоляла оставить ее в покое, выражая сожаление о причиненном ей горе. Офицеры же, в свою очередь, лишь посмеивались над ее ответами и продолжали слать ей письма, упиваясь своей жестокой забавой.
Алеша не мог равнодушно наблюдать, как над женщиной издеваются. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та, оценив его честность, вознаграждает мальчика серебряной монеткой. Алеша был восхищен умной и образованной женщиной и решает вновь прийти к ней, чтобы попросить почитать книгу. Так для мальчика открывается совершенно новый, поразительный мир литературы.
Глава IX
Книги закройщицы казались Алеше очень ценными, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но непреодолимая жажда чтения заставляет его «брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю». За каждую прочитанную книжку Алеша платил лавочнику копейку.
Открыв для себя волшебный мир чтения, Алеша столкнулся с гневом Матрены, которая, обнаружив у него книгу, разорвала ее на мелкие кусочки. Но страсть к знаниям не угасла: мальчик тайком продолжал брать книги в лавке, накапливая огромный по детским меркам долг – целых сорок семь копеек! Лавочник, не получив оплаты, поднял шум, и Алеше пришлось признаться хозяину в своей маленькой хитрости. Благородный человек не только расплатился с лавочником, но и подписался на газету, которую Алеша теперь читал вслух для всей семьи.
Однажды в доме произошла неприятность: хозяйский ребенок устроил потоп, распаяв самовар. Вину, как водится, свалили на Алешу. Разъяренная Матрена нещадно избила мальчика пучком сосновых веток, оставив на его теле множество заноз. Прибывший доктор, увидев следы побоев, хотел зафиксировать факт издевательства, но великодушный Алеша отказался жаловаться. В благодарность за его доброту семья разрешила мальчику брать книги у портнихи, открыв ему мир увлекательных французских романов.
Глава Х
В старинный дом въехала новая семья: очаровательная молодая женщина с глазами цвета южной ночи, ее прелестная дочурка и степенная матушка. Красота дамы, казалось, не поддавалась времени, сияя свежестью и новизной, и, словно мотыльки на свет, слетались к ней поклонники.
Маленький Алеша, очарованный прелестной соседкой, прозвал ее про себя Королевой Марго. Он проводил много времени с ее прелестной пятилетней дочкой, играя и читая ей сказки. Благодарная Королева Марго хотела как-то отблагодарить Алешу, но тот попросил лишь разрешения брать у нее книги. "Жизнь порой бывает такой серой и скучной, – объяснил он, – а книги помогают забыть об этом". Так мальчик впервые окунулся в волшебный мир русской поэзии.
В преддверии праздничных дней глаза Алеши поразила внезапная хворь: веки мальчика распухли так сильно, что полностью скрыли свет. Хозяева, объятые страхом перед возможной слепотой Алеши, спешно позвали доктора. Эскулап, осмотрев больного, принял решение прорезать воспаленные веки изнутри. Несколько мучительных дней Алеша провел в повязке, томясь в гнетущей, беспросветной скуке. К счастью, зрение мальчика удалось спасти.
Глава XI
С приходом весны Алеша нашел себе новое место: он нанялся посудником на пароход «Пермь» за жалование в семь рублей ежемесячно. Шеф-поваром на этот раз оказался Иван Иванович, прозванный Медвежонком – невысокий, плотный мужчина, отличавшийся щегольством. Но самым колоритным персонажем на пароходе оказался кочегар Яков Шумов – широкоплечий, коренастый мужчина, заядлый картежник, любитель плотно перекусить и, конечно же, неутомимый рассказчик невероятных баек.
Деньги увлекают Якова, но он не является скупердяем. Из-за скуки он обучает Алешу игре в карты, и тот, движимый юношеским пылом, проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и куртку. Яков с досадой возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль «за обучение».
Алеша с интересом слушает истории Якова, но замечает, что в них не хватает «душевности», как в книгах.
Глава XII
Поздней осенью Алеша устраивается «учеником в иконописную мастерскую». Его наставница, «мягкая и слегка подвыпившая старушка», сообщает, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его заучить цены на все иконы, имена всех святых и в каких бедах они помогают.
Основными клиентами иконописной мастерской были староверы из Заволжья - люди немногословные, замкнутые, привыкшие к суровой жизни среди лесов. Алеше приходилось заманивать этих неразговорчивых покупателей с улицы, расхваливая товар на все лады. В глубине души мальчик сочувствовал им, ведь приходилось им выкладывать за иконы немалые деньги. Но жизнь есть жизнь, и от ее реалий никуда не деться, с грустью думал Алеша.
Глава XIII
В мастерской трудилось около двадцати живописцев, выходцев из Палеха, Холуя, Мстеры - известных центров иконописи. Во время работы они любили тянуть протяжные, полные печали песни.
Сама иконопись не вызывала у Алеши никакого интереса. Работа эта была разбита на множество однообразных этапов, лишенных всякой красоты и не способных пробудить в душе ни любви к делу, ни простого любопытства. Глядя на иконы в процессе создания, когда святые были еще безлики или лишены рук, мальчик испытывал неприятное чувство.
Вот возможный вариант перефразированного текста с сохранением HTML-разметки:
Мастерской руководит Иван Ларионыч – тихий и спокойный человек. Он умело наставляет своих подчиненных, даже самые опытные мастера с готовностью прислушиваются к его мудрым советам.
Глава XIV
Поначалу Алеша выступает в роли подмастерья: он отделяет белки от желтков для приготовления красок, размалывает пигменты и внимательно наблюдает за мастерством окружающих. Вскоре он замечает, что работники, «занятые этим раздробленным на куски ремеслом, не любят его и испытывают мучительную скуку».
По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своих приключениях на пароходе, делится разными историями из книг, читает им вслух, тем самым завоевывая «особое место в мастерской – рассказчика и чтеца». Чтение оказывает благотворное влияние на людей, привыкших трудиться в тягостной рутине. Наибольший интерес у них вызывает поэма Лермонтова «Демон».
Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который был известен своей любовью к созданию карикатур на мастеровых. Стремясь развлечь иконописцев, ребята начинают разыгрывать сценки и даже организовывать настоящие спектакли.
Глава XV
В день своих именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека». Однако его радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который явно недолюбливал мальчика.
Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то трясине, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и поддержать его морально.
Охваченный меланхолией, Алеша вынашивает идею побега: устроиться матросом на пароход, добраться до Астрахани и раствориться в экзотической Персии. Но судьба распоряжается иначе: на пороге появляется Василий, племянник бабушки, с заманчивым предложением – стать десятником. "Надо будет принимать материалы, следить, чтобы всё было на месте и рабочие не воровали", – объясняет он.
Глава XVI
Весенние паводки нередко превращают торговые ряды в Венецию, и Алеше приходится катать хозяина на лодке. Новая должность ему по душе – она оставляет время для чтения по вечерам. В квартире Королевы Марго теперь шумно и многолюдно: поселилось большое семейство, и гимназисты щедро делятся с Алешей своими книгами.
Старшие товарищи Алеши вызывали у него невольную зависть своим умением читать и писать. Пытаясь не отставать и казаться взрослее, он решил обратить на себя внимание барышни Птицыной. Юношеская влюбленность, однако, обернулась конфузом: пригласив свою "даму" на романтическую прогулку по пруду на доске, Алеша не удержал равновесие, и барышня оказалась в тине, потеряв весь свой шарм.
Глава XVII
С восходом солнца, в шесть часов утра, Алеша уже спешил на Ярмарку, где начинался его рабочий день. Яркий мир ремесленников - плотников, штукатуров, каменщиков и кровельщиков - открывался перед ним. В обязанности Алеши входило наблюдение за тем, чтобы рабочие не уносили со стройки материалы.
Поначалу Алеше было неловко следить за взрослыми мастерами. Но мудрый плотник Осип, видя растерянность мальчика, взял его под свою опеку. Он делился с Алешей своими наблюдениями, рассказывая о том, кто из работников хитер и норовит поживиться за чужой счет, а кто честен и простодушен.
Жалованье Алеши едва ли позволяло ему не умереть с голоду. Добрая душа, работники подкармливали мальчонку, а он в знак благодарности читал им вслух.
Глава XVIII
Алеша все сильнее привязывался к Осипу, видя в нем лучшие черты своих былых товарищей. Мальчику казалось, что Осип «на голову выше всех тех, кого он встречал на своем нелегком пути». Ум Осипа, его способность не прогибаться под гнетом обстоятельств, оставаясь собой «среди шаткой людской породы», притягивали Алешу как магнит.
Глава XIX
Зимой на Ярмарке дела шли ни шатко ни валко, работы почти не было, и Алеша был занят «мелкой бесконечной суетой» по хозяйству. Поэзия увлекла его не на шутку, он даже пробовал слагать собственные стихи.
Мальчик стал замечать, что в последнее время хозяин стал на редкость молчалив и задумчив. Словно что-то «надломило его душу, и жил он теперь не с прежней охотой, а по инерции, по привычке».
С наступлением сумерек Алеша любил коротать время в гостеприимном трактире, чей хозяин, будучи страстным ценителем вокального искусства, всегда привечал талантливых певцов из простого люда. В один из таких вечеров Алеша предложил хозяину разделить с ним удовольствие от задушевных песен, и тот с радостью согласился.
Пение простого рабочего глубоко тронуло душу хозяина, и он, раскрыв свое сердце, поведал Алеше о своей тайной печали: он был безнадежно влюблен в прекрасную женщину, ставшую для него лучиком света в темном царстве. Но судьба распорядилась жестоко: она была супругой фальшивомонетчика, которого отправили на каторгу в далекую Сибирь. И верная жена последовала за ним, оставив хозяина трактира наедине с тоской. Он признался, что если судьба подарит ему еще одну встречу с возлюбленной, то он, не колеблясь, оставит все, даже семью.
Глава ХХ
Три года Алеша трудился «десятником», наблюдая, как с наступлением зимней стужи рабочие разбирают опустевшие лавки, а с приходом весеннего тепла вновь отстраивают их. Этот круговорот казался мальчику бессмысленным, как и вся жизнь в целом.
В пятнадцать лет Алеша ощущал себя измотанным жизнью стариком, познавшим все тайны бытия. Понимая, что ему необходимо выбраться из этого состояния, Алеша решает осенью отправиться в Казань, чтобы начать там обучение.
И что же в результате?
Алексей Пешков, пережив интенсивное отрочество, решает уехать в Казань и с наступлением осени начать там учебу.
Заключение
Произведение Максима Горького во многом автобиографично и раскрывает главную проблему: противоречия между человеком и эпохой. Основная идея повести – сохранить человечность и чистоту душевных порывов, несмотря на жизненные трудности.
Краткий пересказ "В людях" будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.