b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Как я стал писателем» — краткое содержание

«Как я стал писателем» - краткое содержание
Новое

Иван Шмелев — 8 класс — 8 мин.

В 1895 году Шмелев написал рассказ под названием "Как я стал писателем". В этом произведении Иван Сергеевич рассказал о своем пути к писательству, начиная с детства и заканчивая публикацией своего первого рассказа.

Для литературного урока рекомендуется ознакомиться с кратким содержанием рассказа "Как я стал писателем" онлайн.

Место и время действия

События автобиографического рассказа происходят в Российской империи в период с 1870-х по 1890-е годы.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

  • Рассказчик - Иван Сергеевич Шмелёв, сам писатель.

Другие персонажи

  • Николай Иванович Баталин - инспектор, высокомерный и ограниченный преподаватель словесности.
  • Фёдор Владимирович Цветаев— учитель, который с большим энтузиазмом работал с писателем и помог раскрыть его творческий потенциал.
  • Анатолий Александров— профессор, редактор журнала «Русское обозрение», уверовавший в талант рассказчика и вложивший в него свою веру.

Краткое содержание

Рассказчик делится своими воспоминаниями о том, как он стал писателем. По его словам, всё произошло нечаянно, и ему казалось, что он всегда был писателем, хотя ещё не имел опубликованных работ.

С самого детства рассказчик был очень разговорчивым, из-за чего его нянька назвала его "балаболкой". В его памяти до сих пор живут отрывки из детства - маленькие кусочки воспоминаний о незначительных событиях, отрывки песен и молитв.

В детстве рассказчик с удовольствием общался с игрушками, досками и метлой: все казалось ему живым, родным и понятным. Он придавал предметам душу и выдумывал с ними разные истории.

После взросления рассказчик поступил в гимназию, где из-за своей постоянной болтовни его прозвали "римский оратор" уже в первом классе. Это прозвище привязалось к нему надолго, и он часто получал наказание за разговоры во время уроков.

В третьем классе рассказчик заинтересовался произведениями Жюля Верна - книги этого французского писателя разбудили уже богатое воображение мальчика и он решил написать сочинение о невероятных путешествиях учителей на Луну. Эта рукопись "получила огромное внимание, ее читали и восьмиклассники", но инспектор Николай Иванович Баталин совершенно не разделил восторженность. Он считал, что старшеклассники должны проявлять большое уважение и подчинение перед педагогами, и имел намерение строго наказать юного автора.

Рассказчик боролся со своими писательскими импульсами, которые неутомимо проявлялись в его школьных сочинениях. В своих работах он делал длинные и меланхоличные вкрапления, которые очень раздражали Баталина, который предпочитал, чтобы учащиеся просто следовали плану.

Однажды повествователь решил отстоять свою точку зрения перед инспектором, и за это получил сначала тройку с отрицательным знаком, а после этого даже попал под кол и получил оскорбление. Этот кол испортил средний балл у мальчика, из-за чего его не допустили к экзаменам и он остался на второй год.

Это событие, на первый взгляд печальное, стало счастливым для юного героя. Он попал к "другому словеснику, к незабвенному Федору Владимировичу Цветаеву", получив полную свободу выражения. Мальчик с энтузиазмом взялся за это дело, особенно полюбив "классные сочинения на поэтические темы".

Цветаев всегда оценивал «рассказы» высоко, давая им пятёрки с тремя иногда крестами - такие жирные!», и однажды заметил, что в рассказчике есть «некая, как говорится, «шишка»», и ему обязательно нужно развивать свой талант. Фёдор Владимирович стал единственным преподавателем, который оставил глубокий след в сердце рассказчика.

После окончания гимназии наступил третий период творчества рассказчика - публикации. Лето перед выпускным классом он провёл в изолированной деревушке, где проводил дни на рыбалке. Рядом с заброшенной мельницей, где проживал глухой старик, находились «обрывы, бездонный омут «с сомом», разрушенные грозой, расщепленные ветви». Местность была такой живописной, что она произвела неизгладимое впечатление на юношу, однако это чувство быстро ушло.

Только в процессе подготовки к экзаменам это «что-то» внезапно овладело разумом рассказчика, и он, отказавшись от учебных пособий, в один вечер написал небольшой рассказ под названием «У мельницы», опираясь на свой опыт летней рыбалки.

Это существенное событие произошло в мартовское вечернее время 1894 года. Рассказчик был полностью удовлетворен результатами своего труда. Однако, он не знал, как действовать дальше - друзей-литераторов не имел, а в его «семье и среди знакомых было мало интеллигентных людей». Почему-то ему стало стыдно даже просить совета относительно своей работы.

Запомнив, что однажды у него на Тверской попалась вывеска журнала «Русское обозрение», рассказчик решил отправиться туда с своим рассказом. Когда он оказался внутри, он очень удивился. В большом кабинете, где были разбросаны книги, сидел «редактор, приват-доцент Московского университета - Анатолий Александров». Он с радостью встретил юношу, принял его рассказ и попросил вернуться через два месяца.

Через два месяца рассказчика попросили снова прийти через два месяца. Но к тому времени он был занят выпускными экзаменами и забыл о своем рассказе. Поэтому для него стало неожиданностью получить письмо от «Русского обозрения», в котором Александров предложил встретиться. Он сказал, что ему понравился стиль и описание русской природы в его рассказе, и попросил написать статью для журнала.

Через некоторое время после отправки, рассказчик получил июльский выпуск журнала "Русское обозрение", в котором был опубликован его рассказ. Профессор Александров выразил признательность за понравившееся произведение и выдал первый гонорар - "восемьдесят рублей! Великое богатство", - как заявил он. Он восторженно начал говорить о том, что искусство, прежде всего, является поклонением! Искусство...ис-кус! Искусство - это песнь, подобная молитве. Основа его - религия.

Рассказчик вышел из редакции, испытывая сильное волнение. Сев на скамейку, он ощутил, что стал совершенно другим человеком.

Каков итог?

Рассказчик - получил оплату за свой первый опубликованный рассказ, почувствовал большие перемены в своей жизни.

Александров - помог рассказчику опубликоваться в журнале и выдал ему первый гонорар.

В заключение

В своём тексте автор раскрывает уязвимый и нежный характер таланта, а также подчеркивает необходимость заботиться о творческом вдохновении, чтобы не погасить его грубым словом или поступком навсегда. Главному персонажу посчастливилось встретить тонких и чутких людей, которые помогли раскрыть его врожденные способности.

После прочтения краткого пересказа "Как я стал писателем" мы рекомендуем ознакомиться с полной версией произведения.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость