«Гуттаперчевый мальчик» — краткое содержание

«Гуттаперчевый мальчик» - краткое содержание
Новое

Дмитрий Григорович — 5 класс — 10 мин.

В трогательной повести Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», увидевшей свет в 1883 году, перед нами разворачивается полная лишений судьба маленького сироты Пети, угодившего в жесткий мир цирковых артистов.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием «Гуттаперчевого мальчика» по главам, что, несомненно, пригодится при подготовке к урокам литературы или для ведения читательского дневника.

Где и когда происходят события?

Действие произведения разворачивается в XIX веке в декорациях величественного Петербурга.

Кто же главные действующие лица?

  • Петя – восьмилетний мальчик, оставшийся без родителей, вынужденный терпеть суровое воспитание циркового акробата.
  • Беккер – самовлюбленный атлет, акробат, человек с черствой душой, не знающий жалости.
  • Эдвардс – талантливый клоун с большим сердцем, добрый и отзывчивый мужчина, испытывающий искреннюю привязанность к маленькому Пете.
  • Верочка - старшая дочь знатного рода Листомировых, восьмилетняя девочка, отличающаяся добротой, чуткостью и особой ранимостью.

Другие персонажи

  • Анна - мать Пети, кухарка, женщина непростой судьбы.
  • Варвара - прачка, соотечественница Анны, женщина с добрым сердцем и отзывчивой душой.
  • Зина и Павел - младшие дети графа Листомирова.
  • Тетя Соня - сестра графини Листомировой, любящая и заботливая тетушка.

Краткое содержание

Глава I

Жители Петербурга весело отмечают пятый день Масленицы. Цирковые артисты, выступавшие утром, уже успели переодеться и смыть яркий грим, готовясь покинуть здание цирка.

По окончании представления, режиссёр попросил задержаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, юную наездницу, которая стояла рядом с матерью, бледная и худенькая. Режиссёр был крайне недоволен выступлением девушки: три падения за один вечер – это недопустимо! Публика была напугана, а это никуда не годится.

Не вызывал доверия у режиссёра и Эдвардс, хоть и считался «душой цирка, его главным украшением и приманкой». Тяжёлая меланхолия преследовала клоуна, грозя в любой момент обернуться запоем. Режиссёр умолял его продержаться хотя бы до конца масленицы, ведь потом цирк закрывался на время поста.

Глава II

Маленького «гуттаперчевого мальчика», как называли его в цирке, звали Петей. Судьба его была незавидна, и история жизни короткой – ему «прошло всего восемь лет». Мать Пети, взбалмошная, но добрая финка по имени Анна, служила кухаркой.

Судьба забросила её в тесную швейцарскую каморку, где вскоре после свадьбы на свет появился хрупкий, словно стебелёк, мальчик, наречённый Петей.

Грянула война, и мужа призвали на службу. Спустя время Анне пришла скорбная весть о его гибели. Жизнь кухарки и её маленького сына превратилась в бесконечную череду лишений: никто не желал брать на работу женщину с обузой на руках.

Бедственное положение усугубилось, когда Анна связала свою жизнь с непутёвым пьяницей. Мужчина с первых дней невзлюбил Петю, грозясь утопить его в проруби. Все деньги уходили на выпивку, и в доме часто не было даже корочки хлеба. Измученная голодом и заботами, Анна покинула этот мир, оставив Петю на попечение своей землячки, прачки Варвары.

Глава III

Дом Варвары соседствовал с цирковым шатром, и порой она приводила к себе мальчишку по имени Петя. Вскоре всем в округе стала известна его горькая судьба. Варвара не раз сетовала, мечтая, чтобы «кто-нибудь сердобольный из господ сжалился над сиротой и взял его под свое крыло». Но желающих все не находилось, и лишь акробат по имени Беккер, казалось, погрузился в раздумья.

Как-то раз Варвара привела робкого Петю к Беккеру, словно на смотрины: «акробат посулил взять его на воспитание, если мальчик окажется смышленым». И правда, оценив природную пластичность мальчугана, Беккер согласился стать его наставником.

Петя никак не мог прижиться у своего нового хозяина, которого панически боялся, но «совсем худо стало, когда началась учеба». Тяжелее всего Пете давалось то, что во время головокружительных акробатических трюков его «лицо должно было сиять самой приветливой, радостной улыбкой».

У Беккера Петя влачил жалкое существование: питался скудно, одевался в обноски, редко мылся и не слышал от своего воспитателя ни ласкового слова, ни доброго взгляда.

Глава IV

Детские комнаты в доме графа Листомирова являли собой царство веселья, уюта и развития: здесь было всё для игр, учёбы и комфорта его отпрысков. За примерное поведение тётя Соня, сестра графини, посулила свозить племянников в цирк – мечту, давно будоражившую их детские сердца. «Старшей из детей, Верочке, исполнилось уже восемь лет; за ней следовала шестилетняя Зина», а замыкал детское трио пятилетний шалун Павел, которого домашние звали не иначе как Паф.

С того самого дня, «как было обещано представление в цирке», Верочка зорко следила за поведением брата и сестры, дабы не прогневать старших и не лишиться долгожданного удовольствия. Ангельская внешность и кроткий нрав делали её всеобщей любимицей.

Раздел V

Во время спокойного семейного завтрака Верочка обнаруживает рекламные плакаты цирка. Она просит у матери один из них и, устроившись в детской, начинает внимательно его изучать. Ее особенно заинтересовал номер с гибким, словно резиновым, мальчиком, и она засыпает тетушку Соню множеством вопросов.

Разразившаяся снежная буря ставит под сомнение поход в цирк, и Верочка весь день тревожится. Но ее лицо озаряется улыбкой, когда она узнает, что граф и графиня распорядились одеть детей и отвезти их на представление.

Раздел VI

Дети занимают свои места и с любопытством рассматривают цирковую арену. По традиции вечернее шоу открывает клоун Эдвардс, а затем на манеж выходит толстая белая лошадь с хрупкой наездницей, которая утром упала три раза. Далее выступают жонглеры, дрессированные собаки и канатоходцы.

Наконец, на сцену выходят Беккер и Петя. Беккер держит длинный шест, а мальчик демонстрирует на нем различные акробатические трюки. Во время исполнения самого сложного номера, Петя неожиданно падает с большой высоты на пол.

Эта трагедия глубоко потрясает Верочку, наблюдающую за происходящим. Весь вечер она не может сдержать слез, думая о несчастном мальчике.

Глава VII

В закулисном коридоре цирка лежит мальчик с переломанными ребрами и разбитой грудью. Время от времени из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего ребенка. Однако, не выдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

На следующий день в афишах цирка выступление гуттаперчевого мальчика уже не значилось: его «уже не было на свете».

И что в итоге?

Петя — исполняя смелые трюки на арене цирка, срывается с большой высоты, получает тяжелые травмы и вскоре умирает от полученных повреждений.

Эдвардс — единственный, кто навещает раненого Петю, но после его смерти впадает в отчаяние и запой.

Верочка — глубоко переживает трагическое происшествие, случившееся в цирке.

Анна — умирает, измученная постоянным голодом.

Заключение

Повесть Дмитрия Григоровича учит состраданию, умению понять боль и горе другого человека, не оставаться равнодушным к жестокой несправедливости.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость