Драма Александра Островского «Гроза» была создана в 1859 году. Замысел этого произведения возник у автора летом, и уже 9 октября того же года работа над ней была завершена. Это не классическая, а реалистическая пьеса, в которой сталкиваются «тёмное царство» и стремление к новой жизни. Произведение вызвало широкий отклик не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса Любовь Косицкая, которая впоследствии и исполнила роль Катерины.
Сюжет пьесы повествует о событии из жизни семьи Кабановых, а именно – о встрече и измене жены с приезжим молодым человеком. Это происшествие становится роковым не только для самой Катерины, но и для всей её семьи. Чтобы подробнее ознакомиться с конфликтом и сюжетными линиями, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, представленное ниже.
Где и когда разворачивается действие?
Представьте себе середину XIX века, живописный городок Калинов на берегу Волги. Именно здесь, в этом вымышленном уголке России, и разворачивается наша история.
В центре событий:
- Катерина – молодая жена Тихона Кабанова. Душа её чиста и невинна, а сердце полно тоски по справедливости, которой так не хватает в этом мире.
- Борис – молодой человек с хорошим образованием, приехавший навестить своего дядю, Савела Прокофьевича Дикого. Его сердце пленено красотой и добротой Катерины.
- Кабаниха – Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая вдова, привыкшая повелевать и подчинять своей железной воле всех вокруг.
- Тихон Кабанов – сын Кабанихи, муж Катерины. Лишённый собственного мнения, он привык беспрекословно подчиняться воле матери.
В роли статистов:
- Варвара – дочь Кабанихи, хитрая и независимая. Она тайком нарушает установленные матерью порядки, умело скрывая это.
- Кудряш – парень Варвары, покоренный ее свободолюбием.
- Дикой Савел Прокофьевич – богатый купец, обладающий властью в городе. Человек с крутым нравом, не признающий приличий, настоящий самодур.
- Кулигин – мечтатель-самоучка, увлеченный идеями прогресса и просвещения.
- Барыня – женщина с расстроенными нервами, живущая в своем мире.
- Феклуша – странствующая богомолка, распространяющая слухи и суеверия.
- Глаша – молодая девушка, прислуживающая в доме Кабановых.
Краткое содержание
Действие 1
На берегу Волги Кудряш и Кулигин, словно два певца, воспевают каждый свою песнь. Только один — о бренности мира, а другой — о его неземной красоте. Внезапно взгляд Кулигина падает на две фигуры вдали. "Глянь-ка, братец Кудряш, кто это там так руками мельницами машет?", — вопрошает он, указывая на удаляющиеся силуэты.
Кудряш, ничуть не заинтересованный, бросает: "А, это Дикой племянника своего уму-разуму учит. Вернее, пытается...".
Кулигин усмехается: "Нашел же местечко для нравоучений!".
"Да ему везде место, — отмахивается Кудряш. — Всякому он страху нагнать норовит. Вот и бедный Борис Григорьевич теперь под его гнетом мается".
Словно подтверждая их слова, на горизонте разворачивается сцена, достойная пера трагика. Разъяренный Дикой, подобно грозовой туче, нависает над понурым Борисом. Из их обрывков фраз становится ясно, что молодой человек осиротел и, кроме грозного дядюшки, не имеет никого на этом свете.
Борису предстоит непростая задача: чтобы получить наследство, оставленное бабушкой, он должен найти общий язык со своим дядей. Проблема в том, что дядя не горит желанием делиться деньгами, которые по праву принадлежат Борису.
В разговоре с Кудряшом и Кулигиным Борис жалуется на тяжелый нрав Дикого и признается, что чувствует себя чужим в Калинове, не зная местных порядков. Кулигин вторит ему, утверждая, что честным трудом здесь не разбогатеешь. Сам Кулигин, будь у него деньги, потратил бы их на благо общества, например, на создание перпетуум-мобиле – вечного двигателя. В этот момент появляется Феклуша, расхваливающая купечество и жизнь в целом, называя Калинов «землей обетованной…»
Судьба Кулигина вызывает у Бориса щемящее чувство сострадания. Он ясно видит, что светлые грезы изобретателя о создании дивных механизмов на благо людям так и останутся бесплотным миражом. Сам же Борис не готов похоронить свою молодость в этой глуши, где он чувствует себя "загнанным зверем". И словно в насмешку судьбы, он "умудрился влюбиться" в девушку, с которой даже слова не вымолвил – Катерину, жену Тихона Кабанова.
Занавес поднимается, и на сцене появляются Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Разговор Кабанова с матерью рисует привычную картину семейных отношений. Тихон, уставший от бесконечных наставлений, тем не менее, продолжает угождать Кабанихе. Та же, не упуская случая, подталкивает сына к признанию, что жена для него стала важнее матери, намекая на скорую потерю сыновнего уважения. Катерина, невольно становясь свидетельницей этой сцены, пытается оспорить слова Марфы Игнатьевны. В ответ Кабаниха с удвоенным рвением начинает обвинять себя, словно добиваясь опровержения своим словам. Она называет себя помехой счастью молодых, но за этими словами не чувствуется искренности. И действительно, уже в следующее мгновение Кабаниха, хватая бразды правления в свои руки, упрекает сына в излишней мягкости: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
Эта фраза обнажает не только деспотичную натуру Кабанихи, но и её отношение к невестке, да и к семейной жизни в целом.
Матушка Кабанова настойчиво требует от сына Тихона беспрекословного повиновения: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». И Тихон в ответ смиренно соглашается: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Тихон Кабанов осознаёт, что у него нет собственной воли, всё подчинено воле его деспотичной матери Марфы Игнатьевны. После её ухода Тихон жалуется на тяжесть своей жизни, винит во всём строгую мать. Но его сестра Варвара напоминает, что Тихон сам ответственен за свою судьбу. Не найдя утешения в разговоре с близкими, Кабанов идёт искать утешения у Дикого в рюмке.
Катерина откровенно делится со своей подругой Варварой своими сокровенными мыслями. Она признается, что иногда чувствует себя словно птица, которая задыхается в тесных рамках окружающего ее общества. Катерина вспоминает, как раньше, до замужества, она много времени проводила с мамой, помогала ей и чувствовала себя свободной, словно птица на воле. Однако теперь она ощущает приближение смерти и разочарование в своем браке. Обеспокоенная Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком, чтобы поднять ее настроение.
Внезапно на сцене появляется загадочная Барыня, которая указывает на Волгу и произносит пророческие слова: "Вот красота-то куда ведёт. В самый омут". Хотя в городе мало кто верит в предсказания Барыни, Катерина испугалась ее слов, в то время как Варвара отнеслась к ним скептически, считая, что Барыня во всем видит лишь гибель.
С появлением Кабанова на горизонте Катерина оказывается в затруднительном положении. Ведь нравы того времени не позволяли замужней женщине свободно разгуливать без сопровождения супруга, дабы не стать объектом пересудов. Таким образом, Катерине приходится смиренно ожидать мужа, чтобы вместе вернуться домой.
Действие 2
Проницательная Варвара видит корень мучений Катерины в том, что её сердце «ещё не знало любви». Выданная замуж в юном возрасте, Катерина испытывает к Тихону лишь жалость, лишенную каких-либо иных чувств. Варвара, давно разгадавшая эту тайну, призывает Катерину скрывать свои истинные чувства, напоминая, что ложь является неотъемлемым столпом, на котором держится семейство Кабановых. Однако Катерина, не привыкшая к жизни в обмане, заявляет, что готова покинуть Кабанова, если дальнейшее сосуществование с ним станет невыносимым.
Кабанов спешит отправиться в двухнедельную поездку. Подготовка завершена, и пришло время попрощаться с родными. Тихон строго наставляет Катерину слушаться свекрови, повторяя указания Кабанихи: не грубить, почитать как родную мать, не сидеть сложа руки, не заглядываться на молодых мужчин. Эта сцена унизительна как для Тихона, так и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю, и она просит мужа остаться или взять её с собой. Однако Кабанов отвергает её просьбу, желая отдохнуть от семьи без матери. Тихона также беспокоит фраза его матери о других мужчинах. Катерина предчувствует надвигающиеся неприятности.
Катерина, отчаянно цепляясь за мужа, умоляет: «Тиша, не уезжай! Ради бога, не покидай меня! Голубчик, прошу тебя!»
Тихон отвечает: «Нельзя, Катя. Если маменька велит, как же я не поеду?»
Катерина, в отчаянии, просит: «Ну, бери меня с собой, бери.»
Прощаясь, Тихон, подчиняясь воле матери, кланяется ей в ноги. Кабаниху раздражает, что Катерина обнимала мужа – ведь в семье главенствует мужчина, а она уравнялась с ним. Вынужденная подчиниться, Кабаниха сама кланяется Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна сетует, что нынешнее поколение утратило семейные устои. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Она считает, что пожилые должны наставлять на правильный путь. Кабаниха опасается, что когда все старики умрут, общество погрузится в хаос.
Катерина остаётся наедине с собой. Тишина, которую она так любит, теперь угнетает её. Катерина чувствует себя одинокой и скучает. Ей грустно, что у неё нет детей, ведь она могла бы стать замечательной матерью. Девушка мечтает о свободе, её душа жаждет перемен. Катерина представляет, как могла бы изменить свою жизнь: «я найду себе работу, куплю ткани и буду шить одежду, а потом раздавать её нуждающимся. Они за меня будут молиться Богу». Варвара, желая помочь Катерине, дает ей ключ от калитки в саду, надеясь на встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но всё же не решается на тайную встречу, понимая, что это будет грехом против её брачных обетов.
Несмотря на то, что Борис не решается переступить черту морали и сомневается во взаимности чувств Кати, он не может избавиться от желания снова увидеть девушку.
Действие 3
Феклуша и Глаша, ведя беседу о нравственности, восхваляют дом Кабанихи как последний оплот добродетели, в то время как остальной город, по их мнению, погряз в грехе. Москва же представляется им шумным и беспокойным местом, где всё словно в тумане, а жители измождены и печальны.
Пьяный Дикой заходит к Марфе Игнатьевне, прося её выслушать его сердечные переживания. Он недоволен постоянными просьбами о деньгах, особенно от своего племянника. В это время Борис, племянник Дикого, бродит вокруг дома Кабановых, надеясь увидеть Катерину, которую он тайно любит. Кулигин приглашает Бориса на прогулку, и они обсуждают тему бедных и богатых, причём Кулигин считает, что богатые прячутся в своих домах, чтобы скрыть насилие над родственниками.
Затем они замечают Варвару, которая целуется с Кудряшом, и Варвара сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катериной.
Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке, а Борис доверяет ему свои чувства к замужней Катерине. Варвара и Кудряш уходят к Волге, оставляя Бориса ждать Катерину.
Сердце, объятое страхом и любовью
Тревога сковывает Катерину, заставляя оттолкнуть Бориса. Но его слова, словно бальзам на израненную душу, приносят утешение. В смятении чувств она признаётся, что её воля растворилась, уступив место воле… Бориса. И в этом порыве, позабыв обо всём, она заключает его в объятия: «Раз уж ради тебя я не страшусь греха, неужели испугаюсь людской молвы?» Так, в тишине ночи, два сердца клянутся друг другу в любви.
«Борис. Наша тайна останется нераскрытой. Неужели ты думаешь, что я смогу жить без тебя?
Катерина. Ах, не стоит меня жалеть! Никто не виноват в моём выборе. Не жалей… губи меня! Пусть весь мир узнает, пусть все увидят, на что я способна ради любви! (Обнимает Бориса.) Если уж греха я не страшусь, то разве страшен мне людской суд? Говорят, что легче пережить наказание на земле, чем мучиться совестью.»
Но время неумолимо, рассвет уже близок, а с ним и пробуждение Кабанихи. Влюблённые, не в силах расстаться надолго, договариваются о новой встрече.
Действие 4
(Действие разворачивается спустя 10 дней после третьего акта. Тихон уже вернулся.)
Горожане прогуливаются по галерее с панорамным видом на величественную Волгу. Однако над городом сгущаются тучи, предвещающие приближение грозы. На стенах разрушенной галереи различимы очертания картины, изображающей библейский ад, а также сцену битвы под Литвой. Кулигин и Дикой увлеченно обсуждают что-то на повышенных тонах. Кулигин с воодушевлением рассказывает о своем благородном замысле, умоляя Савела Прокофьевича оказать ему поддержку. Дикой же грубо отвергает его просьбу, заявляя: "Знай, что ты всего лишь червяк. Я могу помиловать тебя, а могу и раздавить". Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все покидают сцену. Вновь раздается раскат грома.
Катерина переживает предчувствие скорого ухода из жизни. Её супруг Кабанов замечает странности в поведении жены, но не понимает их причин. По настоянию матери он в шутливой форме просит Катерину покаяться во всех грехах, но эту тему быстро прекращает Варвара. Из толпы выходит Борис, чтобы поздороваться с Тихоном, что вызывает сильное смятение у Катерины. Кабаниха может заподозрить что-то неладное, поэтому Варвара подает Борису знак, чтобы он ушел.
Кулигин призывает не бояться надвигающейся стихии, утверждая, что не она, а божественная благодать несет смерть. Тем не менее жители продолжают обсуждать приближающуюся бурю, считая, что она не пройдет бесследно. Катя делится с мужем опасением, что гроза сегодня станет причиной ее гибели. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренней борьбы, терзающей Катерину. Варвара советует ей успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает вернуться домой.
Внезапно появляется Барыня. Она замечает Катю и с укором бросает: «Думаешь, спрятаться можно, глупая? От божьей кары не убежишь! …Уж лучше в омут с такой красотой! Да не мешкай!» В порыве отчаяния Катерина открывает свой грех и мужу, и свекрови. Она признаётся, что все эти десять дней, пока Тихон был в отъезде, тайно встречалась с Борисом.
«Сердце мое разрывается на части! Больше нет сил молчать! Матушка! Тихон! Согрешила я перед богом и перед вами! Разве не клялась я тебе, что и взгляда не отведу на другого? Помнишь ведь? А знаешь ли ты, что я, беспутная, творила без тебя? В первую же ночь ушла из дому…»
Действие пятое
Кабанов и Кулигин потрясены признанием Катерины. Тихон в отчаянии упрекает мать, ведь та жаждет живьем закопать Катю. Сам Кабанов, быть может, и простил бы жену, но страх перед гневом матери сковывает его. Семья Кабановых окончательно рушится: даже Варвара, не выдержав, сбегает с Кудряшом.
Кабанов мечется, плачет. Его с дядей недавно сильно ругали, но он молча сносит их упреки, будто одичавший. Он умоляет не мучить Катерину и сам к ней проявляет сострадание.
Кулигин отмечает, что Кабанов – добрый человек.
Глаша сообщает о пропаже Катерины, и все отправляются на ее поиски.
Катерина остается одна на сцене, терзая себя мыслями, что погубила и себя, и Бориса. Она не видит смысла жить дальше, просит прощения и зовет любимого. Борис приходит на ее зов, нежен и ласков с ней. Но ему нужно уезжать в Сибирь, и он не может взять Катю с собой. Девушка просит его помогать нуждающимся и молиться за ее душу, заверяя, что не замыслила ничего дурного.
«Борис. Ну вот, мы вместе поплакали, Бог нас свел.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть то, что ты для меня значишь.»
Катерина, сокрушенная расставанием с Борисом, стремительно направляется к реке, чтобы найти в ее водах избавление от своих мучений.
«Катерина (одна). Куда мне теперь идти? Домой? Нет, это все равно, что могила. Да, что домой, что в могилу - все одно. В могиле будет лучше... Под деревом покоится могилка... Ах, скорее, скорее! (Подходит к берегу. Громко.) Мой друг, моя радость! Прощай! (Уходит.)»
Люди кричат, что девушка бросилась в воду с берега. Кабанов, осознав, что это его жена, пытается последовать за ней, но Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она выглядит такой же прекрасной, как при жизни, лишь небольшая капля крови виднеется на ее виске. «Вот, возьмите свою Катерину. Делайте с ее телом, что хотите, но ее душа теперь перед Судьей, который милосерднее вас!»
Драма завершается сокрушенными словами Тихона: «Как же мне теперь жить и страдать на этом свете!».
Что же стало со всеми?
Кабаниха считает себя правой после признания Катерины и побега Варвары, поэтому она направляет всю свою энергию на Тихона, но тот открыто обвиняет мать в смерти жены.
Дикой продолжает заниматься коммерцией и жить в Калинове.
Борис по воле дяди отправляется в трехлетнюю командировку в Сибирь, в Тяхту, после разоблачения его любовной связи с Катериной.
Катерина не выдерживает личной драмы и кончает жизнь самоубийством, спрыгнув с обрыва в Волгу.
Тихон глубоко переживает смерть жены и винит в этом свою мать.
Варвара покидает родной дом, сбегая со своим возлюбленным Кудряшом.
Ваня Кудряш — решается на побег из Калинова вместе со своей любимой Варварой.
Кулигин — отказывается от своих попыток помочь жителям города, но не теряет веру в создание вечного двигателя.
Итог
«Гроза» А.Н. Островского занимает особое место в его творчестве. Поднимая злободневные для своего времени социально-бытовые проблемы, пьеса не теряет актуальности и по сей день. Однако за внешней простотой скрывается не просто драма, а настоящая трагедия, кульминацией которой становится гибель главной героини. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, сюжет «Грозы» не сводится лишь к истории любви и измены Катерины. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий, раскрываются конфликты и в судьбах второстепенных персонажей. Такой многогранный подход создаёт удивительный эффект реалистичности происходящего.
Краткий пересказ «Грозы» даёт общее представление о сути конфликта, но для глубокого понимания замысла автора рекомендуется обратиться к полному тексту произведения.