В 1600 – 1601 годах Уильям Шекспир написал знаменитую трагедию «Гамлет», которая стала одним из наиболее известных произведений мировой литературы. Сюжет данной трагедии основан на легенде о правителе Дании и повествует о мести главного героя за убийство его отца. Шекспир в своем произведении поднимает широкий спектр важных тем, таких как нравственность, честь и долг героев. Великое внимание автор уделяет жизненной и философской тематике смерти.
Для ознакомления с сюжетом произведения и подготовки к проверочным работам полезно прочитать краткое содержание «Гамлета» по главам, особенно школьникам и студентам.
Место и время событий
Действие пьесы происходит в замке Эльсинор, расположенном в датском королевстве примерно в XVI веке.
Основные персонажи
- Гамлет - главный герой пьесы "Гамлет" Уильяма Шекспира. Он является принцем Датским, сыном прежнего короля и племянником нынешнего короля. Лаэрт, брат Офелии, убил его.
- Клавдий - нынешний король Датский. Он убил отца Гамлета и женился на его матери, Гертруде. В конечном итоге, он сам был убит Гамлетом.
- Полоний - главный советник Датского короля. Отец Лаэрта и Офелии. Он был убит Гамлетом.
- Лаэрт - сын Полония и брат Офелии. Он был умелым фехтовальщиком и был убит Гамлетом.
- Горацио - близкий друг Гамлета. Он часто помогает ему в различных ситуациях и действиях.
Другие персонажи
- Офелия - дочь Полония и сестра Лаэрта. После смерти отца она сошла с ума и утонула в реке.
- Гертруда - датская королева и мать Гамлета. Она была женой Клавдия. Она умерла, выпив отравленное королем вино.
- Призрак отца Гамлета
- Розенкранц, Гильденстерн - бывшие товарищи Гамлета в университете.
- Фортинбрас - принц Норвегии.
- Марцелл, Бернардо - офицеры.
Краткое содержание
Акт 1
Сцена 1
Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Офицер Бернардо меняет на посту солдата Франциско. На площади появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Марцелл спрашивает Бернардо, видел ли он призрака, который уже дважды был замечен стражниками замка. Горацио считает это просто игрой воображения.
Внезапно появляется призрак, похожий на умершего короля. Горацио спрашивает духа, кто он, но тот, обидевшись на вопрос, исчезает. Горацио считает, что появление призрака - это "предвещение грядущих бед для государства".
Марцелл спрашивает Горацио, завидел ли он, что в последнее время в королевстве готовятся к войне. Горацио объясняет, что Гамлет убил "властителя норвежцев Фортинбраса" в бою и получил его земли по договору. Однако "младший Фортинбрас" решил отобрать эти земли обратно, и именно это стало "причиной беспорядков и смятения в стране".
Внезапно призрак снова появляется, но затем исчезает с криками петуха. Горацио решает рассказать Гамлету о том, что он увидел.
Сцена 2
В замке находится зал для приемов. Король объявляет о своем решении жениться на вдове своего покойного брата, Гертруде. Клавдий, возмущенный попытками принца Фортинбраса вернуть себе власть над утраченными землями, отправляет придворных с письмом к его дяде - королю норвежцев, чтобы тот предотвратил замыслы племянника.
Лаэрт обращается к королю с просьбой позволить ему уехать во Францию, и Клавдий дает свое согласие. Королева советует Гамлету перестать грустить по отцу: «Так устроен мир: все живое обязательно умирает / И после жизни уходит в вечность». Клавдий сообщает, что они с королевой против возвращения Гамлета на учебу в Виттенберг.
Оставшись в одиночестве, Гамлет возмущен тем, что его мать, всего через месяц после смерти отца, перестала скорбеть и вышла замуж за Клавдия: «О женщины, для вас предательство – нечто обычное!».
Горацио сообщает Гамлету, что две ночи подряд он, Марцелл и Бернардо видели призрак его отца в доспехах. Принц просит сохранять эту новость в тайне.
Сцена 3
В квартире дома Полония. Перед тем как попрощаться с Офелией, Лаэрт просит свою сестру избегать общения с Гамлетом и не воспринимать его ухаживания всерьез. Полоний дает благословение своему сыну перед поездкой во Францию и дает ему указания о том, как вести себя. Офелия рассказывает своему отцу о том, как Гамлет ухаживает за ней. Полоний запрещает своей дочери видеться с принцем.
Сцена 4
Ночь. Гамлет, Горацио и Марцелл находятся на веранде перед замком. Появляется призрак. Гамлет обращается к нему, но дух молчит и манит принца за собой.
Сцена 5
Призрак рассказывает Гамлету, что он - дух его умершего отца, раскрывает секрет своей смерти и просит сына отомстить за его убийство. Вопреки широко распространенному мнению, прежний король не умер от укуса змеи. Его убил его собственный брат Клавдий, который вылил в ухо короля ядовитую жидкость, когда тот спал в саду. Кроме того, еще до смерти прежнего короля, Клавдий «увлек королеву в пристыдное сожительство».
Гамлет предостерегает Горацио и Марцелла, что он намеренно будет себя вести, как сумасшедший, и просит их поклясться в том, что они никому не расскажут о своем разговоре и о том, что видели призрак отца Гамлета.
Второй акт
Первая сцена
Полоний отправляет своего приближенного Рейнальдо в Париж, чтобы он отнес письмо Лаэрту. Он просит узнать как можно больше о сыне - о том, как он ведет себя и кто состоит в его кругу общения.
Испуганная Офелия рассказывает Полонию о безумном поведении Гамлета. Советник решает, что принц сошел с ума из-за любви к его дочери.
Вторая сцена
Король и королева просит Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей Гамлета) придти, чтобы узнать причину, почему принц сходит с ума. Посол Вольтиманд передает ответ от Норвежца: узнав о поступках племянника Фортинбраса, король Норвегии запрещает ему воевать с Данией и отправляет наследника в поход на Польшу. Полоний делится с королем и королевой предположением, что причиной безумия Гамлета является любовь к Офелии.
Разговаривая с Гамлетом, Полоний удивляется остроте высказываний принца: "Если это и безумие, то в своем роде логичное".
В беседе с Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц понимает, что они пришли не по своей воле, а по приказу короля и королевы.
В замок Эльсинор прибывают актеры, которых пригласил Розенкранц вместе с Гильденстерном. Гамлет радушно приветствует гостей. Принц просит актеров прочитать монолог о Приаме и Пирре, где рассказывается о смерти Приама от руки Пирра, а также сыграть завтрашнюю постановку "Убийство Гонзаго", добавив небольшой отрывок, написанный самим Гамлетом.
Остался один, Гамлет восхищается мастерством актера и укоряет себя в бессилии. Он боится, что Дьявол предстал перед ним в образе призрака, поэтому принц решает сначала наблюдать за дядей и проверить его виновность.
Акт 3
Сцена 1
Розенкранц и Гильденстерн докладывают королю и королеве, что не смогли узнать причину странного поведения Гамлета. Король и Полоний устраивают встречу между Офелией и Гамлетом, после чего прячутся, чтобы наблюдать за ними.
Гамлет входит в комнату и размышляет над тем, что удерживает человека от самоубийства.
Вот в чем вопрос: быть или не быть. Интересно, стоит ли смириться под ударами судьбы или же нужно противостоять, вступив в смертельную схватку с множеством проблем и избавиться от них? Возможно, умереть и забыться…
Офелия желает вернуть подарки, которые она получила от Гамлета. Однако, понимая, что их разговор подслушивают, принц продолжает вести себя исключительно странно, объявляя девушке, что никогда не испытывал к ней любовь и сколько бы добродетелей ей не внушали, ее «нельзя очистить от греховного духа». Гамлет советует Офелии уйти в монастырь, чтобы не рождать грешников.
Услышав слова Гамлета, король осознает, что причина безумия принца другая: «он зачах, лелея тайные замыслы в своей душе, вынашивая что-то более опасное». Клавдий решает защитить себя и отправляет племянника в Англию.
Сцена 2
Начинаются приготовления к постановке пьесы. Гамлет просят Горацио быть внимательным и наблюдать за королем, когда актеры будут исполнять сцену, напоминающую смерть его отца.
Перед началом пьесы Гамлет кладет голову Офелии на ее колени.
Актеры начинают пантомиму, изображая отравление прежнего короля. Пока пьеса идет, Гамлет сообщает Клавдию, что она называется "Мышеловка" и комментирует события, происходящие на сцене. В момент, когда актер собирался отравить спящего, Клавдий внезапно поднимается и с свитой быстро уходит из зала, что свидетельствует о его виновности в смерти отца Гамлета.
Розенкранц и Гильденстерн говорят Гамлету, что король и королева очень огорчены происшедшим. В ответ принц, держа флейту в руке, говорит: "Смотрите, как вы меня опорочили. Вы будете использовать меня в своих играх" . "Вы можете назвать меня любым инструментом, вы можете разрушить меня, но играть на мне нельзя" .
Третья сцена
Король старается искупить свой грех братоубийства молитвой. Когда он видит, как Клавдий молится, принц ощущает колебания, потому что он может мстить за убийство отца прямо сейчас. Но Гамлет решает отложить наказание, чтобы душа короля не отправилась на небо.
Четвертая сцена
Комната королевы. Гертруда приглашает Гамлета поговорить с ней. Подслушивающий Полоний прячется за ковром в ее спальне. Гамлет грубит матери, обвиняя королеву в том, что она оскорбила память его отца. Испугавшаяся Гертруда полагает, что сын хочет ее убить. Полоний, находясь за ковром, вызывает стражу. Принц, думая, что это король, пронзает ковер и убивает королевского советника.
Гамлет обвиняет мать в грехопадении. Внезапно появляется призрак, которого видит и слышит только принц. Гертруда убеждается в безумии своего сына. Перетаскивая тело Полония, Гамлет уходит.
Четвёртый акт
Первая сцена
Клавдий получает от Гертруды информацию о том, что Гамлет является убийцей Полония. В связи с этим король приказывает найти принца и перенести тело убитого советника в часовню.
События, происходящие во второй сцене
Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что он закопал тело Полония и сравнивает его с землей, на которую опускаются трупы. Принц также сравнивает Розенкранца с губкой, которая питается царскими милостями.
События, происходящие в третьей сцене
Развлекаясь, Гамлет говорит королю, что Полоний является частью ужина, где его не едят, а он сам ест. Однако позже он признается, что спрятал тело советника около галерейной лестницы. Клавдий приказывает немедленно отправить Гамлета на корабль в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна для доставки его в Англию. Король также решает, что Британец должен убить принца, чтобы вернуть ему свой долг.
События, происходящие в четвертой сцене
В Дании, на равнине, идет проход норвежского войска. Гамлету объясняют, что они идут "захватить местечко, которое ничем не выделяется". Гамлет задумывается о том, что "решительный принц" готов пожертвовать своей жизнью ради дела, которое не стоит его жертв. Он сам до сих пор не решился на месть.
Сцена 5
Узнав о смерти Полония, Офелия теряет рассудок. Она скорбит о своем отце и поет странные песни. Горацио делится со мной своими страхами и опасениями - "люди недовольны", "все стоимое всплывает".
Лаэрт, вернувшийся из Франции в тайне, вторгается в замок с толпой бунтовщиков, которые провозгласили его королем. Он хочет отомстить за смерть отца, но король успокаивает его, обещая возместить убытки и помочь "добиться справедливости вместе". Увидев безумную Офелию, Лаэрт еще больше разгорается желанием мести.
Сцена 6
Горацио получает от моряков письмо от Гамлета. Принц передает, что застрял с пиратами и просит передать королю отправленные им письма и поскорее помочь ему.
Сцена 7
Король находит Лаэрта, чтобы объединиться, сказав ему, что у них есть общий враг. Клавдию доставляют письма от Гамлета, в которых принц пишет, что его сбросили голым на датскую землю и просит короля принять его завтра же.
Лаэрт ждет встречи с Гамлетом. Клавдий предлагает руководить действиями молодого человека, чтобы Гамлет погиб "добровольно". Лаэрт соглашается и решает перед битвой с принцем намазать острие рапиры ядовитой мазью, чтобы быть уверенным в его смерти.
Внезапно появляется королева с новостью о том, что Офелия утонула в реке:
"Она хотела украситься травами ива,
Взялась за ветку, но она сломилась,
Такой, какая она была, с кипой цветных трофеев,
Она рухнула в поток".
Акт 5
Сцена 1
На кладбище в Эльсиноре могильщики занимаются выкопкой могилы для погребения Офелии. Они обсуждают вопрос о том, можно ли похоронить самоубийцу согласно христианскому обычаю. Гамлет, увидев выброшенные могильщиками кости, задается вопросом о том, кто были эти люди. Один из могильщиков показывает Гамлету череп Йорика, королевского шута. Взяв череп в руки, Гамлет обращается к своему другу Горацио: «Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек с остроумием безграничным», «а теперь это вызывает лишь отвращение и тошноту».
Происходит похорон Офелии. В последний раз прощаясь с сестрой, Лаэрт прыгает в ее могилу и просит все его похоронить вместе с ней. Принц, возмутившись происходящим фарсом, решает последовать за Лаэртом и тоже прыгает в могилу, где начинается борьба между ними. Однако, по приказу короля, их разделяют. Гамлет заявляет, что хочет разрешить конфликт с Лаэртом в схватке. Король просит Лаэрта сдержаться и не проявлять агрессию, говоря: "подожди. Все скоро разрешится".
Сцена 2
Гамлет рассказывает своему другу Горацио, что на корабле он обнаружил письмо от Клавдия, в котором король приказывает убить Гамлета по прибытии в Англию. Гамлет изменяет содержание письма и велит убить подателей этого письма немедленно. Принц осознает, что он направил своих друзей Розенкранца и Гильденстерна на смерть, но его совесть не мучает.
Гамлет признается своему другу Горацио, что глубоко сожалеет о своей ссоре с Лаэртом и искренне хочет помириться с ним. В то же время, приближенный короля Озрик сообщает о разговоре между Клавдием и Лаэртом, в котором Клавдий поспорил на шесть арабских коней о том, что Гамлет победит в предстоящем сражении. Гамлету настороженно становится, но он старается не обращать на это внимание.
Перед началом битвы Гамлет проявляет искреннее раскаяние перед Лаэртом и признается, что никогда не желал ему вреда. В то время как Гамлет и Лаэрт сообщаются друг с другом, король незаметно бросает яд в бокал Гамлета. Во время схватки Лаэрт ранит Гамлета, после чего они решают продолжить дуэль с рапирами. Наконец, Гамлет наносит рану Лаэрту. Лаэрт в это мгновение понимает, что сам попался в сети собственного коварства.
Судьба довольна нахмуриться и, изрядно пошалив, оборачивает все события так, что Королева случайно пьет из бокала Гамлета и приходит в смерть. Гамлет немедленно велит найти виновного в этом происшествии. Лаэрт сообщает, что не только рапира, но и содержимое бокала были отравлены, и за всем этим стоит король. Без раздумий Гамлет убивает отравленной рапирой негодного монарха. На последних издыханиях Лаэрт прощает Гамлета и умирает. Горацио, упорствующий в своей миролюбивости, хочет попробовать последние капли яда из бокала, но Гамлет поспешно отнимает его у друга, просив рассказать непосвященным лицам «правду обо всех произошедшем».
Вдали слышны выстрелы и торжественный марш – Фортинбрас возвращается из Польши с победой. На грани смерти Гамлет признает, что Фортинбрас имеет право на датский трон. Фортинбрас приказывает похоронить покойного принца с полными милитаристскими почестями. Раздается пушечный залп.
Каков исход?
Гамлет— умирает, получив ранение отравленной рапирой в поединке с Лаэртом.
Клавдий— его убивает Гамлет, пронзив отравленной рапирой.
Горацио решил принять яд, чтобы перейти в мир за Гамлетом, однако тот уговорил его и попросил рассказать всем правду.
Офелия стала безумной после смерти отца от руки Гамлета и упала в реку, где погибла.
Лаэрт был ранен во время дуэли с Гамлетом, который использовал отравленную рапиру, и в результате скончался.
Гертруда случайно выпила отравленное вино из бокала Гамлета и умерла.
Полоний прячется за ковром, чтобы подслушать разговор между королевой и ее сыном, но его обнаруживает Гамлет и наносит смертельный удар шпагой через ковер, ошибочно приняв его за короля.
Итог
В своем произведении "Гамлет" Шекспир рисует образ датского принца, который является воплощением нового времени. В его характере сочетаются сила и слабость, которые проявляются в его нравственности и остроумии. Гамлет, будучи философом и гуманистом по природе, оказывается в ситуации, которая заставляет его прибегнуть к мести и насилию. В этом заключается трагедия героя - он видит темную сторону жизни, включающую убийство брата и измену, и разочаровывается в жизни, теряет понимание ее ценности. Шекспир не дает четкого ответа на вопрос "Быть или не быть...", оставляя этот выбор за читателем.
Мы рекомендуем не ограничиваться кратким обзором "Гамлета", а ознакомиться с полным текстом произведения.