В основе пьесы «Пигмалион» Шоу, написанной в 1912 году, лежит греческий миф о скульпторе Пигмалионе и его прекрасном творении. Остроумие, оригинальность и затрагивание острых социальных проблем обеспечили произведению Бернарда Шоу популярность во многих странах мира.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием пьесы «Пигмалион» по действиям и главам, доступным онлайн.
Место и время действия
События пьесы разворачиваются в Англии, в Лондоне, в начале XX века.
Главные персонажи
- Генри Хиггинс– профессор, специалист в области фонетики.
- Элиза Дулиттл– молодая цветочница, непросвещенная и плохо воспитанная.
Другие персонажи
- Миссис Эйнсфорд Хилл– старший возраст, с малым богатством и происхождением из высшего общества.
- Фредди– молодой человек двадцати лет, являющийся сыном миссис Эйнсфорд Хилл.
- Клара– дочь миссис Эйнсфорд Хилл, которая отличается надменностью и самовлюблением.
- Пикеринг– пожилой полковник, который проявляет активный интерес к фонетике.
- Альфред Дулиттл– отец Элизы.
- Миссис Хиггинс– старше возраста матери Генри Хиггинса, добрая и справедливая женщина.
Краткое содержание
Действие первое
Неожиданный приход летнего дождя становится причиной, по которой под крыльцом храма св. Павла собирается самая разношерстная аудитория, включая нарядно одетую старушку с ее дочерью и сыном, цветочницу с улицы, полковника армии и человека с блокнотом, который "быстро делает какие-то заметки".
Молодая цветочница выглядит молодо и привлекательно, но по сравнению с "окружающими ее дамами выглядит настоящей грязнулей", а ее речь и манеры оставляют желать большего. Кто-то в толпе заключает, что человек с блокнотом - полицейский, который следит за цветочницей.
Испугавшись, девушка начинает громко плакать и сетовать, привлекая всеобщее внимание, но вскоре становится известно, что этот человек - знаменитый профессор Генри Хиггинс, эксперт в фонетике. По единственному произношению он может легко определить, откуда является тот или иной англичанин.
Во время разговора с полковником Пикерингом, который стал известным автором книги "Разговорный санскрит", профессор с удивлением узнает, что он специально приехал из Индии, чтобы встретиться с ним. Увлеченные общей идеей, новые друзья решают отправиться вместе на ужин, оставляя цветочнице очень значительную сумму денег для неё.
Событие второе
На следующий день Хиггинс приглашает полковника в свою квартиру на Уимпол-стрит, чтобы показать ему свою богатую коллекцию фонетических записей. Пикеринг ошеломлен услышанным и уже собирался уйти, когда входит служанка и сообщает о приходе некой бедной девушки.
Вот и наступило третье действие!
Третье действие происходит сейчас
После тщательных уроков, Хиггинс принимает решение оценить успехи своей ученицы, и приглашает ее в дом своей матери в ее день рождения. Чтобы успокоить беспокойство миссис Хиггинс, он объясняет девушке, что ей разрешено говорить только о погоде и здоровье.
В это время горничная сообщает о прибытии гостей, в числе которых оказываются полковник Пикеринг, миссис Эйнсфорд Хилл со своей дочерью Кларой и сыном Фредди.
Появляется Элиза, поражая всех своей красотой и элегантностью. Сначала она разговаривает с гостями заученными фразами и приятным голосом, но вскоре она вдохновляется произведенным эффектом и переходит на свой привычный уличный сленг. Чтобы спасти ситуацию, Хиггинс объясняет присутствующим, что это современные модные выражения.
Профессор и полковник рассказывают миссис Хиггинс о успехах бывшей цветочницы после ухода гостей, но она демонстрирует свое равнодушие, указывая на явные ошибки девушки. Обучение Элизы продолжается с учетом этих ошибок. В то же время молодой Фредди Хилл, пораженный красотой девушки, начинает присылать ей любовные послания.
Действие четвертое
Уставшие, но очень довольные Пикеринг и Хиггинс обсуждают впечатления о прошедшем приеме в посольстве. Элиза полностью оправдала их ожидания, прекрасно сыграв роль герцогини. Полковник уверяет друга, что проделанная им работа – это "полный триумф", и считает его величайшим педагогом современности.
Однако Элиза, нарядившись в шикарное вечернее платье и украшения из бриллиантов, не участвует в разговоре. Она чувствует беспокойство и глубокое раздражение: пари окончено, и она полностью не знает, как будет развиваться ее будущее. Хиггинс сначала не замечает изменения настроения своей подопечной, но когда понимает, что происходит, не проявляет никакого интереса к ее душевным переживаниям.
Уязвленная его равнодушием, Элиза покидает дом, в котором прожила полгода, изучая правильную речь и изысканные манеры.
Действие пятое
Обнаружив, что Элиза исчезла, Хиггинс идет к своей матери и, не найдя ее в доме, намеревается обратиться за помощью в полицию. Миссис Хиггинс отговаривает сына от этой идеи, объясняя, что девушка не является "вором или потерянным зонтом".
В прихожей встречает Элиза: она «полностью владеет собой и проявляет абсолютную естественность» . Профессор велит ей мгновенно вернуться в его дом, но Элиза игнорирует его.
Хиггинс возмущен тем, как «заплесневелая капустная кочерыжка» представляет перед ним истинную леди. Элиза благодарит полковника Пикеринга, который научил ее хорошим манерам и правилам общения. Она жалуется ему на ужасное отношение Хиггинса, который продолжает видеть в ней только простую цветочницу.
Когда Элизе и профессору удается остаться наедине, между ними происходит объяснение. Девушка упрекает его в отсутствии чувств, на что Хиггинс признается, что ему «никто не нужен» . Однако он будет сожалеть о потере Элизы и просит ее остаться с ним.
Элиза решает посетить свадьбу своего отца и мачехи. Хиггинс, услышав об этом, просит ее купить домой перчатки, галстук и сыр. Однако Элиза отвечает с презрением: «Купите сам». А профессор, с ухмылкой, достает мелочь из кармана.
И в результате?
Генри Хиггинс привыкает к присутствию Элизы и остается доволен тем, что сумел ее трансформировать.
Элиза Дулиттл со своим мужем Фредди открывает цветочный магазин и поддерживает отношения с Хиггинсом и полковником Пикерингом.
Фредди женится на Элизе.
Пикеринг помогает молодой паре, Элизе и Фредди, финансово в течение нескольких лет, пока они не достигают успеха, и поддерживает с ними дружеские отношения.
В заключение
В своем драматическом произведении, наполненном конфликтами, Бернард Шоу затрагивает вопросы социального неравенства, возможных путей его преодоления и дальнейших последствий.
Мы рекомендуем не ограничиваться сжатым пересказом "Пигмалиона", а ознакомиться с полной версией пьесы Б. Шоу.