b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Дом с мезонином» — краткое содержание

«Дом с мезонином» - краткое содержание
Новое

Антон Чехов — 10 класс — 7 мин.

Рассказ «Дом с антресолью» Чехова, написанный в 1896 году, повествует о воспоминаниях художника, который останавливался в доме своего друга. Это история о возникновении и угасании чувства любви. Рассказ также затрагивает важные социальные проблемы.

На нашем веб-сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дома с антресолью» по главам, а также пройти тест для проверки своих знаний. Сокращенное изложение произведения будет полезно для создания читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в Российской империи, в Т-й губернии.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные персонажи

  • Художник - рассказчик, который рассказывает историю; молодой, спокойный и уравновешенный.
  • Лида - девушка, которая характеризуется серьезностью, решительностью и строгостью к себе и окружающим. Она мечтает о процветании народа.
  • Женя (Мисюсь) - младшая сестра Лиды, юная девушка, сентиментальная и романтичная.

Другие персонажи

  • Петр Петрович Белокуров - помещик, молодой человек, безвольный, инертный и инфантильный.
  • Екатерина Павловна Волчанинова - мать Лиды и Жени, добрая и мягкая женщина.

Краткое содержание

Глава I

Художник вспоминает события, произошедшие 6-7 лет назад, когда он жил "в имении помещика Белокурова". Он вел праздную жизнь, его деятельность сводилась к чтению книг, прогулкам по аллеям, созерцанию окружающей действительности и сну.

Однажды, во время следующей прогулки, художник «неожиданно заплутал в незнакомой усадьбе». Проходя мимо «белого дома с удобной террасой и мезонином», он обратил внимание на двух девушек. Старшая – «худощавая, бледная и чрезвычайно прекрасная» – имела строгое выражение лица, тогда как моложе – «также худощавая и бледная» – казалась более живой и прямодушной.

Непосредственно после этого события, во время прогулки художника в компании Белокурова, появилась перед домом "рессорная коляска, в которой находилась одна из тех девушек". Оказалось, что это была старшая дочь Лидия Волчанинова. Она поделилась бедами погорельцев из соседнего села и попросила помощи для бедняков, которые остались без крыши над головой. В конце она пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин.
Белокуров рассказал художнику о том, что Лидия – старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка работала учительницей и очень гордилась этим. Ее младшую сестру Женю не считали взрослой и, затемняли, называли Мисюсь.

Художнику очень понравилось быть в гостях у Волчаниновых, где всё "казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё наполагало порядочностью".

Глава II

Художник стал часто навещать семью Волчаниновых и скоро обнаружил, что Лида, которая была серьезной и строгой, совсем не симпатизировала ему. Она была настоящей, искренней и убежденной девушкой, которая всегда сочувствовала народу, и ее раздражало то, что художник рисовал пейзажи, а не картины с социальным подтекстом. Лида, будучи воспитанной, на лице не выражала своего нежелания, но герой чувствовал это очень хорошо.

В сравнении с Лидой выделялась фигура Мисюсь, которая, как и художник, не имела никаких проблем и вела свою жизнь в полной беззаботности. Она много читала, гуляла и полностью наслаждалась жизнью. Женя, считавшая своего нового знакомого умным, талантливым и опытным человеком во всех жизненных вопросах, с большим удовольствием беседовала с ним по разным темам, которые интересовали ее молодой ум.

Екатерина Павловна и Мисюсь были очень близкими и понимали друг друга даже без слов, в то время как к Лиде, которая всегда была серьезной, они относились с особым уважением. Екатерина Павловна беспокоилась, что ее старшая дочь, увлекаясь гражданскими делами, может пропустить свою личную жизнь и никогда не выйти замуж.

Художник удивлялся, почему его друг до сих пор не влюбился ни в Лиду, ни в Женю, и он отвечал, что он влюблен в свою некоторую сожительницу.

Глава III

Лида начала рассказывать матери, что приехавший князь из Малоземов обещал открыть больницу. Это задело гостившего художника, так как Лида сказала, что подобные вопросы для него неинтересны.

За молодежь начался ожесточенный спор. Лида твердо утверждала, что важно облегчить жизнь простых людей, строя школы, больницы и аптеки. Художник, напротив, уверен, что истинная проблема куда глубже и народ никогда не сможет поднять голову и расправить плечи, потому что его постоянно мучает "голод, холод, страх и жестокий труд".

Лида настаивает на том, что "самое возвышенное и священное дело культурного человека - это служение ближним", и она делает все правильно. В ответ, художник предлагает взять на себя часть работы, чтобы крестьяне почувствовали себя свободнее. Он уверен, что все усилия Лиды совершенно бессмысленны.

Молодые люди не могут прийти к согласию по этому вопросу. Заметив, что его присутствие мешает Лиде, художник прощается и уходит домой.

Четвертая глава

У ворот стояла Женя, чтобы проводить героя. В это время художник был влюблен в юную девушку, которая с увлечением слушала и смотрела на него. Он "обнял ее и начал целовать ее лицо, плечи, руки". Мисюсь призналась, что не имеет никаких секретов от матери и должна тотчас же признаться во всем.

На следующий день, прибыв в дом Волчаниновых, художник с удивлением узнал, что Женя с матерью отправилась "к тете, в Пензенскую губернию", а зимой уедет за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида решительно против их отношений и они с матерью вынуждены подчиниться ее желанию.

Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида до сих пор работает учительницей в школе, а Мисюсь "не живет дома и находится в неизвестном месте". Он с грустью вспоминает нежную, влюбленную в него девушку, и все еще мечтает встретить ее...

И в итоге, что?

Художник не встречался с Женей, после того как она уехала с матерью и он надеется увидеть ее.

Лида настаивает, чтобы Женя с матерью уехали из-за ее противоположных отношений с художником.

Женя (Мисюсь) послушала Лиду и отправилась с матерью в Пензенскую губернию, а затем покинула свой дом.

Итог

«Дом с мезонином» - это история о несостоявшемся счастье. Мисюсь и художник не смогли защитить свою любовь из-за их слабого характера, а Лида, являясь сильной и некомпромиссной личностью, так и не нашла счастья в своей личной жизни.

Выводы: «Дом с мезонином» - история о невыполненном счастье. Мисюсь и художник не смогли защитить свою любовь, так как они были слабыми, а Лида, будучи сильной и компромиссной натурой, не смогла найти счастья в жизни.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость