В 1855 году, под впечатлением от обороны Севастополя, Лев Толстой создает цикл «Севастопольские рассказы». Это не просто хроника событий, а глубокое погружение в души защитников города, простых солдат, проявляющих невиданный героизм. Писатель без прикрас показывает читателю жестокость и абсурд войны.
Чтобы быстро вспомнить содержание "Севастопольских рассказов", подготовиться к уроку или заполнению читательского дневника, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием по главам, доступным на нашем сайте.
Время и место действия
Действие рассказов разворачивается на фоне осажденного Севастополя с декабря 1854 по август 1855 года.
Главные герои
- Михайлов – штабс-капитан, честолюбивый и расчетливый, но при этом не лишенный чувства собственного достоинства и порядочности.
- Михаил Козельцов – поручик, олицетворяющий собой мужество, благородство и честность русского офицера.
- Владимир Козельцов – младший брат Михаила, только начинающий свой путь на военном поприще.
Второстепенные действующие лица
- Ротмистр Праскухин, подполковник Нефердов – два столпа военной знати.
- Никита – преданный слуга Михайлова.
- Вланг – юнкер, верный боевой друг Володи Козельцова.
Севастопольская повесть в двух словах
Декабрьское дыхание Севастополя
Декабрь 1854 года. Севастополь все еще ожидает снежного покрывала, но «утренний мороз кусает за щеки и хрустит под сапогами». Военный день пробуждается под привычную канонаду «громогласных выстрелов», смену караула, суету на пристани. Воздух пропитан терпким ароматом «каменного угля, навоза, сырости и говядины». Отставные моряки предлагают свои услуги перевозчиков на утлых яликах.
Севастополь... Одно это слово наполняет грудь чувством, будто в тебе просыпается древний воин, полный отваги и гордости. Горожане, словно закалённые в горниле битвы, уже и ухом не ведут при грохоте канонады. Лишь перекидываются короткими фразами, определяя на слух, где именно разорвался очередной снаряд и какая «батарея нынче усердствует».
Набережная живет своей обыденной жизнью: кипит бойкая торговля, и тут же, под ногами у праздно прогуливающихся зевак и спешащих по своим делам горожан, валятся ржавые свидетели сражений – ядра, бомбы, картечи, чугунные пушки разных мастей. Приезжего же человека не может не поразить это невообразимое переплетение военного лагеря и мирного города, красоты приморских пейзажей и уродливой изнанкой поля боя.
В просторном зале Собрания разместился госпиталь. Переступив порог, ты попадаешь в царство боли и страданий: взору открывается тяжелая картина — десятки искалеченных войной мужчин, ожидающих своей очереди на ампутацию.
Изможденный, словно тень, старый солдат подносит руку к ноге, которой уже нет – фантомная боль терзает его изувеченное тело. Рядом, прямо на холодном полу, корчится от боли другой раненый. Из-под грубого одеяла выглядывает жалкий остаток руки, туго стянутый бинтами, от которых исходит тошнотворный запах гангрены. Чуть поодаль, скорчившись, лежит женщина без ног – жена матроса, которая, неся мужу скудный обед, попала под беспощадный обстрел.
Вокруг царит хаос смерти. Кровь, стоны и предсмертный хрип – воздух пропитан страданиями. Глядя на изуродованные тела защитников Севастополя, невольно испытываешь жгучий стыд за собственную беспомощность.
Четвертый бастион – самая опасная точка на карте города. Здесь почти не осталось людей, а женщин не встретишь вовсе. Солдаты передвигаются быстрыми перебежками, а на пыльной земле то тут, то там виднеются багровые пятна пролитой крови. Внезапный свист ядра или бомбы, летящей прямо в сердце бастиона, заставляет вжаться в землю, а сердце – трепетать в унисон с гулкой канонадой.
Несокрушимый Севастополь
Спокойной поступью, словно на параде, офицер шествует вдоль линии обороны, от одной амбразуры к другой. В его рассказе оживает страшная картина прошедшего боя: после ожесточенной бомбардировки у него в живых осталось лишь восемь бойцов и одно уцелевшее орудие. Но уже на рассвете следующего дня все его пушки вновь громили врага огненными залпами.
Не менее внушительно выглядят и матросы, управляющиеся с орудиями словно могучие кузнецы. В их облике, в каждом их движении читаются «главные черты русского характера» – непоколебимая простота и несгибаемое упрямство.
В чем же сила?
Автор убежден: в основе героической обороны Севастополя русскими войсками лежит великое и всепоглощающее чувство – любовь к Родине.
Севастополь в мае
Главы 1-3
Шесть месяцев Севастополь стонет под гнетом войны. За это время неисчислимое множество самолюбий успело пострадать, возгордиться, насытиться и, наконец, обрести покой в ледяных объятиях смерти. Дипломатические усилия тщетно пытаются унять разбушевавшуюся стихию, но усмирить её огнём и мечом представляется задачей ещё более непосильной. Те же, кто раздувает пламя этой братоубийственной схватки, кто находит в ней мрачное удовлетворение, едва ли могут считаться вменяемыми, ибо война — есть безумие чистой воды.
По улицам осаждённого города неспешно прогуливается штабс-капитан Михайлов. Черты его лица не поражают интеллектом, однако сквозь эту простоту проглядывают рассудительность, прямота и неподдельное стремление к благородству. Помимо призрачной надежды на богатство и славу, его снедает жгучее желание проникнуть в заветный круг военной элиты, стать своим человеком в компании ротмистра Праскухина и подполковника Нефердова.
Музыка из павильона манила Михайлова к себе, но приблизившись, он застыл в нерешительности. Ему хотелось обменяться любезностями с присутствующими там офицерами высшего света, но страх быть проигнорированным сковывал его. Мысль о том, что эти «аристократы» сочтут его недостойным даже простого приветствия, была невыносима для его самолюбия. Тщеславие витало в воздухе Севастополя, пропитывая собой все вокруг – «оно царило даже на краю могилы, среди тех, кто был готов умереть за свои убеждения».
Главы 4-9
Вернувшись домой, Михайлов с тяжелым сердцем принялся за написание прощального письма отцу. Впереди его ждала тринадцатая по счету вылазка на бастион. Дурные предчувствия терзали его, и, не сдержавшись, он срывает злость на старом слуге Никите, который был с ним уже двенадцать лет и которого он, казалось, «любил и даже баловал».
«Сумерки уже сгущались, когда рота подходила к бастиону». Михайлов пытался найти утешение в мысли о том, что судьба может быть милостива к нему и он отделается легким ранением.
Главы 10-14
Тщеславие на поле брани
Капитан Михайлов, возглавляющий роту, получает от генерала приказ о смене дислокации. Приказ этот доставляет ему поручик Праскухин. Вместо того чтобы сосредоточиться на предстоящем марше, Михайлов и Праскухин озабочены лишь тем, какое впечатление они производят друг на друга.
Во время ожесточенной бомбежки судьба наносит свой удар: Праскухин погибает, сраженный осколком прямо в сердце. Михайлов же отделывается легким ранением головы. Понимая, что ранение – это прямой путь к награде, он отказывается от госпитализации.
Битва стихает, оставляя после себя ужасающую картину: некогда цветущая долина превращается в братскую могилу, усеянную сотнями тел.
Картина абсурда (главы 15-16)
На следующий день после кровавой бойни, словно ничего не произошло, военная элита неспешно прогуливается по бульвару, упиваясь собственной храбростью и соревнуясь в хвастовстве.
На линии огня, разделяющей непримиримых врагов, взмывают ввысь «белые знамена перемирия». Простые воины, позабыв о вражде, сходятся в братском общении. Но стоит священным полотнищам мира исчезнуть, как «бесчеловечная сталь» вновь принимается за дьявольскую работу, заливая землю алыми реками и наполняя воздух стонами и проклятиями.
Каков же итог этой кровавой бойни?
- Михаилoв– получает легкое ранение головы во время артиллерийского обстрела, но мужественно отказывается от эвакуации в тыл.
- Ротмистр Праскухин– трагически погибает от осколка во время бомбардировки, пав жертвой беспощадной войны.
Севастополь. Август 1855 года
Главы 1-5
Последние дни августа 1855 года. По пыльной дороге, ведущей в осажденный Севастополь, неспешно движется телега. В ней – поручик Михаил Козельцов, возвращающийся в строй после лечения в госпитале. Молодой офицер – натура незаурядная: умный и одаренный, он прекрасно поет, виртуозно владеет гитарой и отличается красноречием. Однако за всеми этими достоинствами скрывается его главный порок – непомерное самолюбие.
Яблоку негде упасть на станции: ни единой свободной лошади, ни единого экипажа. Многие офицеры оказались на мели. Их гложет досада: «рукой подать, а доехать не на что».
Главы 6-7
На станции поручик совершенно случайно сталкивается со своим младшим братом, семнадцатилетним Володей Козельцовым. Юноше пророчили блестящую карьеру гвардейца, но он выбрал действующую армию. Ему стало «стыдно прохлаждаться в Петербурге, когда здесь гибнут за Отечество», к тому же он мечтал увидеть брата, которым безмерно гордился и восхищался.
Михаил зовет Владимира в Севастополь, но тот колеблется. Оказывается, юноша, как и многие другие военные на станции, на мели, более того – за ним числится долг в восемь рублей. Старший Козельцов выручает брата, погасив его долг.
Главы 8-18
Влекомые зовом долга, братья направляются в осажденный Севастополь. По дороге юношеский пыл Володи рисует яркие картины грядущих подвигов, которые он, плечом к плечу с Михаилом, совершит во имя Отечества.
Прибыв в город, объятый пламенем войны, братья расстаются у порога грозной реальности. Каждый следует в свой полк, и сердце Володи сжимается леденящим страхом перед неизвестностью, перед лицом смерти. Его преследует мучительная мысль о собственной трусости. Грохот разрывающихся снарядов терзает душу, и лишь в молитве Владимир находит утешение и силы противостоять охватившему его ужасу.
Михаил же, едва завидев на улице солдата из своего полка, не медля ни минуты, устремляется к пятому бастиону – оплоту обороны. Судьба сводит его с бывшим соратником, с которым он некогда сражался плечом к плечу, а ныне оказавшимся его командиром. Тот, хоть и без особого энтузиазма, но все же поручает Михаилу командование ротой. Теплота встречи с боевыми товарищами в казарме мгновенно рассеивает мрак военных будней – становится очевидным, что здесь Михаила ценят и искренне рады его возвращению.
Главы 19-24
Попадая в среду артиллеристов, Володя с легкостью находит общий язык с юнкером Влангом. Их знакомство перерастает в крепкую фронтовую дружбу. Вскоре судьба забрасывает молодых людей на Малахов курган – настоящий эпицентр смертельной схватки. Здесь, перед лицом беспощадной реальности войны, все теоретические познания Козельцова отходят на второй план. И все же, ему удается сохранить самообладание и продолжать выполнять свой долг.
Главы 25-27
Во время ожесточенного боя старший Козельцов, наблюдая страх, сковавший сердца его солдат перед натиском французов, принимает решение подавить панику собственным примером отваги. С саблей наголо, он бросается в самую гущу сражения. Михаил понимает, что идет на верную смерть, но именно эта мысль "придавала ему храбрости". В ходе схватки офицер получает смертельное ранение, однако его душу успокаивает сознание того, что он "с честью исполнил свой долг".
Смерть героя и отступление
Воодушевление Володи во время атаки не уберегло его от гибели. Французы, зайдя с тыла, нанесли ему смертельный удар. В отчаянной попытке спасти друга, Вланг опоздал. Город, ставший братской могилой, пришлось покинуть. Тяжесть утраты и гнетущее чувство, похожее на смесь раскаяния, стыда и злобы, овладело каждым отступающим.
Судьбы героев
Михаил Козельцов – пал смертью храбрых, получив смертельное ранение в бою.
Владимир Козельцов – погиб от рук французов во время штурма.
Вланг – вынужден отступить из Севастополя с горсткой выживших солдат.
Смысл трагедии
Толстой в своих "Севастопольских рассказах" без прикрас показывает суровую реальность войны, разрушая романтический ореол. Он отказывается от пафоса и героизации, представляя читателю пронзительный и честный рассказ очевидца о буднях сражений.
Этот краткий пересказ – лишь малая часть того, что открывается в полной версии "Севастопольских рассказов", прочтение которых настоятельно рекомендуется.