b733e4
Modal window id: popup-shopall

«Что делать?» — краткое содержание

«Что делать?» - краткое содержание
2.7K

Николай Чернышевский — 10 класс — 18 мин.

Роман «Что делать?» Николая Чернышевского был создан в 1862 – 1863 годах. Произведение принадлежит к литературному направлению «социологический реализм». Историки литературы относят данное произведение к жанру утопии.

Центральным сюжетом книги является романтическая история с благополучной развязкой. Одновременно в тексте затрагиваются социальные, экономические и философские вопросы того времени, темы любви, взаимоотношений родителей и детей, просвещения, важности силы человеческой воли. Кроме того, в романе присутствуют многочисленные намеки на грядущую революцию.

На сайте доступно онлайн-чтение краткого содержания романа «Что делать?». Подробный пересказ по главам будет полезен при подготовке к уроку литературы, для ведения читательского дневника.

Место и время действия

Сюжет произведения разворачивается в середине XIX века в Санкт-Петербурге.

Modal window id: popup-professionsbox

Главные герои

    ## Женщины, выбравшие свой путь

    • Вера Павловна Розальская – настоящая бунтарка с южным огнем в глазах. Она отвергала привычную роль жены, стремясь к независимости и самореализации. Её дерзкий дух нашёл воплощение в создании собственных швейных мастерских.
    • Дмитрий Сергеич Лопухов (Чарльз Бьюмонт) – врач, первый муж Веры Павловны. Инсценировав собственную смерть, он начал новую жизнь под именем Чарльза Бьюмонта.
    • Александр Матвеич Кирсанов – талантливый врач, друг Лопухова, ставший вторым мужем Веры Павловны.

    В сетях судьбы

    • Марья Алексевна Розальская – мать Веры Павловны, женщина с железной хваткой. Расчетливость и поиск выгоды определяли каждый её шаг.
    • Павел Константиныч Розальский – отец Веры Павловны, управляющий в доме Сторешниковых.
    • Михаил Иванович Сторешников– заметная и привлекательная фигура, покоритель женских сердец, ухаживал за Верой Павловной.
    • Жюли– французская дама с непростым прошлым, обрела своего русского возлюбленного, оказывала поддержку и симпатизировала Вере.
    • Мерцалов Алексей Петрович– близкий знакомый Лопухова, священник, обвенчавший Лопухова и Веру.
    • Мерцалова Наталья Андреевна– супруга Мерцалова, впоследствии подруга Веры.
    • Рахметов– приятель Лопухова и Кирсанова, отличался прямотой и смелостью своих взглядов.
    • Катерина Васильевна Полозова– жена Бьюмонта (Лопухова).
    • Василий Полозов– отец Катерины Васильевны.

    Краткое содержание

    I. Дурак

    Рассвет 11 июля 1856 года застал прислугу фешенебельной петербургской гостиницы у Московского вокзала в состоянии полнейшей растерянности. Накануне вечером, около девяти часов, у них остановился солидный господин. Однако на утро он не отозвался на стук. Встревоженные служащие, взломав дверь, обнаружили лишь записку: «В 11 часов вечера покидаю сие место и не вернусь. Ищите меня на Литейном мосту меж 2 и 3 часами ночи. Прошу никого не винить в моем исчезновении».

    По словам прибывшего полицейского чина, ночью на мосту действительно раздался выстрел. Там же была найдена простреленная шляпа пропавшего постояльца. Злые языки тут же окрестили произошедшее «делом дурака», списав все на некие вздорные мотивы.

    II. Начало расследования «дурацкого» дела

    Под тихий мотив французской песенки, юная дама коротила утро за рукоделием. Внезапно принесенное письмо вмиг вызвало поток слез. Вошедший юноша, пробежав записку глазами, задрожал: «Я нарушал Ваш покой. Покидаю сцену. Не скорбите; моя любовь к вам обоим столь велика, что решение это приносит лишь счастье. Прощайте». Женщина, с криком: «Его кровь на тебе!», обагрила кровью и свои руки.

    III. Вместо предисловия

    Автор признается в использовании излюбленного приема романистов – начать повествование с кульминации, выхваченной из середины или финала. Он размышляет о читателях, среди которых есть те, кем он искренне восхищается – «нравственно стойкие, деятельные, честные и умелые». Именно для них он и пишет, чувствуя, что это ему «еще по силам» и «уже позволено».

    Глава 1. Юность Веры Павловны в отчем доме

    I

    Вера Павловна появилась на свет в многоквартирном здании на улице Гороховой, принадлежавшем Сторешниковым. Управляющий домом Павел Константинович, его супруга Марья Алексеевна, дочь Вера и "9-летний сын Федя" проживали на четвертом этаже. Павел Константинович также занимал должность в государственном ведомстве.

    С 12-летнего возраста Вера обучалась в пансионе и занималась игрой на фортепиано. Обладая навыками шитья, она вскоре начала обеспечивать одеждой всю свою семью. Из-за смуглой, "как у цыганки" кожи, мать прозвала ее "чучелой", поэтому Вера привыкла считать себя невзрачной. Однако со временем мать перестала одевать ее в лохмотья и начала наряжать, надеясь найти богатого жениха для дочери. В 16 лет Вера сама начала давать уроки.

    Павла Константиныча начальник решил посвататься к девушке, но с этим долго тянул. Вскоре Розальских стал навещать сын хозяина Сторешников, уделяя немало внимания Верочке. Чтобы устроить их брак, Марья Алексевна даже приобрела дорогие билеты в оперную ложу, где находились хозяйский сын с друзьями, оживленно обсуждавшие что-то по-французски. Верочке было неловко, и она, сославшись на головную боль, ушла раньше.

    II

    Михаил Иваныч ужинал с другими кавалерами в популярном ресторане. Среди них была одна дама – мадмуазель Жюли. Сторешников сказал, что Вера его любовница. Жюли, видевшая Веру в опере, отметила, что она «великолепна», но явно не любовница Михаила – «он хочет купить ее».

    III

    На следующий день, когда Сторешников нанес визит Розальским, Вера, дабы скрыть суть разговора от матери, нарочно обратилась к нему по-французски. Она дала понять, что ей известно о вчерашнем – о том, как он выставлял её перед своими дружками в роли любовницы. Девушка попросила его не появляться больше в их доме и поскорее уйти.

    IV

    Жюли вместе со Сторешниковым явились к Вере под предлогом поиска учительницы музыки для племянницы (выдуманный, разумеется, повод). Целью визита было поведать Марье Алексеевне, что Михаил заключал пари с друзьями, объектом которых выступала Вера.

    V – IX

    В глазах Жюли Вера представлялась идеальной партией для Сторешникова: "Брак с ней, несмотря на её незнатное происхождение и, в сравнении с вами, скромное состояние, значительно поспособствовал бы вашей карьере". Она советовала Вере ответить согласием на ухаживания Сторешникова, видя в этом единственный выход из-под гнёта матери. Однако Вера не питала к Михаилу никаких тёплых чувств.

    Окончательно решившись, Сторешников сделал предложение Вере. Родители были в восторге, чего нельзя сказать о самой невесте. Она отказала Михаилу, но тот, не желая сдаваться, упросил не давать окончательного ответа. Встречая Веру, он был кроток, словно агнец. Так прошло несколько месяцев.

    Глава 2. Первая любовь и узы Гименея

    I

    Отец Веры решил подготовить младшего сына Федю к поступлению в гимназию и нанял студента-медика Лопухова. Во время занятий девятилетний мальчик, сам того не ведая, поведал учителю о сестре и её незадачливом женихе.

    II

    Дмитрий Лопухов не нуждался, поскольку с юношеских лет обеспечивал себя сам, давая уроки. В свои пятнадцать он уже не сидел на шее у родителей. Вместе со своим товарищем Кирсановым Лопухов снимал квартиру. В скором времени он должен был стать ординатором в одном из военных госпиталей Петербурга, а там и до профессорской кафедры в Академии было недалеко.

    III – VI

    Марья Алексеевна устроила «вечерок» в честь дня рождения дочери, куда пригласила и Лопухова. Во время танцев Дмитрий разговорился с Верой. Видя её подавленное состояние из-за предстоящего замужества, он пообещал помочь ей «избавиться от этого невыносимого положения».

    После вечера Вера не могла отделаться от мысли, как необычно получилось, что они с Лопуховым, едва познакомившись, смогли так быстро найти общий язык и стать близки духовно. Сама того не ожидая, девушка почувствовала, что влюбляется в Дмитрия, даже не подозревая, что её чувства взаимны.

    VII – IX

    Желание Марьи Алексевны удостовериться в отсутствии романтических чувств у Лопухова к Вере Павловне толкнуло её на отчаянный шаг: она решила подслушать их разговор. Слова Дмитрия Сергеевича о том, что «лишь жажда выгоды движет человеком», заронили в душу матери зерно сомнения. Однако ответ Веры, полное согласие с его точкой зрения, а также совет Лопухова принять предложение руки и сердца Михаила Иваныча, окончательно убедили Марью Алексевну в пользе бесед дочери с молодым человеком.

    X – XI

    Осознавая, что за ними следят, Лопухов, по настоянию Веры Павловны, начал поиски подходящего места гувернантки. Помощь в этом деликатном вопросе предложил Кирсанов.

    XII. Первое погружение Веры в мир грез

    Сон Веры перенес ее в темный, сырой подвал, откуда, как ни странно, открылась дверь прямо в бескрайнее поле. Но свобода оказалась иллюзорной – тело сковал паралич. Неожиданное прикосновение развеяло оцепенение, и Вера увидела перед собой девушку неземной красоты. Ее облик был подобен калейдоскопу, меняясь от утонченной англичанки до страстной испанки, от утонченной француженки до загадочной русской, отражая в каждом преображении гамму чувств и эмоций. Девушка назвалась «любовью к людям» – невестой всех женихов Веры. Проснувшись, Вера увидела себя во сне, шагающей по улицам города, освобождающей пленниц подвалов и исцеляющей девушек, скованных параличом.

    XIII – XVI

    Надежда Веры на самостоятельную жизнь рухнула – потенциальная гувернантка отказалась идти против воли родителей девушки. В отчаянии Вера стала подумывать о страшном – выброситься из окна, если гнетущее положение станет невыносимым.

    XVII – XVIII

    ## Неравный брак

    Вера и Дмитрий готовятся вступить в брак, обсуждая детали своего будущего совместного бытия. Девушка полна решимости зарабатывать на жизнь самостоятельно, чтобы не зависеть от мужа. Она представляет их союз скорее как партнерство двух свободных личностей: отдельные комнаты, общая гостиная – вот основа их будущей семьи.

    XX век на пороге

    Пока Дмитрий был занят делами, Вера жила в родительском доме. Однажды, во время прогулки с матерью до Гостиного двора, девушка неожиданно заявила, что обвенчалась с Дмитрием Сергеевичем. Оставив мать в недоумении, Вера села в первый попавшийся экипаж и скрылась.

    Тайное венчание

    За три дня до этого события Вера и Дмитрий действительно обвенчались. Лопухов уговорил своего знакомого священника Мерцалова провести обряд. Вспомнив о традиции целовать невесту в церкви, Дмитрий и Вера, чтобы избежать неловкости, поцеловались заранее.

    Оставив мать в неведении, Вера отправилась в квартиру, которую Дмитрий снял для них заранее. Лопухов, в свою очередь, отправился к родителям Веры, чтобы успокоить их и объяснить ситуацию.

    Глава 3. Венчание и повторная влюблённость

    I

    «Жизнь Лопуховых складывалась благополучно». Вера давала частные уроки, Лопухов трудился. Хозяева же, у которых проживали супруги, удивлялись их укладу: будто они не муж и жена, а брат с сестрой. Лопуховы входили к друг другу, предварительно стучась. Вера же считала, что это лишь способствует крепости брака и любви.

    II

    Вера Павловна открыла швейную мастерскую. Жюли помогла ей найти клиенток. Побывав у родителей и возвращаясь домой, Вера не понимала, как могла жить в «таких отвратительных тесных условиях» и «воспитываться с любовью к добру».

    III. Второй сон Веры Павловны

    Вере приснилось, что по полю прогуливались её муж и Алексей Петрович. Лопухов говорил другу, что существует «чистая грязь», «реальная грязь», из которой вырастает колос. А есть и «гнилая грязь» – «фантастическая грязь», из которой ничего не развивается.

    Марье Алексевне приснилась ее дочь, и она с горечью сказала, что заботилась о хлебе для нее, и если бы она сама не была злой, то и дочь не была бы доброй.

    IV

    Мастерская Веры Павловны постепенно росла и развивалась: сначала у нее было три швеи, а затем еще четыре. За три года их предприятие значительно расширилось, и почти все девушки стали жить вместе, имея общий стол и провизию, как это делается в больших хозяйствах.

    V – XVIII

    Однажды после прогулки Дмитрий Сергеич тяжело заболел воспалением легких. Кирсанов и Вера ухаживали за ним, пока тот не поправился. До этого случая Кирсанов редко бывал у них, поскольку давно был влюблен в Веру.

    Кирсанов и Лопухов были людьми, которые без связей и знакомств проложили себе путь в жизни. Кирсанов, будучи медиком, уже имел кафедру и был известен как мастер своего дела.

    Находясь у Лопуховых во время болезни друга, Кирсанов понимал, что идет по опасной для себя дороге. Несмотря на то, что его привязанность к Вере возобновилась с новой силой, ему удавалось сохранять самообладание.

    XIX. Третий cон Веры Павловны

    Вере приснилось, что она читает свой собственный дневник. Из него она поняла, что любит Лопухова за то, что он "вывел ее из подвала", и что раньше она не знала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет в муже.

    ХХ – XXI

    У Веры появилось предчувствие, что она не любит своего мужа. Лопухов начал задумываться о том, что он может не удержать ее любовь. Проанализировав последние события, Лопухов понял, что между Кирсановым и Верой зарождаются чувства.

    XXII – XXVIII

    Лопухов настоятельно пригласил Кирсанова чаще навещать их дом. Вера осознала свою глубокую привязанность к Кирсанову и написала мужу прошение с искренними извинениями, признавшись в любви к Александру. На следующий день Лопухов отправился к родственникам в Рязань. Спустя полтора месяца он вернулся, пробыл три недели в Петербурге, а затем уехал в Москву. Лопухов выехал 9 июля, и уже 11 числа «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».

    XXIX – XXX

    Общий знакомый Лопуховых, Рахметов, предложил помочь Вере. Он был осведомлен о планах Лопухова и передал записку, в которой тот сообщал о своем намерении «сойти со сцены».

    Прозвище Никитушка Ломов, которое носил Рахметов, было связано с именем бурлака, известного своей могучей силой, ходившего по Волге. Рахметов тяжело трудился над собой, чтобы обрести "непомерную силу". Он славился своей резкостью и прямолинейностью в общении, и даже практиковал сон на гвоздях, испытывая свою силу воли. Автор считает, что такие личности, как Рахметов, "придают жизни всех цветущий вид; без них она бы захирела".

    XXXI

    Автор пишет, что изобразил "обыкновенных порядочных людей нового поколения, которых он встречал множество. Он выбрал троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова и Кирсанова".

    Глава 4. Второе замужество

    I - III

    Жарким июльским днём 1856 года в Берлин пришло письмо, адресованное Вере Павловне. Отправителем значился "бывший студент-медик", однако истинные слова в нём принадлежали Дмитрию Сергеичу. Лопухов, осознавая необратимость перемен в их с Верой отношениях, анализировал свои промахи и настаивал, что его место должен занять Кирсанов.

    IV – XIII

    Вера расцветала рядом с Кирсановым. Их объединяла любовь к чтению и оживлённым дискуссиям. Однажды, в пылу спора, Вера заявила, что "женщина устроена, пожалуй, сложнее мужчины", превосходя его в силе и выносливости.

    "Чтобы стать по-настоящему стойким," - размышляла Вера, - "нужно дело, от которого невозможно отречься, которое нельзя отложить". В пример она привела Рахметова, для которого общественное благо стояло выше личного счастья, в то время как для неё и Александра важна была, прежде всего, собственная жизнь.

    Стремясь к равенству со своим мужем, Вера решила посвятить себя медицине. В то время это считалось делом, компрометирующим для женщины, поскольку медицина была преимущественно мужской сферой деятельности.

    XIV

    Вера и Александр отмечают, что с течением времени их чувства становятся все крепче. Кирсанов убежден, что без своей супруги он давно бы перестал профессионально расти и развиваться.

    XVI. Четвертый сон Веры Павловны

    Вере приснилось поле, усыпанное цветами, цветущие кустарники, лес и великолепный дворец. Ей показали трех цариц-богинь, которым поклонялись. Первой была Астарта, которая была рабыней своего мужа. Второй была Афродита, которую возносили лишь как источник наслаждения. Третьей была "Непорочность", при этом Вере показали рыцарский турнир и рыцаря, который влюбился в недоступную даму сердца. Рыцари любили своих дам только до тех пор, пока те не становились их женами и подданными.

    Слова проводницы Веры эхом отозвались в ее душе: царства прежних властительниц рушатся, уступая место новому времени, ее времени. Осознание озарило Веру – именно она и есть та самая проводница, новая царица перемен. Суть ее предназначения, по словам наставницы, заключалась в одном простом, но емком слове – равноправие. В эту ночь Вере привиделась Новая Россия – страна счастливых людей, объединенных созидательным трудом.

    XVII

    Прошел год, и мастерская Веры расцвела, словно дивный цветок. За ее безупречной работой зорко следила Мерцалова, ставшая управляющей первой мастерской. Вскоре слава о творениях Веры достигла Невского проспекта, где открылся их собственный магазин.

    XVIII

    В письме, полном восторженных слов, Екатерина Васильевна Полозова делилась с неизвестным адресатом своим знакомством с Верой Павловной. Мастерская произвела на нее неизгладимое впечатление.

    Глава 5. Новые горизонты и развязка

    I

    Судьба свела юную Катю Полозову с семьёй Кирсановых в непростой для неё период. Её отец, в прошлом бравый военный, сколотивший немалое состояние, неожиданно лишился всего из-за конфликта с влиятельным человеком. Из преуспевающего предпринимателя он в одночасье превратился в почти нищего, хоть и сохранившего остатки былой роскоши.

    II – V

    Когда Кате исполнилось семнадцать, её цветущее здоровье дало трещину. Девушка стала стремительно чахнуть, и ни один лекарь не мог понять причины недуга. Среди тех, кто пытался помочь Кате, был и молодой Александр Кирсанов. Врачебная интуиция и тонкая душевная организация подсказали ему, что причина кроется в несчастной любви, тайно терзающей юное сердце.

    Богатство юной наследницы привлекало толпы женихов. Полозов быстро понял, что Соловцов пленил сердце его дочери. Однако, видя в нем «злокачественную натуру», отец Кати не одобрял этого союза. Однажды, после едкой реплики Полозова, визиты Соловцова прекратились, сменившись потоком отчаянных писем к Кате. В этих строках, перечитываемых множество раз, девушка разглядела знаки пылкой любви, и это погрузило ее в пучину томления.

    Полозов стоял на своем: никакого замужества с Соловцовым. Он был готов смириться даже с худшим – смертью дочери.

    VI – VIII

    На медицинском совете доктор Кирсанов огласил свой неутешительный вердикт: недуг Елены Полозовой не оставлял ей надежды на выздоровление. Единственным способом облегчить ее страдания, по мнению врача, было дать ей смертельную дозу морфия. Ошеломлённый таким заявлением, Полозов предоставил дочери полную свободу действий, позволив ей самой распорядиться своей судьбой. Спустя три месяца было объявлено о помолвке Елены. Однако вскоре девушка, осознав всю тяжесть своей ошибки, разорвала отношения с женихом. Её мировоззрение претерпело кардинальные изменения: она нашла утешение в том, что её отец лишился своего состояния, а «безвкусная, унылая и отвратительная толпа» отвернулась от них.

    IX

    С целью поправить своё финансовое положение Полозов принял решение продать стеариновый завод. После долгих и мучительных поисков покупателя он наконец нашёл его в лице Чарльза Бьюмонта, представлявшего интересы лондонской компании «Ходчсон, Лотер и К».

    X

    Бьюмон делился, что его отец, приехавший из Америки, работал «винокуром на заводе в тамбовской губернии», но после смерти жены вернулся на родину. Когда отец Бьюмона скончался, Чарльз устроился в лондонскую контору, имевшую дела с Петербургом, и попросился на место в России.

    XI – XII

    Полозов пригласил Бьюмонта на обед. Во время беседы Катя выразила желание заниматься полезным делом. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой и рассказать, как обстоят ее дела.

    XIII – XVIII

    Бьюмонт стал частым гостем в доме Полозовых. Полозов считал его подходящей партией для Катерины. Катерина и Чарльз полюбили друг друга, но сдерживали свои чувства.

    Чарльз сделал Катерине предложение, предупредив, что уже был в браке. Девушка поняла, что его бывшей женой была Вера. Тем не менее, Катерина дала ему согласие.

    XIX – XXI

    На следующий день Катерина посетила Веру с радостной новостью о скором знакомстве с будущим супругом. Каково же было изумление и радость Кирсановых, когда им представился Лопухов! Оказалось, Дмитрий, инсценировав собственную кончину, сменил имя и уехал искать счастья за океан, но судьба распорядилась иначе, вернув его на родину. В тот же вечер семьи решили подыскать жилье поближе друг к другу, чтобы укрепить вновь образовавшиеся родственные узы.

    XXII

    Обе семьи жили душа в душу, уважая уклад и привычки друг друга. Швейные мастерские процветали, их количество увеличилось до трёх – Катерина Васильевна организовала собственную. Вера Павловна готовилась к судьбоносному событию – сдаче экзамена на врача.

    XXIII

    Годы летели, дружба героев крепла. Автор переносит нас на многолюдное гуляние, где среди молодежи выделяется дама в траурном наряде. "Влюбляться и жениться следует осмотрительно, без обмана", - учит она.

    Глава 6. Смена декораций

    «- В Пассаж! – провозгласила женщина в темном одеянии, но теперь она была совсем другой: ярко-розовое платье, розовая шляпа, белая накидка, в руке – великолепный букет». Она ждала этого момента более двух лет. Однако автор, не желая продолжать, завершает свое повествование.

    Что в итоге?

    Вера Розальская — готовится сдавать экзамен на медика, замужем за Кирсановым.

    Кирсанов — женат на Вере, друг Лопуховых.

    Лопухов — женат на Кате, друг Кирсановых.

    Екатерина Бьюмонт — открывает собственную швейную мастерскую, воспитывает сына.

    Заключение

    «Что делать?» Чернышевского захватывает читателя не только увлекательным сюжетом, но и плеядой ярких, волевых личностей – «новых» людей. Это и Вера Павловна, и Кирсанов, и Лопухов, над которыми словно маяком возвышается, сохраняя таинственную отстраненность, фигура Рахметова. Всех их объединяет стремление к самосовершенствованию, неустанный труд над собой и, что особенно важно, готовность посвятить себя «общему делу». По сути, перед нами портреты революционеров своего времени.

    Образ Веры Павловны, главной героини романа, разрушает привычные для той эпохи представления о женщине. Она бросает вызов родительской воле, не страшится общественного порицания, открывает собственные мастерские, а впоследствии становится врачом. Вера Павловна – это настоящий источник вдохновения для окружающих, пробуждающий в них стремление к саморазвитию и желание служить общему благу.

    Не ограничивайтесь поверхностным знакомством с «Что делать?». Окунитесь в удивительный мир романа Чернышевского полностью – и он откроет вам много нового.

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость