Из чего будет состоять ЕГЭ по истории в 2025 году
На ЕГЭ по истории ученикам предстоит выполнить 21 задание разного уровня сложности. В КИМ они поделены на 1 и 2 часть. 1 часть экзаменационной работы включает 12 заданий. В каждом из них нужно будет записать краткий ответ.
2 часть ЕГЭ по истории содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. Вне зависимости от варианта, у каждого задания есть особенности:
-
№13 и №14 — комплекс заданий, где нужно будет проанализировать письменный исторический источник;
-
№15 и №16 — комплекс заданий, в которых предлагают проанализировать изображения;
-
№17 — задание о Великой Отечественной войне, где ученик должен проанализировать 2 источника, найти нужную информацию и сделать выводы;
-
№18 — задание, которое проверяет умение обозначать причинно-следственные связи;
-
№19 — задание, где нужно будет показать знание исторических понятий и умение пользоваться ими;
-
№20 — задание, в котором предложат сравнить исторические события, явления или процессы;
-
№21 — задание, где нужно сформулировать аргумент для точки зрения из условия.
Распределение заданий и баллов по частям ЕГЭ по истории | |||
---|---|---|---|
Части | Типы заданий | Количество заданий | Первичные баллы |
Часть 1 | С кратким ответом | 12 | 20 |
Часть 2 | С развёрнутым ответом | 9 | 22 |
Итого | 21 | 42 |
Что изменится в ЕГЭ по истории с прошлого года
Тем, кто будет сдавать экзамен в 2025 году, можно выдохнуть. В спецификации к предстоящему ЕГЭ по истории специалисты ФИПИ уже подтвердили, что изменений не будет.
Разбор сложных заданий ЕГЭ по истории 2025 года
Задание №18
Что проверяет: не только знание причинно-следственных связей, но и умение аргументировать ответ.
После смерти Мстислава Великого Русь окончательно вступила в период феодальной раздробленности. Укажите:
В этом задании можно указать такие элементы:
-
Экономической причиной распада Древней Руси можно считать упадок торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь больше не объединял княжества, а значит — исчезала заинтересованность в сохранении единого государства.
-
Политической причиной стало появление княжеств-отчин, которые наследовались от отца к сыну. Князья больше не хотели передавать свои земли по лествичному праву и выходили из подчинения Киеву, что приводило к распаду единого государства.
-
Последствием, связанным с обороноспособностью государства, стало её резкое ослабление. Отсутствие центральной власти означало невозможность создать единое войско и совместно противостоять сильным захватчикам. Например, монголам в XIII веке.
Когда будете выполнять это задание, помните: причина — то, что вызвало какое-то событие и то, что было строго до события. На ЕГЭ причина — это также предпосылка.
А последствие — это то, к чему привело событие и то, что произошло строго после события.
Это важно
Причина и последствие не являются частью самого события.
Закрепим результат на примере. Допустим, в задании вы встречаете: «В 1721 году завершилась Северная война. Укажите последствие данной войны».
Неправильно | Правильно |
---|---|
Следствием Северной войны стало подписание Ништадтского мира, по которому Россия получила выход к Балтийскому морю. | Следствием Северной войны стало активное развитие российской торговли на Балтийском море, поскольку по условиям Ништадтского мира к России отошли территории Прибалтики, выгодно расположенные для торговли с Европой. |
Оценка: подписание договора и его условия — тоже часть войны, а значит они не являются последствием | Оценка: эта перефразированная суть договора засчитывается, поскольку есть выход за рамки процесса. |
Ещё немного советов для тех, кто хочет получить побольше баллов за это задание:
-
Не пишите ненужные элементы: даты, звания, инициалы. Но бывают и исключения, когда они необходимы.
-
Соблюдайте формат — чётко отделяйте аргументы друг от друга, делите их на пункты.
-
Не пишите больше трёх позиций, потому что за неправильные аннулируют весь элемент!
-
Нужно написать такой аргумент, после которого у проверяющего не должно остаться вопросов. Обязательно объясняйте свои тезисы. Нужно чётко показать связь между событием, причиной и следствием. То есть выделить факт и объяснить его в контексте причины или следствия, превратив в аргумент.
-
Пользуйтесь схемой аргумента: факт + объяснение.
Снова обратимся к примеру. Предположим, на ЕГЭ вы встретили такое задание: «В 988 году Владимир Святой крестил Русь. Укажите культурное последствие этого события».
Неправильно | Правильно |
---|---|
Последствием Крещения Руси стало развитие культуры. | Последствием Крещения Руси стало развитие культуры. Благодаря принятию христианства восточного (византийского) образца усилился культурный диалог Руси с Византией. На Русь стали приезжать греческие иконописцы и архитекторы, начали зарождаться живопись и каменное строительство (например, Десятинной церкви), а также распространение получила славянская письменность — кириллица, на которой стали составляться летописи и другие тексты. |
Здесь у проверяющего сразу будет вопрос: «Что изменилось в культуре Древней Руси? В чём именно проявлялось её развитие после крещения?» | Это исчерпывающий ответ с конкретикой, который устроит проверяющего. |
Также помните о ловушках, которые могут скрываться в заданиях. Чтобы не ошибиться, пристально следите за формулировками условия. Примеры:
-
Укажите экономическое последствие Ливонской войны → можно писать только о тех событиях, что произошли после войны, то есть после 1583 г.
-
В 1558 г. началась Ливонская война. Укажите политическое последствие данного события → в данном случае речь идёт именно о начале войны. Последствием этого события могут быть события самой войны (1558–1583 гг.).
Задание №19
Что проверяет: знание терминов и умение их использовать.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закуп». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
-
Смысл понятия, например: в Древней Руси, человек, получивший землевладельца ссуду и из-за этого попавший к нему в зависимость.
-
Факт, например:
-
Правовое положение закупов определялось согласно Русской Правде.
-
Превращение закупа в полного холопа могло наступить и в случае совершения им кражи, причём независимо от размера стоимости украденного.
Вот несколько советов, которые помогут выполнить задание на максимальный балл:
-
Пишите факт в любом случае! За него можно получить балл без правильного определения к термину.
-
Не пишите запасные факты. За неверную позицию снимают баллы.
-
Чтобы дать правильное определение, нужны родовые и видовые отличия.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Закуп — человек, попавший в зависимость. | Закуп — в Древней Руси, человек, получивший от землевладельца ссуду и из-за этого попавший к нему в зависимость. |
Советуем также делить ответ на пункты. Нельзя, чтобы определение и факт были написаны одним предложением через запятую.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Полюдье — способ сбора дани в Древней Руси, заключающийся в объезде князем подвластных ему земель и взимании с них поборов, в ходе которого был убит князь Игорь. | Определение: Полюдье — способ сбора дани в Древней Руси, заключающийся в объезде князем подвластных ему земель и взимании с них поборов. Факт: В ходе полюдья древлянами был убит Киевский князь Игорь. |
Факт не должен повторяться в определении. Не пытайтесь специально «не дописать» определение, чтобы написать необходимую часть определения в факт.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Определение: Рядович — категория зависимого населения в Древней Руси. Факт: Рядовичи зависели по договору. |
Определение: Рядович — категория зависимого населения в Древней Руси, человек, который заключал ряд (договор) и должен был выполнять работу по этому договору. Факт: Рядовичи, как категория зависимых людей, были определены согласно Русской Правде. |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Как будут оценивать готовые работы на ЕГЭ по истории
Критерии для заданий с кратким ответом
Если ученик верно выполнит задания №2, №8–№11, каждый из его ответов оценят 1 первичным баллом. При этом ответ должен совпадать по форме с эталоном.
Задания №1, №3, №5–№7 и №12 могут оценить максимум 2 баллами. Чтобы получить такой результат, форма ответов также должна соответствовать условиям. Если будет ошибка в 1 символе, балл снизят до 1. В остальных случаях поставят 0 баллов.
Задание №4 — самое «дорогое» в 1 части ЕГЭ по истории. Если верно его выполнить, можно получить 3 тестовых балла. При этом 2 балла поставят, если 1 символ в ответе не соответствует эталону, 1 — если таких ошибок 2 или 3. В остальных случаях задание оценят 0 баллов.
Критерии для заданий с развёрнутым ответом
Текст критериев 2 части экзамена опирается сами задания. Для примера мы будем использовать те, что даны к демоверсии ЕГЭ по истории, опубликованной на сайте ФИПИ.
Задание №13 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
2 | Ученик правильно указал десятилетие, руководитель партии и название правительства. |
1 | Ученик правильно указал любые два элемента ответа. |
0 | Ученик правильно указал любой 1 элемент ответа. ИЛИ Ответ неверный. |
2 | Максимальный балл |
Задание №14 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
2 | Ученик правильно ответил на 3 вопроса. |
1 | Ученик правильно ответил на 2 вопроса. |
0 | Ученик правильно ответил на 1 вопрос. ИЛИ Ответы на все вопросы неверны. |
2 | Максимальный балл |
Задание №15 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
2 | Ученик правильно указал князя и привёл верное обоснование. |
1 | Ученик правильно указал только князя. |
0 | Ученик неправильно указал князя или не указал его вообще. |
2 | Максимальный балл |
Задание №16 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
2 | Ученик правильно указал цифру и город. |
1 | Ученик правильно указал только цифру. |
0 | Ученик неправильно указал цифру или не указал её вообще. |
2 | Максимальный балл |
Задание №17 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
3 | Ученик правильно указал название битвы, месяц и год, когда она началась, а также ответил на вопрос. |
2 | Ученик правильно указал любые два элемента ответа. |
1 | Ученик правильно указал любой 1 элемент ответа. |
0 | Ученик ответил на вопрос общими рассуждениями, которые не подходят условию задания. |
3 | Максимальный балл |
Задание №18 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
3 | Ученик правильно указал 3 элемента ответа. |
2 | Ученик правильно указал любые два элемента ответа. |
1 | Ученик правильно указал любой 1 элемент ответа. |
0 | Ученик ответил на вопрос общими рассуждениями, которые не подходят условию задания. ИЛИ Ответ неверный. |
3 | Максимальный балл |
Задание №19 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
2 | Ученик правильно раскрыл смысл понятия и привёл исторический факт, который его конкретизирует. |
1 | Ученик правильно раскрыл смысл понятия, но не привёл исторический факт, который его конкретизирует. ИЛИ Ученик неправильно раскрыл смысл понятия, но привёл исторический факт, который его конкретизирует. |
0 | Остальные случаи. |
2 | Максимальный балл |
Задание №20 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
3 | Ученик правильно сформулировал тезис и привёл 2 обоснования на основе исторических фактов. |
2 | Ученик правильно сформулировал тезис и привёл 1 обоснование на основе исторических фактов. ИЛИ Ученик привёл 2 обоснования на основе исторических фактов, но в 1 из них есть несущественная неточность. |
1 | Ученик правильно сформулировал тезис и привёл 1 обоснование на основе исторических фактов, но в нём есть несущественная неточность. ИЛИ Ученик неправильно сформулировал тезис и привёл 1 обоснование на основе исторических фактов. ИЛИ Ученик правильно сформулировал тезис и привёл не менее 1 исторического факта, но его суждения не обосновывает тезис. |
0 | Остальные случаи. |
3 | Максимальный балл |
Задание №21 | |
---|---|
Баллы | Критерии |
3 | Ученик привёл по 1 аргументу для России и колоний Англии. |
2 | Ученик только 1 аргумент для России или колоний Англии. |
1 | Ученик правильно сформулировал тезис и привёл 1 обоснование на основе исторических фактов, но в нём есть несущественная неточность. ИЛИ Ученик неправильно сформулировал тезис и привёл 1 обоснование на основе исторических фактов. ИЛИ Ученик правильно сформулировал тезис и привёл не менее 1 исторического факта, но его суждения не обосновывает тезис. |
0 | Ученик не сформулировал аргументы, сделал это неверно или привёл рассуждения общего характера. |
3 | Максимальный балл |
5 советов тем, кто хочет набрать 100 баллов на ЕГЭ по истории в 2025 году
Совет №1. Начните заниматься заранее и по плану
Планирование и время — ваши главные козыри в подготовке к ЕГЭ. Если грамотно организовать первое и запастись вторым, можно подготовиться на высокий балл даже самостоятельно.
План должен быть индивидуальным. Если будете составлять его сами, учтите:
-
ваш темп обучения;
-
темы, которые вы знаете отлично, и те, на которые стоит сделать акцент;
-
ваше расписание — нужно проследить, чтобы подготовка и другие занятия не ущемляли друг друга, возможно, это потребует пересмотреть приоритеты;
-
оставшееся время до экзамена;
-
соотношение теории и практики, которое вам подойдёт.
Но помните: в расписании должно остаться достаточно времени на отдых и общение. Их недостаток может пошатнуть ваше моральное состояние. Это только ухудшит результат на экзамене, лучше не рискуйте.
Совет №2. Подберите материалы
Готовиться по одним школьным учебникам и конспектам не получится. Материалы для подготовке к ЕГЭ по истории должны быть:
-
актуальными, т. е. охватывать все темы, которые могут встретиться вам на экзамене;
-
понятными, т. е. написанными простым языком и наполненные примерами;
-
разнообразными, т. е. включать конспекты, атласы, таблицы с датами и всё, что нужно для практики в разных видах.
Кстати, о последней. Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по истории, важно сочетать форматы. Пусть в вашем плане найдётся место и для тестов, и для заданий по конкретным темам, и для полноценных пробных экзаменов. Пусть и ваша практика будет разнообразной.
Совет №3. Научитесь эффективно запоминать даты и факты
Зубрить целые конспекты и десятки страниц дат одновременно — это один из вредных советов, которые вы можете себе дать. Вместо этого предлагаем 5 других вариантов. Они эффективнее и не будут так сильно вгонять вас в стресс.
5 способов запомнить даты и события для ЕГЭ по истории | |
---|---|
Способ | Что нужно делать |
Стикеры | Напишите даты и события, которые нужно запомнить, на стикеры. А после расклейте их в тех местах дома, где вы часто бываете. Теперь каждый раз, когда вы будете чистить зубы перед сном или искать перекус, можно будет повторять дату Ледового побоища или последствия реформ Александра II. |
Карточки | Напишите на одной стороне дату, а на другое — событие. Затем вытягивайте по одной, когда захотите повторить теорию, и проверяйте сами себя. Такие же карточки можно сделать для другого материала. Например, для событий и их причин или последствий. |
Ассоциации | Чтобы запомнить имена или даты, попробуйте ассоциировать их со знакомыми вам образами. |
Таблицы | Составьте таблицу и запишите в неё только самое важное. Мозгу будет проще запоминать информацию, если её структурировать. |
Познавательные виды досуга | Исторические фильмы по темам ЕГЭ, выставки в музеях и галереях, театральные постановки — всё это поможет запомнить имена и даты. А ещё снизит уровень стресса. Так вы убьёте сразу двух зайцев разом. |
Совет №4. Изучите официальную информацию об экзамене
В этом поможет сайт ФИПИ. В разделе, посвящённом ЕГЭ по истории, вы найдёте:
-
Демоверсию. Пробный вариант экзамена 2025 года, где можно просмотреть все задания, ответы на них и критерии, по которым их будут оценивать.
-
Спецификацию. Документ с общей информацией об экзамене по истории: количестве заданий и частей, их сложности, распределением баллов и т. д.
-
Кодификатор. Сборник тем, задания по которым встретятся на экзамене, а также перечень проверяемых навыков.
На том же сайте советуем узнать расписание ЕГЭ в этом году. Там указано, когда и какие этапы экзамена будут проходить.
Всё это поможет вам больше узнать о том, с чем придётся иметь дело в день Х. Это снизит уровень страха перед экзаменом, ведь больше всего школьники боятся неизвестности.
Совет №5. Готовьтесь с преподавателем
Подготовиться к ЕГЭ самому возможно, но только если у вас нет цели получить высокие баллы и пройти на бюджет. В остальных случаях лучше не рисковать — ни поступлением, ни своим моральным состоянием. Преподаватель возьмёт на себя все заботы, связанные с программой, материалами и расписанием.
В Skysmart ребята готовятся к ЕГЭ по истории с педагогом, который уже не первый год приводит учеников к высшим баллам. Занятия проходят онлайн и в группах. При этом никто никому не мешает: ученики не слышат и не видят друг друга, только учителя. Задавать вопросы можно в чате — так никто не уйдёт с урока, не поняв тему.
Подготовка к ЕГЭ по истории в Skysmart — это:
-
комплексная программа: пройдём все темы, которые могут быть на экзамене, ничего не упустим;
-
авторские материалы: только актуальная теория, которую мы изложили понятным языком;
-
никаких экспериментов: образовательный трек, проверенный учениками, которые уже сдали ЕГЭ на 90+ баллов;
-
много практики: домашка, Тренажёр ЕГЭ, задания всех форматов, разбор ошибок и пробные экзамены с ручной проверкой каждый месяц.
Каждый ученик получает подробную обратную связь от преподавателя. Он расскажет, где уже есть крутая динамика, а на какие темы стоит сделать упор. Ребята и сами могут следить за своим прогрессом: мы сохраняем статистику в личном кабинете. А если останутся вопросы, поддержка на связи 24/7.
В Skysmart можно заниматься с гарантией результата. Мы пропишем в договоре, что ученик сдаст 3 ЕГЭ на 240+ баллов, если выполнит необходимый минимум от программы. А если не получится, вернём деньги.
Начните с бесплатного вводного урока! Там методист ответит на все вопросы и поможет определить уровень знаний.